Храмы московской областиодинцовский район. Житие святой людмилы Рояли и пальмы

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По одной из версий она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель.

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности - входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага.

Супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако, под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава.

За время своего регентства Людмила смогла сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия, его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава), в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и, по решению сейма, до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность . Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Прими, святой, похвалу из окаянных уст, которые не могут восхвалить тебя по достоинству,

и моли милостивого Бога даровать нам великую милость.

Из службы святому Вячеславу

Святой Вячеслав. Иконописец: Ленка Влкова. Конец 1990-х годов. Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия в Праге. фото: Владимир Поморцев.

По смерти Борживоя (889) на княжеский престол взошел его старший сын Спитигнев. Он продолжил добрую семейную традицию: завершил постройку храма Пречистой Богородицы в Праге, начатую еще Борживоем, заложил храм Петра и Павла в Будече, при котором вскоре возникла латинская школа. Но ранняя смерть оборвала его жизнь (905), и княжеский престол в Праге перешел к его младшему брату Братиславу, во время правления которого христианство окончательно утвердилось в Чехии, причем в двух формах - славянской, наследованной от Кирилла и Мефодия, и латинской.

В Праге Вратислав строит еще один храм, посвящая его святому великомученику Георгию, покровителю воинов. И это имеет свое объяснение: Чехия в этот период ведет упорную войну с венграми.

Вратислав и его супруга Драгомира имели четырех дочерей и двух сыновей: старшего, Вячеслава, родившегося в 907 году, и младшего, Болеслава. Как наследник престола, Вячеслав получил великолепное для своего времени образование. Княгиня Людмила хотела видеть во внуке своем истинного христианина и заботилась в первую очередь о его нравственном воспитании, тем более что отрок от природы был кроток, добр и целомудрен.

Под руководством духовника святой Людмилы юный Вячеслав изучил славянский язык. Видя успехи сына, отец отправил его в город Будеч, где он овладел латинским и греческим языками и другими науками. Своими познаниями юный князь удивлял даже учителей. Он был очень опытен в разумении книг церковных, вельможи даже сетовали, что тот, кто должен быть князем, «испорчен священниками и есть сущий монах».

Когда умер Вратислав (921), Вячеславу было четырнадцать лет, и управлять княжеством от имени сына стала мать его Драгомира. Она приблизила к себе язычников, которых еще много оставалось в княжестве, стала отменять порядки, введенные Борживоем и Вратиславом. Семейные распри усиливались, дела в княжестве приходили в упадок. Святой Вячеслав, испытывая любовь к монашеству, имел намерение отказаться от правления, но блаженная Людмила, скорбя о несчас- тиях отчизны и ревнуя об общем благе, уговорила Вячеслава вступить в управление княжеством. Благочестивый Вячеслав выполнил совет своей мудрой бабки, уступив при этом младшему брату Болеславу половину княжества.

Такой поворот событий не отвечал тщеславным замыслам Драгомиры. Она старалась всячески изолировать Вячеслава от священников и книжников и подчинить своему влиянию. Затаив до времени злобу, она отыскивала средства отомстить своей свекрови. Ей удалось поселить семена вражды против Людмилы и Вячеслава в сердце младшего сына Болеслава.

Святая Людмила, видя внука воцарившимся, удалилась в Тетин, но и там настигла ее месть Драгомиры. Убийцы, посланные невесткой, ворвались в покои блаженной княгини и накинули петлю на старческую выю. Душа мученицы отлетела в небесные селения, и многими чудесами Господь ознаменовал ее праведность.

На долю молодого князя выпало много испытаний. Одолевали внешние и внутренние враги. В 922 году на Чехию совершил поход баварский князь Арнульф. Коварные вельможи, желая добиться своей цели, стали восстанавливать Вячеслава против матери, обвиняя ее в убийстве святой Людмилы. Вячеслав, поверив этим словам, отправил Драгомиру в Будеч. Но, воспитанный своей святой бабкой в благочестии, он, памятуя евангельскую заповедь о почитании родителей, возвращает Драгомиру обратно в свой дом, молясь Богу: «Господи Боже мой, не вмени мне сего в грех». И с этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась благоволению его и доброте. В 924 году Вячеслав наконец стал единовластным правителем страны. Одним из первых его действий было торжественное перенесение останков своей бабушки святой Людмилы из Тетина в Прагу. Были возвращены на свои места приближенные Людмилы, в том числе и священники. Князь продолжал строить храмы, заботясь о духовном просвещении своего народа. Всем он делал добро: выдал замуж четырех своих сестер с богатым приданым, заботился о вдовах и сиротах, кормил увечных, выкупал пленных. И всюду прославилось имя доброго и праведного князя Вячеслава, устраивавшего по-христиански как дела семейные, так и дела государственные.

Когда напал на княжество соседний князь Радислав, Вячеслав послал спросить его о том, что послужило причиной нападения. Если он, Вячеслав,

Корона святого Вячеслава, скипетр и держава на выставке в Пражском Граде. Чешские коронационные регалии выставляются только один раз в пять лет. Фото: Владимир Поморцев.

не прав в чем-либо пред ним, пусть скажет о вине, и удовлетворение будет сделано. Радислав отвечал, что Вячеслав должен уступить ему Богемию. Тогда Вячеслав вывел в поле сильное войско, но ему все-таки не хотелось проливать кровь ближних, и он послал Радиславу предложение: «Спор идет между нами двумя; тебе хочется владеть Богемиею, а я не согласен уступить. Пусть бой между нами двумя решит дело. К чему кровавою битвою войск доводить дело до того, что тебе, пожалуй, не над кем будет и властвовать». Оба князя выступили на середину поля, войска их стояли в безмолвном ожидании. И вот внезапно увидел язычник светлый крест, сияющий пе-ред лицом святого, ибо ангелам своим заповедал Господь охранять праведника в путях его. Тогда пал Радислав к ногам Вячеслава, прося себе прощения, и благодушно отпустил его святой князь.

Благочестие Вячеслава подтверждает и такой случай. Однажды святой князь был приглашен императором Оттоном на сейм, но, будучи задержан в пути делами милосердия, явился после других, чем вызвал их неудовольствие. Но когда святой Вячеслав предстал пред лицом кесаря, тот с высоты престола своего увидел, что князя вводят в собрание ангелы и на челе его сияет золотой крест. Умиленный кесарь с особенным вниманием и лаской принял князя Вячеслава и предложил исполнить любую его просьбу. Тогда Вячеслав испросил себе у кесаря частицу мощей святого мученика Вита и, возвратясь в Прагу со священным даром, основал церковь во имя этого святого. Тогда же он перенес мощи и святой бабки своей Людмилы в Прагу в храм святого Георгия, построенный отцом его.

Трудно перечислить все благочестивые подвиги милосердия и любви Христовой, которыми обогатил себя Вячеслав.

Он выкупал у язычников детей, чтобы, окрестив, посвятить на служение Богу. Часто по ночам занимался печением просфор или с верным старым слугой блаженным Подивоем, которому были открыты все тайные его милостыни, в зимнее ненастье босыми ногами шел на молитву в какой-либо отдаленный монастырь. Когда Поди- вой не мог выносить холода, Вячеслав приветливо говорил ему: «Теперь зима, старче, ступай лучше по моим следам». И усердный слуга не только не чувствовал холода, но даже ноги у него горели от тепла. А святой Вячеслав, ступая первым по замерзшей земле, иногда до крови обдирал себе ноги.

За высокие добродетели Господь одарил святого Вячеслава даром прозорливости, и нередко предсказывал он будущее; так, благодаря божественному предвидению, он предотвратил готовившийся против него братом заговор и, воздавая хвалу Господу, дал обет основать церковь во имя мученика Вита. Получив благословение от епископа, он собрал строителей и сам начал на своих плечах носить известь и своими руками заложил и окончил церковь, в которой после освящения происходили многие чудеса и знамения. После этого блаженный Вячеслав хотел пойти в Рим к святому апостолу Петру, передав княжение своему брату, и там отречься от сего мира. Он медлил только из-за того, что церковь еще не до конца была достроена.

Болеслав, узнав о его желании пойти в Рим, стал еще яростнее искать возможность погубить его. По наущению неверных вельмож поднял он руку на брата своего.

Вячеслав был позван братом своим Болеславом в храм святых Косьмы и Дамиана. После пиршества хотел он возвратиться домой, но по просьбе брата остался еще на день, хотя имел тайное предчувствие о своей смерти. Во время ристалища один из придворных Болеслава предупредил, что брат хочет умертвить его. Но не хотел великодушный Вячеслав поверить злому умыслу, хотя и готовился на смерть.

Вернувшись с вечери, князь Вячеслав помолился о себе и своих присных, о народе своем и погрузился в сон праведника, а на рассвете, едва услышав утренний звон, осенил себя крестным знамением и пошел в церковь, говоря: «Слава Тебе, показавшему нам свет и давшему видеть еще и это утро». Во дворе настиг его Болеслав. Вячеслав, оглянувшись, с чистым сердцем сказал ему: «Добрый вчера был день, брат мой». Болеслав же, распаленный яростью, выхватил из-под одежды меч и со словами: «Нынешний хочу тебе сделать лучше вчерашнего» - ударил брата по голове. Крепкий силами Вячеслав поверг помраченного на землю и сказал: «Что ты замыслил против меня, брат мой?» Но в эту минуту подбежал один из дружинников Болеслава и ударил Вячеслава мечом по руке. Видя вокруг явную измену, Вячеслав оставил поверженного брата и устремился в церковь, чтобы там искать спасения, но в самых дверях был настигнут убийцами и прободен мечами их в ребра. На церковном пороге, умирая, он воскликнул: «Господи! В руки Твои предаю дух мой!» Смерть блаженного князя последовала 28 сентября 935 года (по Козьме Пражскому - 929 г.).

Убийцы не остановились на этом, но стали преследовать и его присных, не успевших бежать; от их руки пострадали даже младенцы и нищие, которых питал Вячеслав. Дружинники подговаривали Болеслава умертвить и мать, но сам он не дерзнул поднять на нее руку, предоставив им это адское дело.

Между тем тело князя Вячеслава, обагренное кровью, лежало у дверей храма. Из сострадания к усопшему пресвитер этой церкви отец Крастей дерзнул накрыть его тонкой плащаницей. Драгомира же, услышав о смерти сына, которой отчасти сама была виной, проливала над телом его слезы позднего раскаяния. Не смея перенести тело Вячеслава на княжеский двор, в скромном жилище пресвитера омыла она раны его и облекла в одежды погребальные. Едва только успели внести убиенного в церковь, как достигла ее слуха весть об угрожающей ей самой смерти. И в ужасе она бежала от преследователей.

Три дня лежало тело Вячеслава в храме. Все это время не переставала истекать кровь из его ран, как бы у живого: не могли стереть ее ни со стены церковной, ни даже с одежды Болеслава, на которую она брызнула в минуту убийства, так что изумился весь народ этому свидетельству мученической крови, вопиющей от земли на небо, подобно Авелевой.

Смятенный князь Болеслав призвал священника Павла погрести тело брата - и в самый час погребения еще сильнее потекла кровь. Многие чудеса и исцеления ознаменовали святость блаженного мученика Христова, который всегда пламенно желал пролить за Него кровь свою.

В ту самую ночь, когда под мечом брата пал Вячеслав, было чудное видение зятю его королю Датскому: во сне ему явился распятый Господь с таким словом: «Если хочешь получить прощение грехов своих, построй церковь во имя присного Мне мученика Моего Вячеслава». Король, пораженный таинственным явлением, воздвиг в своей земле первую церковь во имя святого мученика Вячеслава.

В ту же страшную ночь убийства у Болеслава родился сын, которого назвали странным именем Страхквас, что значит «страшный пир». Чувство раскаяния коснулось окаменевшего сердца Болеслава. Осознав тяжкий грех свой, он с плачем обратился к Богу, моля о прощении неповинно пролитой крови, и дал обет посвятить рожденного в эту ночь сына на служение Богу, а тело брата своего перенес в царственный град Прагу и положил в созданной святым при жизни церкви святого Вита по правую сторону алтаря в приделе Святых Апостолов. Это торжественное перенесение, празднуемое и поныне, свершилось четвертого марта.

Господь же упокоил душу блаженного мученика Вячеслава с праведными Своими в лоне Авраама, Исаака и Иакова.

Умер святой Вячеслав давно, сила же его, в которой по его достоинству проявляется по всей вселенной милость Божия и слава святого, и доселе действует. Некие люди, арестованные по клевете и осужденные на смерть, взывали к святому Вячеславу: «Святой Божий мученик, если справедливо то, что говорят люди, и ты можешь умолить Вышнего Бога, помолись за меня, умирающего, чтобы я по твоим молитвам был избавлен от смерти и смог бы, окаянный, получить прощение за тяжкие грехи до тех пор, пока буду жить». Никого не оставлял своей помощью святой, даже язычников, которые по молитвам блаженного Вячеслава не только избавлялись от смерти, но и обращались потом к истинной вере.

Одна женщина была лишена зрения, а руки ее были согнуты от рождения. И когда она пришла в праздник святого в церковь и была приведена к его гробу, куда так стремилась, долго она лежала простертой и с плачем совершала молитву. И все видели исцеление от святого Вячеслава, ибо она прозрела и со здоровыми руками возвратилась в свой дом.

Память святого мученика Вячеслава празднуется Церковью 4/17 марта и 28 сентября/11 октября.

* * *

11 октября 2001 года Высокопреосвященнейший Христофор, Архиепископ Пражский и Чешских земель, передал в дар Русской Православной Церкви ковчежец с частицей мощей святого мученика Вячеслава, который пребывает в Москве, на Подворье Православной Церкви в Чешских землях и в Словакии, в храме свт. Николая в Котельниках.

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Кондак, глас 1

С лики Ангельскими предстоя, Блаженне княже Вячеславе, наслаждаешися Божественные и неизреченныя добрОты, и оттуду благодетельныя дАры почерп чудес, всем притекающим верою под твою святыню источаеши цельбАм дарование.

Ин кондак, глас 3

Святый княже - воине страны Богемии предивный, из царского Престола венец славы мученика за Христа обрел еси, усердно молится о верных, Духом Божиим для вечнаго блаженства просветленных, смиренным княжеским служением спасение стяжал если, страну Чешскую хранити в Православии с любовию призвал еси, спаси Боже души наша.

Молитва

О святый княже Вячеславе! Усердно молим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наши согрешения вольные и невольные и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазна мира сего и да научит огребатися(воздерживаться, отвращаться) от плотских страстей и похотей, да тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляя Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь.

Придомовая церковь на Рублёвке стала уникальной… Митрополит Христофор передал в дар Русской Православной Церкви частицы мощей чешских святых Вячеслава и Людмилы

В дар Русской Православной Церкви в пятницу 15 августа переданы частицы мощей чешских святых — благоверного князя Вячеслава и мученицы Людмилы. Святыню из собора святого Вита в Праге привез в Россию Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, который и передал ковчег с мощами митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Владыка Ювеналий от лица Русской Церкви выразил Митрополиту Христофору благодарность за этот дар. Мощи святых будут пребывать в единственном в России храме в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского, расположенном в подмосковной деревне Барвиха.

Перед мощами был совершен торжественный молебен.

Святые Людмила и Вячеслав происходили из чешского княжеского рода. Людмила была бабушкой князя Вячеслава и воспитала внука в христианской вере. Князь отличался особым благочестием — строил храмы, щедро одаривал милостыней нищих, по-христиански обустраивал государство, охраняя покой своих подданных. Святой Вячеслав принял мученическую смерть от рук своего завистливого брата, а святую Людмилу задушили бояре из ее собственного окружения.

«Я родился и учился в Праге. Очень трогательно, что в России чтят память святых Вячеслава и Людмилы. Я рад возможности побывать в храме Святого князя Вячеслава, передать вам мощи и вместе помолиться», — сказал митрополит Чешский и Словацкий Христофор.

О чём писала «Одинцовская неделя» в октябре 2004 года / Евгений Королёв, «Храм небольшой, но заметный»:

«По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия торжественную литургию и освящение 1165-го храма Подмосковья совершил архиепископ Можайский Григорий.

На открытии присутствовало более 200 человек, в том числе представители Администрации Президента РФ. Государственной Думы, Совета Федерации, администрации Одинцовского района, рублёво-успенские жители и москвичи.

Ещё шесть лет назад в Барвихе не было православного храма, теперь — два, В 1995 году несколько неравнодушных жителей создали православную общину и задумали построить храм:

Член попечительского совета храма святого благоверного князя Вячеслава Чешского — Вячеслав Агаджанов . Он же — владелец участка, на котором расположен храм. И владелец дома, гармоничной частью ограждения вокруг которого является… храм.

«В самой деревне строить было негде, и мы планировали построить свой храм на месте нынешней деревянной церкви Покрова Божьей Матери, — рассказывает член попечительского совета Вячеслав Агаджанов. — Но представители Зачатьевского женского монастыря, подворье которого раньше находилось на этих землях, попросили уступить землю. Конечно же, мы отдали участок. Но идея построить свой храм осталась. И тогда Карен Исраельянц предложил свой участок. Там и начали строительство небольшого храма в 1998 году. Здание церкви было построено меньше чем за год. Многие ошибочно полагали, что это закрытий домовой храм. Но церковь изначально задумывалась как общественная. Только из-за ограниченности земельного участка ее пришлось сделать превратной, а не отдельно стоящим зданием. А долго не открывался храм потому лишь, что в нём создавался уникальный иконостас», — пояснил нам Вячеслав Кимович .

Иконостас в новой церкви — точная, но уменьшенная в три раза копия иконостаса работы великого Растрелли в придворном храме Зимнего дворца. Сегодня храм Зимнего не действует, сам же иконостас в 1927 года по частям был продан за границу.

«Директор Эрмитажа Борис Пиотровский любезно предоставил нам чертежи, — продолжает Вячеслав Агаджанов. — И мы полностью, в масштабе один к трём, его воссоздали. На это ушло более трех лет в реставрационной мастерской графа Каменского».

…тыльная сторона храма. Вид изнутри, со стороны двора и дома Вячеслава Агаджанова.

Храм построен в стиле архитектуры петровских морских церквей, поэтому из 27 метров высоты нового барвихинского храма — восемь приходится на шпили.

При церкви планируется открыть храмовый центр, его создание уже благословили архиепископ Григорий и архимандрит Нестор. Нестор лично курировал, а случалось — и лично руководил строительством нового храма в честь св.кн. Вячеслава Чешского, духовно предвосхитившего подвиг святых русских князей Бориса и Глеба. Григорий и Нестор представили прихожанам и благословили настоятеля храма — отца Максима. Сейчас новый храм передан на баланс Одинцовскому благочинью.

В конце торжественной литургии архимандрит Григорий наградил членов попечительского совета церкви: Вячеслава Агаджанова — орденом Святого Благоверного Даниила Московского, а Татьяну Сагура — медалью Даниила Московского».