Истина, истинное и ложное. Критерии истины. Типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему Истинное знание в отличие от ложного

  • lt;variant>возможность обращения к жестким дискам других компьютеров
  • MS Access. На основе данных перечисленных объектов можно создать Форму.
  • разделяется большинством людей

    соответствует предмету познания

    воплощено в форму теории

    3. Критерием истины является:

    материальное производство;

    накопительный опыт;

    научный эксперимент;

    все вышеперечисленное верно.

    И абсолютная, и относительная истины:

    1. носят объективный характер

    2. всегда находят подтверждение на практике

    3. дают полное, исчерпывающее знание о предмете

    4. могут быть опровергнуты со временем

    1. добывается в ходе познавательной деятельности;

    2. соответствует самому предмету познания;

    3. требует усилий для своего понимания;

    Истинное знание в отличие от ложного:

    1. соответствует самому предмету познания;

    2. добывается в ходе познавательной деятельности;

    3. имеет широкие возможности для распространения

    4. излагается с использованием научных терминов

    33. Основным и решающим критерием истины является:

    Логическая последовательность и непротиворечивость.

    Самоочевидность.

    Полезность, в частности выгодность и прибыльность.

    Публичное признание.

    Консенсус.

    Ни один из названных выше постулатов.

    Возможность получения истинного знания отрицается:

    философами

    социологами

    агностиками

    духовенством

    Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

    Интеллект

    Интуиция

    Созерцание

    Наблюдение

    Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

    Критерием истинности знания является (-ются)

    А. простота, ясность и непротиворечивость знания.

    Б. соответствие знания общепринятым представлениям.

    А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.

    Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Выберите верные суждения о воззрениях эмпириков и рационалистов:

    А. Эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными.



    Б. Для рационалистов критерием истины является разум.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения об истине?

    А. Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности.

    Б. Практика - единственный достаточный критерий истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

    Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина - это объективное отражение в сознании челове­ка предметов и явлений.

    Б. Истина - это результат познания, существующий толь­ко в виде понятий, суждений и теорий.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?



    А. Путь к абсолютной истине идет через истины относитель­ные.

    Б. Относительная истина - это полное, неизменное знание.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А. Любая истина объективна и относительна.

    Б. Абсолютная истина практически недостижима.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о ложном знании?

    А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изу­чения.

    Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о практике?

    А. Практика - основа познания и критерий истины.

    Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий времени.

    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А. Противоположностью истины может быть другая истина.

    Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А Критерием истинности знания является его признание авторитетными в обществе людьми

    Б. Критерием истинности знания является его степень распространения в обществе

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о познании?

    А. Вне науки получить объективное знание невозможно.

    Б. Наука является одним из способов познания действи­тельности.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной

    Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержаться элементы как абсолютной, так и относительной истины.

    Б. Все наши знания только относительно истины, в них нет никакой абсолютной истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

    Б. Относительная истина представляет собой знание. Достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    25. Верны ли суждения?

    А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

    Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Познание

    Познание мира.

    1. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

      отражает форму предмета

      создаёт зрительный образ предмета

      сравнивает существенные признаки предметов

      определяет пространственное расположение предметов

    2. Какое из приведённых утверждений является научным

      Время течёт повсюду одинаково и ни от чего не зависит

      Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения

      Электрически ток течёт по проводам так же, как вода по трубам

      Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

    Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

    1. Рациональное познание в отличии от чувственного,

      обновляет знания об окружающем мире

      формирует наглядный образ предмета

      осуществляется в форме ощущения, восприятия и представления

      использует логические умозаключения.

    2. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже схеме.

    Ответ: ______________________

    3. Найдите в приведённом ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны…

    1. суждение

      наблюдение

      ощущение

      восприятие

    4. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания

    А. несоответствующие предмету изучения

    Б. не проверенные экспериментальным.

      верно только А

      верно только Б

      верны оба суждения

      оба суждения неверны

    Истина и её критерии.

    1. Верны ли следующие суждения об истине.

    А. Истина - это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

    Б. Истина - это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А

    2) верно только В

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    2. Верны ли следующие суждения об истине

    А) Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные

    Б) Относительная истина – это полное, неизменное знание.

      верны только А

      верны только Б

      верны оба суждения

      оба суждения неверны.

    3. И абсолютная и относительная истины

      всегда находят своё подтверждение в практике

      носят объективный характер

      дают полное, исчерпывающее знание о предмете

      могут быть опровергнуты со временем

    4. Запишите пропущенное слово:

    «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют…….

    истиной».

    Ответ:____________

    Многообразие форм человеческого знания.

    1. «Зелёным цветом растение обязано хлорофиллу». Данное утверждение является примером

      житейского знания

      мифологического знания

      научного знания

      паранаучного знания

    2. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

      художественного образа

      паранаучного знания

      суждения на уровне здравого смысла

      научного знания

    3. Установите соответствие между формой познания и её особенностью к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры.

    Научное познание.

    1. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания

      измерение объектов

      описание экспериментальных данных

      выдвижение гипотезе

      проведение наблюдений

    2. Только в состав научного знания входят

      установленные факты

      экспериментально обоснованные выводы

      логические умозаключения

      результаты наблюдений

    3. И религиозному и научному знанию свойственно то, что они

      носят объективный характер

      предполагают доказательства

      могут передаваться из поколения в поколение

      необходимы человеку для рациональной деятельности

    4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Ответ: _______________________________

    Науки о человеке и обществе.

    1. Какая из перечисленных наук даёт ответы на вопрос, что такое добро и зло.

      психология

      эстетика

      социология

    2. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства

      философия

      социология

      политология

      экономика

    3. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и социальных ролей занимается

      правоведение

      социология

      политология

    4. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе»?

      социология

      правоведение

      15. И абсолютная, и относительная истины:

      1) всегда находят свое подтверждение в практике; 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете;

      2) носят объективный характер; 4) могут быть опровергнуты со временем.

      16. Истинное знание в отличие от ложного:

      1) добывается в ходе познавательной деятельности; 3) абстрагируется от второстепенных черт;

      2) соответствует самому предмету познания; 4) изложено научным языком.

      17. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

      Ложными являются знания

      А. не соответствующие предмету изучения.

      Б. не проверенные экспериментальным путем.

      18. Верны ли следующие суждения об истине?

      А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

      Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

      1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

      Практика – это относительный критерий истины, потому что

      А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

      Б. существуют явления, не доступные для практического воздействия на них.

      1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;

      4) оба суждения неверны.

      20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

      «Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть ___________ истиной».

      Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

      Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…

      Объективная истина в общественных науках, как и в естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…

      При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.

      Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».

      (А.М.Коршунов, В.В.Мантатов)

      21. Какие два определения объективной истины даны авторами?

      22. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте?

      23. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.

      24. Приведите три примера, подтверждающих три любые утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.

      Научное познание

      25. Только в состав научного знания входят:

      1) установленные факты; 3) логические умозаключения;

      2) экспериментально обоснованные выводы; 4) результаты наблюдений.

      26. Что является примером научного знания?

      1) дважды два – четыре; 3) делу время – потехе час;

      27. Какое из приведенных утверждений является научным?

      1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит;

      2) судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения;

      3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;

      4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

      28. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

      1) измерение объектов; 3) выдвижение гипотезы;

      2) описание экспериментальных данных; 4) проведение наблюдений.

      29. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.

      Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

      30. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

      31. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущие науке.

      Прочитайте текст и выполните задания 32-35.

      Эмпирическое познание.

      Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа <…>

      Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предполагавшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные <…> Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование различных рациональных приемов исследования <…>

      На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т.д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление <…> проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются <…> обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания.

      (А.Н.Елсуков)

      32. Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?

      33. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств.

      35. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира.

      Истина 1. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это соответствие знаний интересам человека. Б. Истина – это соответствие мысли действительности. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 3. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 4. Верны ли суждения? А. Любая истина объективна и относительна. Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание А. С которым не все согласны. Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании? А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что суще ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания. Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 10. Верны ли следующие суждения о познании? А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни. Б. Объектом познания может быть человек. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира. Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке. Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 13. Верны ли следующие суждения? А. Наука и религия являются формами познания мира Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 14. Верны ли следующие суждения? А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 15. Верны ли следующие суждения о познании? А. В структуру познания входят цель, средства, результат. Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 16. Верны ли следующие суждения? А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета. Б. Умозаключение – это логическая связь суждений. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 17. Верны ли следующие суждения о формах познания? А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов. Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      (по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)

      Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.

      Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».

      1.
      А. Истина - это соответствие знаний интересам человека.
      Б. Истина - это соответствие мысли действительности.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
      А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
      Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верно и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

      Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».

      Истина - это:
      - соответствие знаний действительности;
      - то, что подтверждено опытом;
      - некое соглашение, конвенция;
      - свойство самосогласованности знаний;
      - полезность полученного знания для практики.

      Классическое определение звучит так: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.

      3. Верны ли следующие суждения об истине?
      А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
      Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      4. Верны ли суждения?
      А. Любая истина объективна и относительна.
      Б. Абсолютная истина практически недостижима.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верно и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

      5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
      А. С которым не все согласны.
      Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верно и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

      Комментарий . Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

      Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

      Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

      Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

      6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
      А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
      Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, - это заблуждение.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      Комментарий . Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.

      7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
      А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
      Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что суще-ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

      8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
      А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
      Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика - это относительный критерий истины, потому что
      А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
      Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      Комментарий . Критерии истины - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины - практика.

      10. Верны ли следующие суждения о познании?
      А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
      Б. Объектом познания может быть человек.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
      А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.
      Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
      А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
      Б. Художественные образы - это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      13. Верны ли следующие суждения?
      А. Наука и религия являются формами познания мира
      Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верно и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

      14. Верны ли следующие суждения?
      А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
      Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верно и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

      15. Верны ли следующие суждения о познании?
      А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
      Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.

      16. Верны ли следующие суждения?
      А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
      Б. Умозаключение - это логическая связь суждений.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верно и А, и Б;
      4) оба суждения неверны.

      17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
      А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
      Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

      1) верно только А;
      2) верно только Б;
      3) верны оба суждения;
      4) оба суждения неверны.