Иоанн кассиан. Иоанн кассиан - собеседование египетских отцов Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

21. Здесь запрещается только всякий беспорядочный гнев, как причина греха. Ниже в гл. 7 и 8 преподобный Кассиан допускает гнев против своих грехов и недостатков и в Давиде похвалил негодование на Аверсу (2 Цар 16, 10). Св. Григорий Великий говорит: иной гнев бывает, который возбуждается от нетерпеливости; иной, который порождает ревность к правде; тот рождается от порока, а другой - от любви к добродетели. Если бы от добродетели не происходило никакого гнева, то Финеес не удовлетворил бы мечом гнева Божия. Поскольку Илий этого гнева не имел, то возбудил против себя высшее мщение. Об этом гневе Псалмопевец говорит: гневаясь, не согрешайте (Пс 4, 5). Это понимают неправильно те, которые хотят, чтобы мы гневались только на себя, а не на погрешающих ближних. Ибо если нам заповедуется, как любить ближних, то, следовательно, и гневаться можно на их грехи так же, как и на наши пороки. Если мы гневаемся на себя за грехи, почему на том же основании не гневаться нам и на ближних, оскорбляющих Бога? Гнев бывает двоякого рода: добрый, согласный с разумом, и беспорядочный, порочный. Похвальный гнев бывает, во–первых, когда мужественно противимся дьяволу и внушениям его. Так, Спаситель с гневом отогнал от Себя искусителя (Мф 4, 10). Во–вторых, когда воспламеняемся на самих себя, т. е. за худые наши страсти, пороки, и приносим достойные плоды покаяния. В–третьих, когда мы по ревности к правде или любви возбуждаемся против ближних, грешащих и оскорбляющих Бога, и исправляем их, а подчиненных наказываем. Такой гнев в Св. Писании называется ревностью по Боге. Такой ревностью отличались Моисей, Финеес, Самуил, Давид, Илия и другие; и сам Спаситель показал то же, когда, с гневом воззрев на иудеев, огорчился их ожесточению и ослеплению сердца их (Мк 3, 5), продавцов выгнал из храма (Мф 21, 12; Ин 2, 15), резко обличал фарисеев и книжников (Мф 23; Лк 11, 40 и далее), строго обличил и апостола Петра: отойди от Меня, сатана! (Мф 16, 23). Следовательно, гнев бывает и полезный, и похвальный. Не одобряется гнев беспорядочный, который помрачает, извращает суждение разума или не покоряется ему; а это бывает и со стороны предмета, и в понимании стремления гнева. Со стороны предмета гнев бывает плох, грешен, во–первых, если кто желает отметить неправильно, по незаконной причине, или же тому, кто не заслужил. Во–вторых, хотя по правильной причине хочет отметить, но превышая вину; это - жестокость сердца в нанесении наказания. В–третьих, когда кто самоуправно, не по законной власти, не по законному порядку требует наказания оскорбившего. Ибо отмщение принадлежит судье, как служителю Божию, а частным людям запрещается (Рим 12, 19). В–четвертых, когда гневаются не с добрым намерением, не для того, чтобы исправить ближнего, соблюсти правду и благочиние, чтобы оскорбителя и других удержать от обид на будущее время, но гневаются по злобе, зложелательству, для того, чтобы оскорбителю было худо. Это уже дело злости, противное любви к ближнему. А в понимании стремления гнева мы грешим разным образом: когда гнев до чрезмерности разгорается или продолжается дольше надлежащего.

), иеромонах , преподобный .

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 книг "Собеседований египетских отцов" , чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге "О постановлениях киновий" речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю".

В году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория , в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что "благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона".

По словам преподобного Иоанна Лествичника , "великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно".

На русском языке издано:

  • Духовные беседы отцов. М.. 1877. То же (Извлечения) "Воскресное чтение". 1854-1855 и 1858-1859; "Добротолюбие". т. 2. М.. 1895. с. 5-154. То же - В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Древние иноческие уставы М.. 1892. с. 515-584.

«Собеседования египетских отцов» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина - выдающийся богословский, исторический и литературный памятник святоотеческой эпохи,- эпохи еще единой христианской культуры Востока и Запада.

Преподобный Иоанн, приняв постриг в палестинской Вифлеемской киновии, около 390 года отправился в Египет, на родину монашества, где провел почти десять лет, встречаясь и беседуя с великими египетскими аввами, запоминая и записывая их рассказы о деяниях пустынных отцов. Египетское монашество в ту пору переживало свой расцвет, и Иоанн Кассиан, глубоко и творчески усвоив драгоценный духовный опыт и богатейшие аскетические традиции православного Востока, посвятил им свое знаменитое сочинение. С необыкновенной серьезностью и удивительной искренностью в «Собеседованиях» поставлены и блестяще разрешены самые острые вопросы бытия иночества и указаны пути претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь».

Особая тема, явно и неявно присутствующая в «Собеседованиях»,-дар духовного рассуждения. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь для ниспослания этого дара благословила молиться именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. Издатели выражают уверенность в том, что прославленное творение Преподобного, веками бывшее одной из наиболее душеполезных и читаемых книг, явится благодатным руководством к действию и к должному духовному пониманию сути христианского подвижничества. В нашем издании впервые приводится полный текст оглавления, что поможет читателю составить исчерпывающее представление о содержании и проблематике «Собеседований египетских отцов».

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

М. : Правило веры, 2016. 896 с.

ISBN 978-5-94759-008-5

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов

К читателям

ДЕСЯТЬ СОБЕСЕДОВАНИЙ ОТЦОВ, ПРЕБЫВАВШИХ В СКИТСКОЙ ПУСТЫНЕ

  • Предисловие к епископу Леонтию и Елладию
  • 1. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ПЕРВОЕ О намерении и конце монаха
  • 2. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ МОИСЕЯ ВТОРОЕ О рассудительности
  • 3. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПАФНУТИЯ О трех отречениях от мира
  • 4. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ДАНИИЛА О борьбе плоти и духа
  • 5. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРАПИОНА О восьми главных страстях
  • 6. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОДОРА Об умерщвлении святых
  • 7. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ПЕРВОЕ О непостоянстве души и о злых духах
  • 8. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ СЕРЕНА ВТОРОЕ О начальствах и властях
  • 9. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ПЕРВОЕ О молитве
  • 10. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИСААКА СКИТСКОГО ВТОРОЕ О молитве
  • 11. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ПЕРВОЕ О совершенстве
  • 12. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ВТОРОЕ О чистоте
  • 13. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ХЕРЕМОНА ТРЕТЬЕ О покровительстве Божием (или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел)
  • 14. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ПЕРВОЕ О духовном знании
  • 15. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ НЕСТЕРОЯ ВТОРОЕ О Божественных дарованиях
  • 16. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ПЕРВОЕ О дружестве
  • 17. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОСИФА ВТОРОЕ Об определении
  • 18. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИАММОНА О трех древних родах монахов
  • 19. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ИОАННА (ДИОЛКОССКОГО) О цели киновии и пустынножительства
  • 20.СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ПИНУФИЯ О времени прекращения покаяния и о удовлетворении за грехи
  • 21. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ПЕРВОЕ О льготах в Пятидесятницу
  • 22. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ВТОРОЕ О ночных искушениях
  • 23. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ ФЕОНЫ ТРЕТЬЕ О словах Апостола: не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7, 19)
  • 24. СОБЕСЕДОВАНИЕ АВВЫ АВРААМА О самоумерщвлении

Алфавитный указатель предметов, содержащихся в книге преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Иоанн Кассиан Римлянин - Собеседование египетских отцов - К читателям

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Joannes Cassianus Romanus, |435; память 29 февраля/13 марта), великий подвижник Востока и Запада, родился около 360 года в римской провинции Малая Скифия (Scythia Minor, ныне - Dobrogea в Румынии) в благочестивой христианской семье. Иоанн Кассиан получил прекрасное и по тем временам классическое образование: он превосходно владел латинским и греческим языками и был основательно знаком с античной поэзией, риторикой и философией. Однако Преподобный не задумываясь оставил открывавшееся пред ним блестящее светское поприще ради служения Господу: он принял монашество, отправившись для этого в Палестину, в Вифлеемскую киновию. Около 390 года Иоанн, наслышанный о строгом образе жизни и необычайных подвигах египетских отцов, вместе с другом, иноком Германом, решился испросить благословение на путешествие-паломничество по египетским монастырям, чая «большей благодати совершенства».

В общей сложности друзья-иноки прожили на египетской земле около десяти лет (не считая еще одного, непродолжительного, пребывания, по данному обещанию, в Вифлеемской киновии). Странствуя по Великой пустыне, палестинские иноки посвящали все свое время, помимо собственно монашеского служения, встречам и беседам с прославленными египетскими аввами, запоминая и, возможно, записывая бесценные рассказы о духовном опыте аскетов, населявших «земли, которые ближе освещаются солнцем правды и изобилуют зрелыми плодами добродетелей». К несчастью, возникшие в среде египетского монашества нестроения, связанные с умствованиями так называемых антропоморфитов (еретически и нелепо учивших, что Бог и человек телесно похожи) и вызвавшие крайне болезненную реакцию александрийского священноначалия, привели в расстройство мирное течение пустыннической жизни и заставили Иоанна и Германа покинуть Египет. Иноки нашли себе прибежище в Константинополе.

В столице друзей представили святителю Иоанну Златоусту. Вскоре Архипастырь рукоположил Иоанна в диакона, а Германа, как старшего по возрасту, в пресвитера. Когда Иоанн Златоуст подвергся гонениям, Иоанн и Герман в составе особого посольства весной 405 года были посланы в Рим - с просьбой оказать содействие Святителю. Миссия успеха не имела, и Иоанн Кассиан остался на Западе. Он был посвящен в пресвитера и поселился в городе Массилия (Massilia, ныне - Marseille, Марсель) в Галлии (Gallia Narbonensis или Gallia Provincia, ныне - юго-восток Франции). Преподобному по праву выпала честь стать отцом галльского монашества, поскольку он основал в Массилии, по образцам египетских и палестинских обителей, два монастыря, мужской и женский. В 435 году Иоанн Кассиан Римлянин почил о Господе и был похоронен в основанном им монастыре.

Все известные нам сочинения Иоанна были написаны в Галлии. Два из них, «О постановлениях киновитян» («De coenobiorum institutes libri duodecim») и «Собеседования египетских отцов» («Collationum XXIV collectio in tres partes divisa»), были написаны не только с целью ознакомить галльское монашество с высокой духовностью и строгим укладом жизни египетских подвижников, но и, так сказать, с целью актуализировать - hie et nunc, здесь и сейчас, на суровой земле Запада,- великий духовный опыт Востока. Критике несторианства посвящен трактат «О Воплощении Христа» («De Incarnatione Christi contra Nestorium haereticum libri septem»), написанный по просьбе будущего папы и святителя Льва Великого. Если сочинение «О постановлениях киновитян» явилось своего рода уставом монашеской жизни, хорошо приспособленным к бытовым и климатическим особенностям северной страны, то «Собеседования» на века справедливо сделались одной из самых читаемых назидательных книг западного монашества.

Преподобный Венедикт Нурсийский в своем «Правиле» предписал инокам каждый вечер прочитывать что-нибудь из писаний преподобного Иоанна. Знаменитый Кассиодор настоятельно советовал братии своего монастыря усердно читать и охотно слушать Кассиана. Впрочем, и на Востоке сочинения Иоанна оценивались очень высоко: так, сам преподобный Иоанн Лествичник, называя Иоанна Кассиана великим (Qiikyac,), утверждает, что «Кассиан прекрасно и весьма высоко любомудрствует». Святитель Фотий, патриарх Константинопольский, считая творения Иоанна Кассиана в высшей степени полезными и необходимыми для тех, кто избрал путь аскезы, находит, что его сочинения отмечены мощью и почти божественностью. Неудивительно, что наша Святая Православная Церковь благословила молиться для ниспослания дара рассуждения именно преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.

В самом деле, в отличие от известных сочинений Палладия и Руфина,-сочинений, весьма душеполезных и написанных живо и занимательно, но все же скорее новеллистическинравоописательных, «Собеседования» Иоанна Кассиана, облеченные в древнейшую эротапокритическую (вопросо-ответную) форму, имеют, говоря современным языком, ярко выраженный богословский дискурс. Это сочинение - высокого практического любомудрия; в нем благодатно разрешаются самые наболевшие, самые значимые вопросы, касающиеся не столько быта (хотя и быта тоже), сколько бытия иночества, то есть вопросы достижения и претворения в жизнь монашеского духовного идеала - «чистоты сердца, которая есть любовь». Таким образом, западнохристианский читатель-аскет получил в первую очередь руководство к действию, а не простодушно-красочное описание чудес и подвигов египетских авв. В силу своей природы сочинение Иоанна Кассиана пронизано напряженно-отчетливым дидактизмом. С этим дидактизмом связана и манера письма: Иоанн многословен, и хотя его латынь безупречна и чиста, но бесконечные повторы и чрезвычайно громоздкие и пространные периоды иногда затрудняют понимание.

Впрочем, самостоятельному и серьезному читателю это только на руку, поскольку побуждает снова и снова возвращаться к трудной фразе, что, естественно, лишь способствует постижению прочитанного и проникновению в смысл: qui legit intellegat [Чтый да разумеет] (Мс. 13, 14). В России творения Преподобного читают по крайней мере с XV века (к XV веку восходят старейшие сохранившиеся списки). Автором публикуемого перевода является епископ Петр (Екатериновский, tl889), очень известный в свое время церковный писатель. Перевод владыки Петра ныне кажется несколько архаичным, тем не менее издатели сочли возможным привести к единообразию и в соответствие с современными нормами только орфографию и пунктуацию (за некоторыми исключениями, такими, например, как «снурок», «устрояет», «преспеяние» и тому подобное). Примечания епископа Петра в основном сохранены, хотя и подверглись определенной содержательной (так, меры веса и объема переведены в метрическую систему) и стилистической правке. Небольшую структурную и стилистическую правку претерпел и алфавитный указатель, подготовленный епископом Петром. Издатели надеются, что выдающееся сочинение преподобного Иоанна Кассиана много послужит духовному просвещению как православных христиан, так и всех любителей святоотеческой богословской мысли.

Преподобный родился на христианском Западе, но духовной отчизной называл православный Восток. Иночество святитель принял в Вифлеемской обители, которая располагалась недалеко от тех мест, где появился на свет Иисус Христос. Иоанн Римлянин много путешествовал, стремясь вдохновиться опытом христианских подвижников. Традиционно считается аскетическим писателем, богословом и зачинателем западного монашества.

Письменные свидетельства о жизни этого святителя чрезвычайно малы: информация сохранилась в текстах Г. Марсельского, патриарха Палладия, папы Григория I, Кассиодора и других.

Житие святителя

Происхождение святителя остается под большим вопросом, однозначного ответа найти не удается. Некоторые исследователи предполагали, что он родился в Галлии, другие - в Палестины или в Афинах. Г. Марсельский, как самый авторитетный источник, утверждает, что Иоанн являлся скифом, поэтому при упоминании о месте рождения принято говорить о территории современной Добруджи (север Балканского полуострова).

Сам Кассиан описывал свою родину как страну лесистую и холодную, обремененную распространением еретических воззрений и не имевшую совсем монастырей.

  • Предполагается, что имя Иоанн святитель получил при или во время пострига. Имя Кассиан в произведениях самого аскета не упоминается, но используется церковными писателями, которые занимаются его жизнеописанием. Прозвище Римлянин, закрепленное за ним на территории Руси и Византии, встречается у святого Фотия, предполагавшего, что Иоанн родился в Риме. Однако здесь ближе всего гипотеза о том, что Кассиан являлся латинским автором, а не греческим.
  • Святитель родился в состоятельной христианской семье и был воспитан по церковным канонам. В своих сочинениях Иоанн упоминал только сестру, которая приняла монашеский сан в монастыре, основанном самим Кассианом. Образование он получал через домашнего учителя, который преподавал классическую литературу Греции и Рима. Святитель отлично знал оба языка, ему легко давалась литература и общение.
  • В 380 г. Иоанн вместе с близким другом Германом принимает решение отправиться в Святую землю. Здесь они принимают монашество и поступают в Вифлеемскую обитель, расположенную недалеко от пещеры Рождества Спасителя. Находясь в Палестине, Кассиан знакомится с устройством аскетического общежития и набирается опыта подвижничеств. Вскоре Иоанн и Герман получают разрешение отправиться в Египет, чтобы ближе узнать распорядки здешних монастырей. Есть предположение, что к этому шагу они пришли после встречи с египетским подвижником по имени Пинуфий, настоятелем крупного монастыря в городе Манефисе (Эль-Манзала).
На заметку! Иоанн Кассий считается аскетическим богословом, ученым, который сумел систематизировать и популяризировать православную религию на христианском Западе. Его учения об устройстве монастырей, жизни аскетов и созерцании божественного принесли Римлянину колоссальную известность.

Однако большое значение святитель уделял и догматическим взглядам. Он рассматривал проблемы современного ему богословия, вопросы о состоянии души после грехопадения, спасительного движения свободной воли во спасение, а также учение о смысле искупления, совершенного Мессией. В основе его рассмотрения стояла полемика с разнообразными ересями.

Пребывание в Египте, Константинополе и Риме

Морем Иоанн и Герман достигли порта Танис, располагавшегося в восточной части дельты реки Нил. Вскоре они прибыли в монастырь настоятеля Пануфия, где познакомились с отшельниками, живущими на холмах рядом с солеными озерами. Спустя время они посетили пустыню, которая называлась Скит. Здесь святители встречали многих подвижников, навещали старцев и задавали им религиозные вопросы, слушали наставления и совершали ежедневную молитву, пока не вступили в общину.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

  • Только через семь лет сурового аскетического испытания Иоанн и Герман вернулись, как и обещали, в Вифлеем. Однако через некоторое время вновь отправились в Египет, где провели несколько лет. Кассиан собрал большой материал для собственных сочинений.
  • В начале V века на территории Египта разгорелись споры насчет сочинений Оригена. Все святители, симпатизировавшие древнему богослову, вынуждены были удалиться из страны и жаловаться на состояние императору и Константинопольскому патриарху И. Златоусту. Иоанн и Герман были в числе тех монахов, которых изгнали из Египта.
  • Константинопольский патриарх радушно принял изгнанников, дав убежище и своё покровительство. Вскоре Иоанн включил некоторых монахов в часть клира, Германа он сделал клириком, а Кассиана - диаконом. Последний неохотно принял сан, потому что усматривал здесь некое препятствие к созерцанию. Впоследствии Римлянин выказывал колоссальное уважение , выделяя его добродетельные качества и литературные таланты.
  • Вскоре Константинопольского патриарха обвинили в финансовых злоупотреблениях и отправили в ссылку. Кассиан и Герман отправились в Рим, где перед ликом императора пытались доказать невиновность святителя, вручив письмо и опись сокровищницы. Здесь они провели 12 лет, Иоанн получил чин пресвитера и встал на должность советника епископа.
На заметку! Наибольшую известность на христианском Западе Иоанн римлянин приобрел в XI столетии. Святитель представлялся как основоположник западного монашества и покровитель обители святого Виктора, который некогда был велик, но пал от рук вандалов.

Некоторые авторы утверждают, что Кассиан привозил сюда мощи Вифлеемских младенцев и первых свидетелей явления Мессии. Папа Урбан, благодетель монастыря святого Виктора, поместил честную главу Иоанна в серебряный и богато украшенный ковчег. Части мощей Римлянина хранились за главным алтарем. Тело же Иоанна похоронили в мраморном саркофаге, который поместили в крипту церкви.

Галльский период

Стремясь к уединению, преподобный Кассиан поселился в городе Массилия (Марсель), где приобрел доверие епископа Прокула. Спустя время Иоанн обосновал в галльских землях два монастыря. Женскую обитель, как предполагается, Римлянин создавал для родной сестры, а мужская пустынь расположилась на вершине горы, рядом с гробницей святого Виктора. Кассиан использовал опыт пребывания на христианском Востоке, создавая хорошо организованную монашескую общину.

Иоанн Кассиан Римлянин

  • Святитель отличался подвижничеством и умением давать верные духовные советы, в Южной Галлии он приобрел колоссальный авторитет. Здешние настоятели обращались к Римлянину с просьбой о том, чтобы он помог в организации монашеского общежития и составил письменное руководство. В начале V столетия Кассиан написал свои главные сочинения, которые повлияли на становление аскетичного бытия не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе.
  • Правила, обозначенные в книгах, имели корни из глубокой древности, времен Ветхого Завета, Спасителя и учеников. Законы эти непреложно соблюдались подвижниками на протяжении четырех столетий. Автор предстал прямым проводником аскетического учения, созданного отцами-пустынниками и подтвержденного их опытом.
  • По некоторым утверждениям, Иоанн Римлянин в 426 г., будучи занятым в написании своего труда «Собеседования», участвовал в полупелагианской полемике, рассматривающей вопросы божественной благодати и провидения. Кассиан вел скрытую борьбу с учением , что привело к некоторому отрицанию последнего в галльских областях.
  • Одновременно с этим Римлянин выступал против трактатов Нестория при помощи своей книги «О воплощении Господа». Это сочинение грешит догматическими неточностями и недостатками письма, что связывают с преклонным возрастом Кассиана и его слабым здоровьем на тот момент. Иоанн скончался в Массалии около 435 г, католическая церковь официально не канонизировала Кассиана, но он чтится как марсельский святой.

Жизнеописания других святых:

В своем учении Иоанн Римлянин признает Единородное Слово и Иисуса Христа тождественными. Истинная вера заключена в утверждении, что Сын Божий един во все времена. Все это произошло вслед за тем, как Бог соединился с человеком, и нельзя полагать, что Слово и Сын Божий были разделенными сущностями. Человеческая природа настолько сочетаемая с Господом, что невозможно отделить одно от другого во времени и страдании.

Исходя из его рассуждений, можно сказать: Сын человеческий спустился с небес, а Господь великой Славы был распят. По мнению Кассия, соединение произошло в момент зачатия Святым Духом Девы Марии.

Почитание на христианском Востоке

Среди православных монахов аскетические произведения Иоанна Римлянина возымели уважительное отношение. В Палестине его узнали посредством кратких изложений. Святитель Фотий, носивший чин Константинопольского патриарха, упоминал о четырех книгах на греческом языке.

  • Богослужения в честь преподобного впервые проходили в Византии, зачинателями являлись монахи Палестины. Имя Кассиана встречается в константинопольских памятниках X столетия. Святому предопределили церковную дату - 29 февраля, его почитают в качестве исповедника, учителя умиротворенной созерцательной молитвы. На богослужениях большое внимание уделяют его основным сочинениям. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 г.
  • В православной Церкви Кассиана почитают через иконографию, изображения встречались в монастырях XIII века. На сохранившихся образах святой предстает с седой бородой, треугольной формы, в монашеских одеждах. На одной иконе он - с головным убором, на другой - без него. На христианском Западе известно больше икон с изображением Иоанна Римлянина.
  • Память о нем появилась в месяцесловах, изданных в российской столице в 1689 г. Очерки дополняли сведениями, взятыми из латинских книг, исследователи указывали на том, что преподобный был учеником И. Златоуста. Здесь же говорилось: Кассиан написал текст-опровержение учения Нестория, а также организовал два монастыря.
  • В начале XXI почитание возродилось в Румынии, куда входит родина святителя - Малая Скифия. В 2001 г. организовали обитель в честь Кассиана, место для возведения выбрали близ города Тыргушора.

Преподобный Иоанн обрел славу почитаемого аскетического богослова, сумевшего систематизировать учения древних, где излагаются каноны монашеского общежития. Преподобный жил в странах христианского Востока и Запада, что помогло ему сблизить мировоззрения двух частей одной религии. Он отличался праведностью в поведении и стремлением развить идею монашества.

Важно! Сегодня имя Иоанна Кассиана прославлено, ему выделяют церковные богослужения, а его сочинения имеют большой вес в среде священства.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клар направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю».

В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам Блаженного Августина (память 15 июня) что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона». По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.