Храм свт николая в кленниках расписание. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках в XVII веке называли Никола в Блинниках. Вероятно, здесь жили пекари, славившиеся приготовлением блинов. Закон Божий. Святой Праведный Алексий Мечев

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках на Маросейке расположена в пределах некогда существовавшего Белого города Москвы.

В семнадцатом веке храм носил имя Николы в Блинниках, но уже в XVIII веке трансформировался в Клённики.

Многие исследователи склоняются к мнению, что более правильно называть именно в Блинниках, т.к. в годы основания церкви здесь располагались блинные лавки. А вот клёны у стен Китай-города тогда точно не росли.

Фото 1. Церковь Николая Чудотворца на улице Маросейке

История храма Николая Чудотворца на Маросейке

Первые упоминания о храме Николая Чудотворца на Маросейке относятся к 1657 году.

Каменную церковь пристроили к старой, деревянной, которая появилась здесь еще во времена правления Ивана III в 1468 году и носила имя Симеона Дивногорца.

Именно этот святой, как считали благодарные жители древней Москвы, не позволил сильному пожару перекинуться с Белого города на территорию Кремля . Деревянная церквушка считалась «обыденной», т.е. построенной за один день.

В 1690 году к имени церкви Николая Чудотворца добавилось имя Богородицы Казанския. Это было связано с пристройкой нового престола.


Фото 2. Внутреннее убранство храма Николая Чудотворца в Кленниках

В 1701 году здание подверглось значительной перестройке из-за повреждений от большого пожара.

Строители разобрали верхнюю часть здания, а нижнюю превратили в подклет, который расширили и надстроили. Так появились пристройка полукруглой формы с торца здания (апсид) и пристройка для входа в церковь (притвор).

В это же время с южной стороны церкви Николая Чудотворца в Клённиках возвели Казанский придел.

После пожара 1749 года церковь начинает приобретать современные черты. Появляется ныне существующая колокольня, перестраивается фасад. Следующие обновления прошли в период 1853-1894 годов.

В 10-е годы двадцатого столетия в Храме Николая на Маросейке священствовал отец Алексей Мечёв. Его гостями в те времена были священник Павел Флоренский, поэт Чулков, философ Бердяев, скульптор Голубкина, профессор С.И. Кузнецов, художники Бруни и Нестеров.

Церковь после революции и сегодня

В 20-е годы прошлого века в церкви начала работать иконописец М.Н. Соколова, известная как монахиня Иулиания. Созданный ею кружок в конце столетия перерос в Иконописную школу московской епархии.

После смерти отца Алексея в 1923 году служение в храме продолжил его сын - отец Сергий.

В 1927 году, по проекту архитектора Дмитрия Петровича Сухова, в церкви Николая Чудотворца в Кленниках были проведены реставрационные работы.

Священнослужителя о. Сергия арестовали в 1929 году и отправили в лагеря, где он и погиб. В 2000 году Русская православная церковь канонизировала отца и сына Мечёвых за их служение Богу и людям.

Храм был закрыт большевиками в 1931 году, в канун праздника Благовещения.

Церковь и колокольню обезглавили, а затем устроили там складские помещение. Немного позже в этих стенах располагались кабинеты центрального аппарата ВЛКСМ.

В июле 1990 году Церковь Николая Чудотворца в Клённиках в Москве вернули в лоно Русской православной церкви и уже 17 декабря освятили.

Расположена церковь по адресу: Москва, Маросейка, дом 5 (метро «Китай-город»).

Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.



На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году. Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая "в Блинниках" (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке "Блинники" каким-то образом трансформировались в "Кленники". Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты "нарышкинского стиля". После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.

Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.

Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).



Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом № 5).

Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г. храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет. С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете - маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко. Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII - начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление.

В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859-1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами. Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение. Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913-1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г. в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892-1942), погибший в лагере.

В 1928-1930 гг. в храме проводились реставрационные работы. Архитектор-реставратор Д.М. Сухов провел большую работу по вскрытию остатков стесанных наличников на фасадах. Они были восстановлены, но сразу после закрытия храма в 1930 г. снова стесаны. В 1970-е гг. проводилась повторная реставрация фасадов. Реставраторы, пользуясь материалами Д.М. Сухова, повторили его работу и опять восстановили все наличники. Храм тогда не имел главы, снятой в 1930-е гг. В советское время здание использовалось для нужд ЦК ВЛКСМ.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и 17 декабря его освятили. Сюда сразу же пришли его бывшие прихожане и их потомки. Они принесли многие иконы, которые были взяты из храма на сохранение. Храм отреставрировали полностью, пользуясь материалами Д.П. Сухова, к 1997 г.

В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы праведный старец Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. 29 сентября 2001 г. крестным ходом мощи старца Алексия были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках. В подклете освятили придел во имя праведного Алексия Московского, где находятся его мощи. Рядом освящен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших. Сохраняется мемориальная келья, в которой жил Алексий Мечев.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/



Название подмосковного села Кленники в городской топонимике сохранилось сегодня лишь в традиционном именовании церкви. Впрочем, есть основания предполагать, что Кленники - позднейшее название местности, именуемая в документах ХVII века "Блинниками". По предположению некоторых историков, это может быть связано с тем, что здесь торговали блинами, ведь место на Покровке недалеко от ворот Китайгородской стены уже тогда была весьма оживлённым. Как бы то ни было, в последующие века установилось название Кленники; первый же храм построили здесь значительно раньше. Датой основания церкви можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар. В то время лишь Кремль защищала крепостная стена, нынешний Китай-город был посадом, окружённым лишь рвом, а ещё дальше располагались вовсе неукреплённые окраинные слободы. Однако, несмотря на удалённость описываемого района московского посада от центра Москвы, пожар полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьёз опасался, что огонь может перекинуться и на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силён, храм - его повеление, разумеется, тут же исполнили. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца - она считается прямым предком нынешнего Никольского храма. К деревянному храму, спешно выстроенному по приказу Ивана III, позже добавили два каменных придела, освящённых во имя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднён; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму. К середине ХVII века, когда возник нынешний храм, эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки. История церкви за эти два столетия и точная дата пожара Симеоновской церкви не известны; нам лишь известно, благодаря метрическим книгам, что каменный храм построили в 1657 году. Основное её содержание, по крайней мере до ХХ века, составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня нам сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В нынешнем его облике слишком много черт нарышкинского барокко, сообщённых церкви уже в следующем веке, - в 1657 году храм, скорее всего, был беднее украшениями и смотрелся более "древнерусским" по своему внешнему виду.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз: пожары наносили ему раны в 1676, 1689, 1701, 1737 и 1748 годах. Чаще всего загорались окрестные деревянные дома, а уж потом огонь перекидывался на церковь, находившуюся в достаточно плотной городской застройке. После пожара 1701 года было предпринято серьёзное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьёзно перестроили - вероятно, увеличив в объёме. Храм стал двусветным, приобрёл притвор. Имеются сведения о выдаче церкви нового антиминса, что косвенно свидетельствует о серьёзном ущербе от пожара. Именно в это время оформлению храма сообщили черты нарышкинского барокко, получившего необыкновенно широкое распространение в эпоху молодости Петра I. Буквально за пару лет до этого мастер Пётр Потапов выстроил поблизости знаменитую Успенскую церковь, которая специалистами единогласно признаётся одним из шедевров московской архитектуры - и одной из главных потерь грандиозной перепланирови города в 1930-е годы. Помимо значительного увеличения основного объёма, к храму был пристроен новый придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский придел имелся здесь и раньше, ещё до строительства каменного здания. В одном из текстов 1620-х годов церковь даже именуется Казанской. Судя по всему, старый придел пострадал очень сильно, поэтому его решили не ремонтировать, а возвести заново. На этом не остановились и через некоторое время Казанский придел надстроили, добавив ему второй этаж. Следующее серьёзнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром, почти полностью погубившим интерьер храма. Произведённый капитальный ремонт, впрочем, одним интерьером не ограничился - изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни - в несколько сдержанном классическом стиле, характерном для тогдашней эпохи. В те времена при реконструциях не озабочивались гармонией стиля, и новые части храмов возводили в господствующей в данное время стилистике, не обращая внимания на оригинальный стиль первоначальной постройки; отсюда проистекает бросающийся в глаза эклектизм многих старых московских храмов. Нечто похожее произошло и с Никольской церковью - после появления колокольни условно древнерусские черты в ней причудливо "сочетались" с "новоевропейскими" формами. Храм с колокольней соединили небольшой одноэтажной трапезной, а севера появился ещё один придел. Иногда церковь называли Казанской по посвящению придела.

Постепенно "Блинники" вышли из обихода, уступив место "Кленникам" - в ХVIII столетии храм становится известен исключительно как "Никольский в Кленниках". В ХIХ веке храм продолжал периодически поновляться и перестраиваться, хотя серьёзных пожаров уже не переживал. Сохранились свидетельства о крупных ремонтных работах в 1868 и 1894 годах. Последний из этих ремонтов проводился при настоятеле, которому суждено было стать самым известным героем истории Никольского храма и, наоборот, сделать известным и примечательным сам храм, до этого несколько терявшийся среди десятков других церквей Москвы. Речь идёт о святом праведном Алексии Мечёве, являвшемся настоятелем Никольского храма с 1893 года до самой своей смерти в 1923 году. До революции Никольский храм относился к Сретенскому сороку, представлявшему собой весьма крупное образование. В непосредственной близости от Никольской церкви, поражающий своими размерами дом, в 1914 году строит известный книгоиздатель и коммерсант Иван Сытин. В благодарность за то, что отец Алексий разрешил, чтобы окна новостройки выходили на церковный двор, Иван Дмитриевич возвёл рядом с церковью новый двухэтажный дом причта, куда и переселилась семья настоятеля. На долю родного сына Алексея Мечёва - Сергея, пришлись тяжелейшие испытания. После его ареста в 1929 году, буквально через два года осиротевший Никольский храм основательно закрыли. Храм избежал сноса, хотя без глумлений и издевательств дело не обошлось - в частности, церковь, церковь обезглавили. В здании располагался сначала склад, затем различные учреждения. Любопытно, что одно время часть храма использовалось под жильё - второй этаж до 1960 года являлся коммунальной квартирой, куда селили слепых. Ни о каком комфорте здесь, правда, речи не не шло. Жильцы обитали в страшной тесноте. Известно, что только на месте нынешней площадки лестницы на втором этаже была жилая комната на две семьи, эту комнату занимали шесть человек. В квартиру они попадали по чёрной лестнице со двора. Здесь жила и семья Мечёвых после ареста главы семейства отца Сергия и закрытия храма.

С началом массового строительства типового жилья на окраинах Москвы, в конце 1950-х годов, коммунальную квартиру расселили, в церковном здании с тех пор пребывали только государственные учреждения. В 1990 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кленниках вернули верующим. В новейшее время Никольский храм преобразился - он обзавелся новыми росписями, богатой утварью и чтимыми образами. При этом главными его святынями, к которым устремляется поток богомольцев являются местночтимая Феодоровская икона Божией Матери и мощи святого праведного Алексия (Мечёва). Храмы, "зажатые" между стенами соседних домов, встречаются у нас исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала ХХ века, можно назвать необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделён, не имеет ограды - тоже нечастое явление. Однако храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придаёт ей, улице, особую "московскую" изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциацией, от личности Петра до Новодевичьего монастыря. При ином расположении храма пропорции могла бы нарушить излишне вытянутая трапезная часть, но,благодаря той роли, которую она играет в формировании "облика" Маросейки, и чёткому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно. Основной четверик храма имеет в своём основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: её более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошёл классицизм. На крыше трапезной виден дымоход. Храм был зимним, то есть службы в нём велись круглый год, и зимой помещения отапливались. Сейчас дымоход увенчан изящным козырьком, защищающим трубу от осадков.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №128, 2015 г.

Московский Никольский храм в Кленниках, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, в Блинниках, на Маросейке

Нынешняя церковь выстроена в году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

В году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

С колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений - в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

Сведения о храме известны по летописям с 1468 года. Первоначальное здание храма не раз подвергалось пожарам, различным перестройкам. К 1701 году храм был надстроен и обрел современный вид, а в 1749 году формирование архитектурного облика здания завершилось возведением колокольни.
В 1893-1923 годах настоятелем храма был московский старец в миру, протоиерей Алексий Мечев. После его кончины руководство маросейской общиной и настоятельство принял его сын, протоиерей Сергий Мечев, в 1942 году расстрелянный за веру Христову после неоднократных арестов, ссылок и лагерей. Оба пастыря прославлены в лике святых на Юбилейном Архирейском Соборе 20 августа 2000 года.

В 1932 году после Божественной литургии в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы храм был закрыт для богослужений. Осенью того же года убранство храма было разорено, здание обезглавлено и частично перестроено. Помещения храма использовались для нужд различных государственных учреждений и ЦК ВЛКСМ.

В 1990 году возрожденному приходу, получившему юридическую регистрацию, было передано здание храма и дом причта. В возвращенных помещениях сразу начались ремонтные и реставрационные работы. Первая после полувекового перерыва Божественная литургия была отслужена 17 декабря 1990 года. В настоящее время храм полностью восстановлен.
Главный престол (в верхнем храме) освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.
Боковой придел верхнего храма освящен в честь святителя Николая Мирликийского.
В нижнем храме один престол освящен в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, а другой в честь праведного Алексия и священномученика Сергия, пресвитеров Московских.
Святыни храма - чтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и рака с мощами святого праведного Алексия, пресвитера Московского.


Храм Николая Чудотворца в Кленниках ныне расположена в самом центре Москвы, в нескольких минутах ходьбы от Красной и других центральных площадей города. Тем страннее знать, что основана она была как окраинный храм — 500 лет назад здесь находилась то ли кленовая роща, то ли подмосковное село Кленники.

Возведение Храма Николая Чудотворца в Кленниках

Датой основания Храма Николая Чудотворца в Кленниках можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар, он полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьез опасался, что огонь может перекинуться на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силен, храм. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца — она считается прямым предком нынешнего Никольского храма.

Вскоре к нему добавили два каменных придела, освященных во имя и в честь . Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднен; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму.

В камне Никольский храм в Кленниках выстроили в 1657 году. С этого года и ведется отсчет истории церкви, в это же время эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки.

Жизнь храма Николая Чудотворца в Кленниках до XX века составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание (если не сказать — хитросплетение) помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при .


Саша Митрахович 19.12.2017 07:32


Храм Николая Чудотворца в Кленниках являлся лишь одной из «сорока сороков» московских церквей. Каждый храм и каждое здание исторического центра Москвы - уникальны.

О первых годах существования нового храма Николая Чудотворца в Кленниках известно немногое. Представить себе, как выглядела оригинальная постройка, тоже можно лишь примерно, а сложные внутренние переходы церкви говорят о том, что первоначальное здание не раз перестраивалось. Ныне оно более всего соответствует архитектурным модам XVIII века.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз.

После пожара 1701 года было предпринято первое серьезное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьезно перестроили. Храм стал двусветным, приобрел притвор, к храму был пристроен новый придел, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.

Следующее серьезнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром. После ремонта изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни. В таком виде храм Николая Чудотворца в Кленниках сохранился до наших дней.


Саша Митрахович 19.12.2017 07:56


Архитектурно Храм Николая Чудотворца в Кленниках трудно воспринимать вне городского контекста, настолько он слит с плотной, хоть и разновременной застройкой Маросейки.

Храмы, «зажатые» между стенами соседних домов, встречаются исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала XX века, можно назвать очень необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделен, не имеет ограды — тоже нечастое явление. Если прохожий будет идти по тротуару, не поднимая головы, он и не заметит, что проходит мимо церкви.

Однако, храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придает ей, улице, особую «московскую» изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциаций, от личности Петра I до . При ином расположении храма пропорции могла бы нарушать излишне вытянутая трапезная часть, но, благодаря той роли, которую она играет в формировании «облика» Маросейки, и четкому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно.

Основной четверик храма имеет в своем основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: ее более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошел классицизм.

Колокольня и четверик увенчаны небольшими главками, которые были разрушены в советские годы и восстановлены в пору возрождения Никольского храма.


Саша Митрахович 19.12.2017 08:02


Главная отличительная особенность интерьера Никольского храма в Кленниках — его запутанность и многосоставность. Храм столько раз перестраивался, что из традиционной церкви с большим и светлым основным помещением превратился в сложную систему приделов и «закутов». Попавший сюда впервые человек может и заплутать, учитывая, что храм — двухэтажный, а на каждом этаже имеется по два придела.

Еще одна черта, которую нельзя не заметить, — красивейшие росписи. Сводчатые потолки малых помещений храма целиком расписаны фресками, что в сочетании с масштабами создает буквально сказочное впечатление. Некоторые их росписей представляют собой отреставрированную дореволюционную живопись, но большинство создавалось уже в наше время.

На первом этаже расположены придел во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и устроенный как бы параллельно с ним придел и . Есть здесь и небольшое помещение, где стоит рака с мощами святого праведного Алексия (Мечёва), и крестильня. Последняя украшена фресками на темы евангельской истории, приделы изобилуют иконами и, опять же, прекрасными росписями.

На втором этаже — Никольский (главный) и Казанский приделы. Фресками оформлен даже лестничный пролет. В Никольском приделе пребывает чтимый список .

В находящемся поблизости доме причта есть одно интереснейшее помещение, которое следует непременно посетить: это келья отца Алексия Мечёва. Она представляет собой небольшую светлую комнату с двумя окнами и белыми стенами. Обстановка проста, но ее нельзя назвать не комфортной: здесь имеется все необходимое для жизни — иконы в красном углу, кровать, письменный стол, комод. В келье хранятся бывшее одеяние праведного старца, его Библия и большой крест, множество икон и книг. При должном воображении вполне может возникнуть ощущение, что келья еще обитаема, а ее хозяин просто вышел на минутку по делам и вот-вот вернется.


Саша Митрахович 19.12.2017 08:07


Сейчас кленницкий храм находится в самом центре Москвы, в оживленнейшем месте около станции метро «Китай-Город». Храм по-московски благополучен и благолепен, но, попадая в небольшие помещения под его сводами, все равно испытываешь ощущение какой-то нездешней старины. Еще полнее это ощущение настигает в музейной келье святого праведного Алексия Мечёва.

Современная история Никольского храма началась в 1990 году, когда он, вместе с устроенным Иваном Сытиным домом причта, был возвращен Церкви. Настоятелем к храму назначили протоиерея Александра Куликова — и неслучайно. Отец Александр в молодости, в 1960-е годы, духовно окормлял бывших прихожан Никольского храма, помнивших еще отца Сергия, а кто-то из них — и отца Алексия. В церковь вернулись и прежний антиминс, и Феодоровская икона Божией Матери — все это бережно сохранили старые прихожане и их наследники. Отец Александр Куликов служил в храме до своей смерти в 2009 году — благодаря его усилиям церковь, переданная верующим в разоренном состоянии, обрела подобающий вид.

Поработать пришлось много. Восстановить все в точности было невозможно, но отец Александр понимал свою задачу именно как восстановление преемственности по отношению к дореволюционной истории храма, поэтому он сразу привлек не просто профессиональных реставраторов и иконописцев, а именно людей из круга Марии Соколовой (монахини Иулиании), духовной дочери отца Алексия Мечёва. Сама матушка Иулиания, прожившая долгую жизнь, не дождалась возобновления богослужений в родной церкви, но она оставила после себя учениц, которые охотно взялись за дело возрождения Никольского храма. Ныне его росписи являются предметом всеобщего восхищения — некоторые из них были отреставрированы, некоторые создавались заново, но после завершения этой работы храм приобрел совершенно иной, чудесный и завораживающий, вид.

В верхнем этаже вновь появились приделы во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, верхний этаж, если там не совершаются богослужения, бывает закрыт, поэтому попасть туда получается не всегда. Рака с мощами святого праведного Алексия Мечева находится в нижнем этаже и доступна для поклонения всегда. На первом этаже тоже имеются два придела: во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, а также во имя святого праведного Алексия, пресвитера Московского, и священномученика Сергия Мечёва.

Иконописная школа Мечёвской общины насчитывает почти вековую историю. Основана она была уже не раз упоминавшейся Марией Соколовой, все советские годы существовала «по квартирам», а с началом современной эпохи вернулась в Никольский храм. Сейчас это полноценное учебное заведение, где есть детское и взрослое отделения. Выпускники становятся профессиональными иконописцами и реставраторами. С особой любовью учащиеся иконописной школы пишут образы святых Алексия и Сергия Мечёвых, которые их стараниями теперь разошлись по всей стране.