24 июня день памяти варнавы. День варнавы. Начало миссионерской работы

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца.
Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

Кто такой апостол Варнава? Это имя мы встречаем в Новом Завете, в «Деяниях». Он - неизменный сподвижник апостола Павла, путешествует вместе с ним и проповедует веру Христову. Но в Евангелиях о нем нет ни слова. Откуда же взялся Варнава? Каким образом стал апостолом? Видел ли он когда-нибудь Сына Божия? Когда стал Ему следовать? Это предстоит нам выяснить в данной статье. Изучим же биографию (житие), деяния и страдание за веру (мученичество) этого святого.

Апостол из семидесяти

Все четыре канонических Евангелия упоминают, что Иисус избрал себе двенадцать учеников. Цифра 12 настолько магическая, что когда Иуда Искариот предал Христа, остальные одиннадцать апостолов возвели в свой ранг Матфея, чтобы дополнить число (Деян. 1:26). Но среди этих двенадцати не было Варнавы. Чтобы понять, каким образом он стал причислен к апостолам, нужно прочесть главу десятую Евангелия от Луки. В ней Господь говорит: «Много жатвы, а работников на ниве мало». После этого Он избрал из большого количества своих последователей семьдесят человек, которых послал по двое во «всякое место и всякий город, куда Сам намеревался пойти». Они должны были благовествовать жителям тех мест приход Мессии. Этих учеников и называют «апостолами из семидесяти». К их числу принадлежит апостол Варнава. Избрание семидесяти учеников произошло в последний год деятельности Христа на земле. Господь дал им те же заповеди, что и двенадцати апостолам во время Нагорной проповеди. Но поскольку они были избраны не сразу, многие из них не смогли полностью понять и принять учения Христа. Об этом повествует шестая глава Когда Христос сказал в Капернауме, что Он является хлебом живым, сошедшим с небес, и что тот, кто будет есть его, вовек не умрет, многие из семидесяти «ушли от Него и уже не следовали за ним».

Ученик, твердый в вере

Был ли среди этих отступников и апостол Варнава? Как видим из дальнейшего описания жизни Церкви, нет. Он имел острый ум и понимал, что Господь - это Слово Божие. Его заповеди нужно впитывать сердцем (есть) и исполнять их, для того чтобы иметь жизнь вечную. Когда Христос после того, как многие апостолы из семидесяти Его оставили, обратился к двенадцати: «Не желаете ли и вы последовать их примеру?». Но Петр ответил за всех: «Куда нам идти? Ведь Ты, Господь, имеешь глаголы жизни вечной». Таким образом, мы видим, что и Варнава, вместе с одиннадцатью апостолами, остался с Иисусом. Он был верным учеником, хотя ни в одном Евангелии не упоминается его имя. Деятельность Варнавы как «работника жатвы» на ниве Христовой более полно изложена в следующей за Евангелиями книге Нового Завета. А что мы можем знать о его жизни? В «Деяниях» об этом только крупицы информации. Обратимся к «Житиям святых», хотя этому источнику нельзя доверять полностью.

Апостол Варнава: биография и деяния

Настоящее имя подвижника веры и спутника Святого Павла было Иосиф. Он родился в богатой еврейской семье. Можно сказать, что он был знатного рода: из колена Левия происходили также ветхозаветные пророки - Аарон, Моисей, Самуил. Варнава считается дядей (или кузеном) евангелиста Марка. По другим данным, он мог быть также родственником Аристовула. Но родился Варнава на Кипре. Его родители уехали на остров по причине военных смут в Палестине. Но у них остался дом поблизости Иерусалима. Мужчинам-левитам закон Моисеев предписывал знать Писание. Пока мальчик Иосиф был мал, отец сам наставлял его в вере. А когда он стал юношей, родители отправили его для дальнейшего обучения в Иерусалим, к прославленному знатоку Торы Гамалиилу. Там будущий апостол Варнава, житие которого отныне полностью переменилось, познакомился с Павлом (в те времена Савлом).

Роль Гамалиила

Сей персонаж также упоминается в «Деяниях». О нем можно прочесть в главе 5 этой книги. Когда проповедовали в Иерусалиме, исцеляя немощных, фарисеи пылали на них злобой и даже помышляли убить их. Но на совещании взял слово уважаемый всеми законоучитель Гамалиил. Он привел когда самозванцы, уверяющие, что они - посланцы Бога, потерпели поражение, а их ученики рассеялись. Он посоветовал фарисеям не замышлять злого против апостолов. Ведь то, что задумано людьми, само собой разрушится. А если это дело Божие, то ничто и никто не сможет ему противостоять. Вы только навлечете на себя гнев Господа. Вот у такого учителя воспитывался апостол Варнава. О Гамалииле как о бесспорном авторитете среди иудеев высказывается и Святой Павел. Акцентируя на том, что сам он не чужд закону Моисея, Апостол говорит: «Я - еврей, воспитанный у ног Гамалиила, наставленный тщательно вере, ревнитель Бога». Таким образом, можно сделать вывод, что ученичество у этого знаменитого фарисея предуготовило Варнаву к незашоренному принятию нового учения.

Приход к Христу

«Жития Святых» уверяют, что будущий апостол часто ходил молиться в притвор Соломонова храма. Там он становился свидетелем многих чудес исцеления, которые являл Христос в Иерусалиме. Уверовав, он припал к ногам Сына Божия и попросил соизволения следовать за ним как ученик. И когда Христос оставил Иерусалим и удалился в Галилею, Варнава пошел за ним. Там он вошел в число семидесяти апостолов. Он разделял учение Господа и оставался ему верен до конца. По свидетельству Иоанна Златоуста, Иосиф имел дар убеждать людей, а также утешать скорбящих. Поэтому апостолы дали ему другое имя - Варнава. Оно означает «Сын Утешения». А свой дар убеждения святой апостол Варнава выказал тем, что уговорил учеников Господа в Иерусалиме не бояться бывшего злого гонителя христиан Савла.

Начало миссионерской работы

Ни Евангелия, ни «Деяния» не упоминают, когда и каким образом бывший Иосиф из Кипра присоединился к учению Христа. Но несомненно одно: он сделал это раньше, чем его «товарищ по школьной скамье» Савл. Варнава впервые упоминается в «Деяниях» в главе четвертой. Как и полагается ученику Христову, он продал свой дом и землю, а деньги положил «к ногам апостолов». Во второй раз он упоминается в Писании именно в связи с Павлом, будущим столпом Церкви. Когда тот направлялся в Дамаск, чтобы арестовывать христиан, ему явился Христос с вопросом «За что ты преследуешь Меня?». После этого злой человек обратился и понял, что ранее был слеп. В Дамаске Павел был наставлен в христианской вере неким Ананием. Когда же фарисеи города задумали убить новообращенного, тот вынужден был бежать в Иерусалим. Но там ученики Христовы побоялись принять его, поскольку о нем шла слава как о гонителе новой веры. И вот здесь в «Деяниях» вновь упоминается Варнава (9:27). Он уговорил своих братьев принять новообращенного без боязни. С тех пор апостол Варнава и апостол Павел стали почти неразлучными.

Дальнейшая деятельность

Оба миссионера много путешествовали. Они побывали в Антиохии, Малой Азии, Кипре, Греции. Там они основали огромное количество христианских общин. Когда в Иерусалиме вспыхнул голод, антиохийские верующие собрали деньги и послали их с Варнавой и Павлом своим бедствующим братьям. Что касается этого периода (около 45 года н. э.), то имя Варнавы упоминается перед Павлом. Жители Листры сравнивали первого апостола с Зевсом, а второго - с Гермесом (Деян. 14:12). Варнава вместе с Павлом принимали участие в соборах апостолов 48 и 51 годов. Но после этого апостолы разошлись. Павел стал путешествовать и проповедовать вместе со своим новым товарищем, Силой. Они сосредоточили свою миссионерскую деятельность на Малой Азии, Фракии и Элладе. А Варнава с Иоанном, названным Марком (своим кузеном или племянником), отправились на Кипр. Именно на этом событии и заканчивается рассказ в «Деяниях» о Варнаве.

Что известно о дальнейшей деятельности

Из «Жития святых» известно, что апостол стал первым епископом Кипра. Он проповедовал по всему острову и основал множество христианских общин. Церковная традиция утверждает, что он был побит камнями язычниками в 61 году. Его мощи чудесным образом «обрелись» в 478 году поблизости от города Саламин, на восточной оконечности острова. На этом месте в пятом столетии был основан монастырь апостола Варнавы. Ныне он не действующий и является историческим и архитектурным памятником. А мощи святого апостола Варнавы хранятся в церкви городка Конкадей-Марини в Италии.

Труды

Послания епископа Кипра не вошли в Канон. Скорее всего, они существовали, поскольку все апостолы обращались письменно к своим верующим. В найденном недавно «Синайском кодексе» содержится текст, приписываемый Варнаве. В этом пытается трактовать Ветхий Завет. Он говорит, что эта Книга для иудеев закрыта. Понять Ветхий Завет могут лишь те, кто ищет в нем предсказания о приходе Иисуса Христа. Апостолу Варнаве приписываются и два подложных текста, сочиненных значительно позже. Книга о странствиях и мученическом конце была написана в пятом веке, вероятно, для подтверждения «Житий святых». А в Средневековье было сочинено подложное Евангелие от Варнавы. В нем описываются евангельские события с точки зрения мусульманской религии (тогда еще не существовавшей).

Икона апостола Варнавы

Несмотря на то что этот Святой расстался с Павлом, раздора между ними не возникло. Апостол очень тепло и уважительно говорит о своем собрате в Первом послании к коринфянам (9:6). А в Письме к колосянам (4:10) содержится одно упоминание о позднейшей совместной деятельности Варнавы и Павла. Апостола из семидесяти чтят как в римско-католической, так и в православных церквях. Ортодоксы дважды в год отмечают день памяти Варнавы - 17 января и 24 июня. В католицизме этого апостола почитают 11 июня. В религиозной живописи существует немало икон апостола Варнавы. Фото одной из них демонстрирует нам мужчину немного преклонных лет, темные волосы которого едва тронула седина. Поскольку Варнава имеет апостольский чин, он одет в хитон и гиматий, а в руках держит свиток. Иногда иконописцы изображают его как первого архиепископа Кипра. В таком случае он изображается в святительских ризах.

Отмечают память святого Варнавы, известного не только тем, что основал Кипрскую церковь, но и тем, что он один из апостолов от семидесяти, в число которых входят праведники, бывшие учениками Иисуса Христа, и их ученики.

Святой больше известен не под именем, данным от рождения - Иосия, а под прозванием Варнавы, данным ему другими апостолами за то, что часто и немало жертвовал церкви, а переводится Варнава как «сын утешения».

Варнава родился на Кипре, откуда родители отослали его в Иерусалим, чтобы юноша получил достойное образование у прославленного ученого Гамалиила. Товарищем по наукам Варнаве стал Савл, в будущем - апостол Павел. Но после учения дороги апостолов разошлись.

О странствиях Варнавы известно мало, так, в Евангелии о нем говорится последний раз, что он отплыл на Кипр. Его путешествия не раз рассказывались и в ложных трудах, так что установить истину сложно.

В одном таком описании рассказывается, что он выступал с проповедями на Кипре и был забит камнями иудеями, в другом, написанном в Средние века, описания его странствий и жизни даются вообще с точки зрения ислама. В 488 году были обретены мощи святого.

К этому дню была такая поговорка: «На Варнаву не рви травы». Верили, что на Варнаву гуляет нечистая сила, которая не прочь и покататься, поваляться на луговых травах. И любопытно то, что время ее полной силы в этот день приходит не на ночь, а на полдень.

Считалось, что на Варнаву меж бесами идет дележ заданий - кто будет напускать на детей недуги, кто станет вожжи и хомуты в сенях путать, кто пугать честных людей, а кто «подарит» травам ядовитые соки.

Именинники в этот день.

24 июня 2011 года. День памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы. Божественную Литургию совершил протоиерей Виктор Квасный.

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: "Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную". С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 - 51; Ин. 21, 2).

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26 - 28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антнохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Таре, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2 - 3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6 - 12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8 - 18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19 - 20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36 - 41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.