Страсти и противоположные им добродетели. Семь смертных грехов и семь добродетелей Высказывания о христианских добродетелях

Нет отдельных грехов, и нет отдельных добродетелей. Всякое доброе дело влечет за собой другие добрые дела, стоит только начать. За что бы ни взялся, начнешь движение и не сразу остановишься.

Молитва побудит к примирению с обидчиками и к милостыне. Пост поможет ощутить силу Писания и тайный яд, скрытый в пустых удовольствиях. Чувства, закрытые для праздных звуков и зрелищ, помогут помыслам собраться воедино, как лучам – в линзе, и согреют сердце и родят внимательную молитву. Любое святое дело, как цепь, потянет за собой другое, и этой цепью корабль души поднимет якорь и медленно тронется в путь, постепенно набирая скорость.

Так же дело обстоит и с грехами. Бесы не ходят в одиночку, но влекут за собою «семь злейших себя». И влекут до тех пор, пока не будет имя им «легион».

Поэтому никто на суде не будет осужден за один лишь грех. Нет такого грешника, который совершил бы только одно прегрешение. Если было одно согрешение заметное, значит, были десятки грехов тайных, незримых, накапливающихся, подводящих мало-помалу к явным отступлениям. Были и потом бесчисленные последствия, как круги на воде, расходящиеся в разные стороны от согрешившего человека.

Внимательное отношение к греху и ответственности заставило Ф.М. Достоевского сказать, что «всяк перед всеми виноват». Это совершенно истинные, Евангелием рожденные слова, а кто ощутил их, тот начал вырываться из невидимого плена, в котором находится нераскаянное человечество. «Если бы я был лучше, лучше было бы не только мне, но и всем, кто рядом, и даже всем вообще, – так может думать всякий человек. – И от внутренних страданий не исцелится человечество, пока я не начну возделывать тот небольшой кусочек Вселенной, который отдан под мою опеку».

Этот «кусочек Вселенной» есть душа человеческая и ее внутренний мир, который дороже и больше всего остального мира. Несмотря на то, что Земля – песчинка в немыслимо огромных пространствах космоса, несмотря на то, что человек – песчинка на поверхности Земли, внутренний мир человека шире и глубже, а главное – дороже в глазах Божиих, чем весь огромный мир. Никакой галактике и никакому огромному скоплению звезд не сказал Господь: «Я буду жить у тебя, и ты удержишь Меня». А людям Бог сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).

И может показаться, что мы проповедуем эгоизм и индивидуальность, раз подчеркиваем такое достоинство отдельной души. Но это лишь «может показаться», как «показалось» и привиделось христианам на Западе противоречие между верой и знанием, между оправданием от дел и от веры.

На самом деле все, что происходит в Церкви, и все, ради чего существует Церковь, направлено на отдельную душу таким образом, что благое воздействие неизбежно выйдет за рамки одной души и коснется многих и продолжит действие в ускользающих от взора далях даже до Страшного суда.

Вот в некоторой семье родилось дитя, и родители собрались его крестить. Выбрали крестных и получили их согласие стать для младенца восприемниками. Вот священник, к которому обратились будущие крестные, не отнесся формально к своим обязанностям и удержал будущих крестных для беседы. Он рассказал им о смысле таинства и особенно подробно об искупительном страдании Богочеловека и о Его Воскресении. Он, по сути, своими словами пересказал то, что будет читаться в апостольском чтении крещения, но что неизбежно ускользнет от сознания, если подробно не растолковать человеку смысл прочитанного.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3–4).

Эти слова объяснил священник и умилил сердца собеседников. Они думали, что услышат, сколько взять денег, какой купить крестик и когда прийти, а они услышали простые слова, западающие в самую глубину сердца и рождающие слезы.

И вот смотрите, братья. Еще ничего доброго или злого не сделал ребенок. Еще он только родился, а мы лишь только приготовились его крестить. Но уже будущее крещение младенца родило проповедь о Христе, и уже умягчились сердца взрослых, и уже в ком-то окрепла, а в ком-то и родилась вера! Ребенок фактом рождения и будущего крещения приводит к вере взрослых людей, имеющих его крестить! Не чудо ли это?!

А разве не то же ли происходит во всяком таинстве и во всяком молитвословии? Смерть одного человека не заставляет ли молиться многих? Не набрасывает ли смерть одного на многих узду воздержания и страха, узду отвращения от суеты и глубокого раздумья? Набрасывает. Даже посреди своей немощи и беспомощности один спасает многих. Таков закон. И там, где не видно рати, выстроенной на битву, дело не в том, что «не видно рати». Дело в том, что не нашлось там кого-то одного, вокруг которого сплотилось бы войско.

Всегда сначала нужен кто-то один. Именно потому нужен один, что он никогда одним не останется. Придет со временем и второй, и третий. К Антонию Печерскому придет Феодосий. К Кузьме Минину присоединится князь Пожарский. Андрей Первозванный позовет своего старшего брата.

Слабость, если Бог благословит, сумеет превратиться в силу, и наоборот: рыбаки посрамят философов, имена царей сотрутся из памяти.

Важно только знать, что всякий труд и всякое – кажущееся незаметным – усилие очень важны. Важно победить лень и встать рано, чтобы не опоздать на службу. Важно заметить приближение греха и не тогда начать борьбу, когда он уже сел тебе на плечи, а раньше, на стадии льстивого и вкрадчивого шепота. Есть тысячи важных вещей, которые по отдельности столь малы, что мы склонны не придавать им значения. Но собранные вместе, они приобретают ту же силу, которой отличается прочный канат, сплетенный из слабых по отдельности волос.

Если мы пренебрежем этими простыми истинами, враг победит нас, поскольку он этими истинами не пренебрегает. Он прекрасно знает, что человек не станет творить большое зло, пока не оплетется по рукам и ногам мелкой ложью и «повседневными» грехами. Он также знает, что на дно одинаково потащит человека и один большой камень, и мешок песка. Поэтому он без устали подсыпает в нашу рабскую ношу мелкий песок «небольших грехов», напевая при этом песенку о том, что «это не страшно».

Нам в посту предстоит прозреть. Обязательно нужно прозреть прежде, чем вступить в борьбу. Слепой борец будет лишь бить воздух и быстро выбьется из сил. Поэтому и Бог говорит нам: «Глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3: 18).

Покаянная слеза – вот имя «глазной мази», от которой приобретается духовное зрение. Это тот подарок, который надо у Бога смирено выпрашивать. Если этот подарок придет, он не останется один, но приведет с собой и другие, не менее ценные подарки. Ведь мы сказали вначале, что нет отдельных грехов и отдельных добродетелей.

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям

1. Воздержание

Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью, Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач

Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от их легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение

Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельского. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (Св. Исаак Сирский. Слово 44). Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме.

Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения... Конец бесконечен!

Грехи против Господа Бога

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего

Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев - вражда в семейной или домашней жизни.

Грехи против самого себя

Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.

Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.

Грехи хулы на Духа Святого

Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие небу об отмщении за них

Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

Содомский грех.

Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.

Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Жизнь истинного христианина, это постоянная борьба с грехами, Господь посылает свою Благодать тем, кто смиренно и с верою следует учениям Христа.

Храни вас Господь!

В христианстве выделяют семь добродетелей человека. Любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение.

Рассмотрим каждую из них в отдельности и дадим описание.

Любовь

Любовь – это царица добродетелей. Это самая высшая добродетель. Христианская любовь - дар Духа Святого, по своей сущности – обожение человека, по форме - жертвенное служение. Заповедь Господа - любовь к Богу и ближним.

Игнатий Брянчанинов

Вот как описывает эту добродетель свт. Игнатий Брянчанинов:

«Изменение во время молитвы страха Божия в любовь. Верность Господу…Мир Христов. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем ровная…»

Любовь - это царица добродетелей

Кротость

Кротость (от слова укрощение) – это незлобивый и отходчивый нрав человека.

Господь Иисус Христос сказал:

«Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» и «Блаженны кроткие ибо они наследуют землю».

Последнее высказывание действительно сбывается. Потому как кроткие христиане наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Хотя могли бы быть истреблены яростью язычников. Значение этих слов Господа можно также истолковать как наследие вечных благ в Царствии Небесном, на земле живых.

Такой человек ничем не возмущается, не гневается, не мстит, но терпеливо переносит обиды, укоризны и снисходительно относится к недостаткам ближних. Это поистине Божественное качество. Укрощение человека самого себя – одна из задач, которая стоит перед каждым крещеным.

Кроткие наследуют землю

Нестяжание

Эта добродетель входит в один из трех монашеских обетов. Можно сказать что нестяжание это бескорыстие, отсутствие жадности, страсти к накоплению и богатству, а также отсутствие пристрастия к каким-либо вещам, ненависть к роскоши, любление нищеты евангельской.

Нестяжательный человек всю надежду возлагает на Бога, и не заботится что есть и пить и во что одеться. Потому то и Господь заботится о нем. Свои деньги он раздает нищим, довольствуясь лишь самым необходимым. Его главное сокровище это стяжание Царствия Небесного.

Богатый человек становится многопопечительным, вовлекается в круговорот суеты. Все его мысли заняты о том, как приумножить, сохранить или потратить земные средства. Его ум уже не занят Богом и вечной жизнью. Чем больше готов человек отдать своего имущества, тем меньше он от него зависит.

Говорит ему Иисус:

(Матф. XIX. 21)

аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене.

Христианин всегда богатеет в Бога, раздавая, он больше получает, попирая страсть к богатству. Привязанность к вещам не дает всецело доверится Богу и привязаться к Нему. Эта добродетель также дает человеку небывалую свободу. Она освобождает от страха потерь и ненужных забот, давая человеку много времени для духовного занятия.

Главное сокровище - стяжание Царствия Небесного

Целомудрие

“Всякий любящий чистоту и целомудрие становится храмом Божиим.”

(апостол Павел)

Целомудрие – цельное мудрование, цельность души, уклонение от блуда, развратных мыслей и цельный, незамутненный взгляд на лиц противоположного пола, чистота души и тела. Целомудрие это когда все силы души соединены воедино Духом Божиим.

Эта добродетель не только у монахов. Живущие в браке также могут иметь чистые целомудренные отношения. В церковном браке происходит соединение двух личностей – супругов, на всех уровнях: духовном, душевном и телесном.

Святость брака затрагивает и интимную сторону отношений, которые должны быть воздержанными, то есть плотская сторона не преобладает, а лишь дополняет союз. Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями.

Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин говорил о целомудрии:

Прекрасен брак для тех, у кого нет воздержания, но лучше – девство, умножающее чадородие души и приносящее Богу благовременный плод – молитву.

Кто достиг этой добродетели, тот имеет чистоту помыслов, чувств.

Воздержание

Эта добродетель завершает список плодов Духа у апостола Павла. Это способность управлять своими страстями и держать их в узде, удержание от излишнего употребления пищи, хранение постов. Воздержание это начало духовной жизни. Оно может быть душевным и телесным.

Посты соблюдаются православными христианами 4 раза в год. Как влияет на духовную жизнь употребление пищи?

Человек, имеющий пресыщение легкосклоняется ко греху. Но помимо телесной составляющей поста должно быть и душевное воздержание от грехов и страстей. Сей род изгоняется только молитвой и постом сказал Господь.

Поэтому так важна добродетель воздержания. Она дает исцеление душе. Грехопадение началось именно из-за нарушения заповеди воздержания.

Воздержание - исцеление души

Смирение

Смирение – это одеяние Божества.

Иоанн Лествичник

Святой Иоанн Лествичник называет смирение сокровищем, хранящимся в бренных сосудах, и говорит, что никакое слово не может вполне изъяснить свойств этого духовного сокровища. Смирение – это трезвое видение самого себя. Оно может проявляться по отношению к Богу как видение своих грехов, стремление подчинить свою волю воле Божией.

Смиренным Бог дает благодать.

По отношении к человеку эта добродетель проявляется как отсутствие гнева, видение других превосходнее себя во всем, простота и прямота.

Эта добродетель заключается в познании таинства, сокровенного в Кресте Христовом.

Смиренным Бог дает благодать

Трезвение

Трезвение - причина чистоты сердца, а поэтому и причина Боговидения.

Трезвение – сокровенное познание Божественных Таин, исполнение всякой заповеди. Это постоянное бодрствование, хранение себя от многоспания, праздности, любовь к нощным бдениям, поклонам, подвигам.

Трезвение заключается во внимательной, нерассеянной духовной жизни, стремлении очиститься от греховных мыслей и чувств. Трезвение есть и лествица к созерцанию. Для успешного прохождения духовной жизни эта добродетель очень нужна. Она помогает видеть и отсекать вражии прилоги и чисто молиться.

Трезвение - причина Боговидения.

7 грехов и их толкование

Мы рассмотрели семь благодетелей, теперь перечислим рассмотрим

7 основных смертных грехов. Грехи и добродетели связаны друг с другом. Определенная добродетель побеждает определенный грех. Далее в таблице показано как греху противостоит добродетель.

Таблица грехов и добродетелей

Гордость

Эта страсть называется матерью всех грехов. Гордость – наиглавнейшая страсть, которая выражается в отвержении Бога и презрении ближних.

Является наиболее опасной, поскольку сразу не видима как радиация. Это болезнь духа, и она не находится в чувственно-воспринимаемом мире.

Оттенки или подвиды этой страсти таковы: надменность, самолюбие, высокомерие, нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей.

Гордость тянет человека к наслаждению своим падшим я.

Тщеславие

Тщеславие – это высокомерное стремление к тщетной славе, почитанию. Тщетная, потому что земная. Такая слава преходяща и заканчивается. Она ничто в сравнении с той которую Господь уготовал любящим Его.

Эту тонкую страсть называют дочерью гордости.

Уныние

Уныние – беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа.

Этой страсти особенно подвергаются монахи. Проявляется как безучастность к молитве, богослужению, нерадение, охлаждение к подвигу, угашении ревности к вере.

Гнев

Гневающийся убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве.

Эта страсть имеет много оттенков: раздражительность, вспыльчивость, ярость, злопамятство, желание мести, непрощение обид, страстные споры, ненависть, презрение, неприязнь, возмущение. В своем развитии этот грех приводит к крику, колким словам, ударам, толканиям и убийству.

Сребролюбие

Сребролюбие есть нарушение второй заповеди, поклонение богатству.

Этот грех заключается в любви к деньгам, страсти к накопительству, ненасытном увеличении земных благ.

Есть множество его подвидов: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие.

Любодеяние

Любодеяние – принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медленнее в них, блудные мечтания и пленения. К этой страсти также относиться супружеское невоздержание и измены.

Чревообъядение

Разновидности данной страсти таковы: объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания.

Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.

1. Гордость
, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.

2. Сребролюбие
. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд.
(то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".

4. Зависть
, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие
или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился "на вся дни светло" (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Грехи вопиющие к небу:

Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.
Грехи хулы на Духа Святаго:
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.


О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

1. Любовь . Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание
. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие
. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

4. Смирение . Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание
. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение
. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

По книгам:
"В помощь кающимся", из творений святителя Игнатия Бранчанинова.


Смертные грехи и как их победить.

Смертный грех побеждаются победными добродетелями.

Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону.
Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений.
св. Феофан Затворник

В помощь вам представляется таблица победных добродетелей помогающих победить в себе смертные грехи.

Любовь Милостыня Целомудрие Пост
Любовь побеждает грехи: Ненависти и злобы. Милостыня побеждает грехи: Сребролюбия. Целомудрие побеждает грехи: Блуда и прелюбодеяния. Пост побеждает грехи: Чревоугодия.
Для борьбы с грехом попробуйте вместо обычной мести (хотя бы и в мыслях) пожелать человеку добра и помолиться за него. Когда душа пуста, то обычно пустоту заполняют богатствами материальными. Для борьбы с грехом начните помогать кому-то, кто нуждается в материальной помощи. В современной России около 5 млн. бездомных детей. Помогите для начала им - хотя бы отдайте им старую одежду. Если нет любви, ее стремятся компенсировать блудом. Но этот путь греха приведет к пустоте. Лучше остановиться и подождать, побыть в тишине и одиночистве, чтобы понять, куда на самом деле вам нужно двигаться, чемпродолжать творить грехи. Пост очищает душу и тело от грехов. Начните со среды и пятницы. Вкушайте в эти дни хлеб, фрукты и овощи. Пейте простую воду.
Смирение Молитва Долготерпение
Смирение побеждает грехи: Гродости, презрения и зависти. Молитва побеждает грехи: Уныния и лености. Долготерпение побеждает грехи: Гневливости и осуждения.
Очень трудный и тяжелый грех. Сам себе ты всегда кажешься исключительным и достойным большего, чем другие. Начните хотя бы с того, что перестаньте демонстрировать свое превосходство. Молитва вообще творит чудеса в борьбе с любыми грехами. Начинайте молиться своими словами, просите - и дано вам будет! Долготерпение идет рядом со смирением. На спешке вас ловит дъявол. Быстрее, быстрее, быстрее... И мир пролетает мимо. В гонке перестаешь быть человеком. Для достижения своихъ целей начинаешь творить многие грехи.
Дъявол - в сравнении. Дъявол - в спешке
СПИСОК СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ:

1. Ересь - грех лжеучения, противного Православию.
2. Раскол - грех самовольного уклонения от единства Богопочтения и от Православной Церкви. Раскольник тот, который чуждается единения с Православной Церковью и держится особенных толков и обрядов: раскольник иначе называется отщепенец ,т. е. отсечённый от Церкви Христовой.
3. Богохульство - грех бесстыдного противления очевидной истине; упорство против голоса совести и внушений Благодати.
4. Отступничество - отступник- христианин, или совершенно отрёкшийся, отпавший от веры во Христа Спасителя и впавший в язычество, или в жидовство, или в магометанство или в прочие верования, или же хотя и не отрёкшийся от веры во Христа, но не признающий семи Таинств Православной Церкви, или же признающий все Таинства, но дерзающий к чистому исповеданию веры примешивать свои измышлённые заблуждения, противные древнему учению Св. Апостолов и Св. Отцов Церкви, а также отвергающий древние благочестивые обряды и устанавливающий свои новые обычаи, противные духу христианского благочестия. Таковы все древние еретики и раскольники.
5. Волшебство - грех товрения чудес, давание и употребление лекарств, отравы; колдовство, волшебство, чародейство, обращение к ворожеям, гадалкам, бабкам, экстрасенсам, колдунам, магам, гипнотизёрам, астрологам и т. п., а также суеверия различного рода, оккультизм.
6. Отчаяние - грех унижения собственного устроения и состояния, бессилие бороться с грехами, возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом:” Мне отмщение, Я воздам ” (Рим.12:19).
7. Самоубийство - грех самовольного лишения себя жизни.
8. Любодеяние - грех блуда жизни в неосвящённом силой Таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины (либо состоящих в гражданском браке), или нарушение целомудрия юношей или девушкой до брака.
9. Прелюбодеяние - грех нарушения супружеской верности одним из супругов. Подразумеваться не только срамное действо, но и скверные помыслы (Матф.5:28).
10. Противоестественные блудные грехи - гомосексуализм, скотоложство, рукоблудие и прочие. 11. Кровосмешение- плотская связь между близкими родственниками.
12. Пьянство - грех злоупотребления алкогольными напитками, подчастую постоянное; один из страшнейших современных пороков, разрушающий душу и тело человека, приносящий зло и страдание ближним; наркомания.
13. Святотатство - грех похищения вещей, посвящённых Богу (Рим.2,22), например, кража из церкви или надругание над такими вещами.
14. Человекоубийство - грех лишения рожденного или нерожденного человека жизни. Страшнейший грех во все времена.
15. Грабёж - грех незаконного присвоения чужйо собственности силой.
16. Воровство - грех тайного хищения и незаконного присвоения чужого имущества.
17. Грех жестокости

ГРЕХИ, ВОПИЮЩИЕ НА НЕБО ОБ ОТМЩЕНИИ ЗА НИХ:

1. Умышленное человекоубийство, аборт.
2. Содомский грех .
3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и детей-сирот.
4. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
5. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней копейки, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение милостынь, пропитания, тепла или одежды, предназначенных для больных, сирот, заключённых, престарелых и вообще угнетение их.
6. Огорчение и обида родителям до дерзких побоев их.

ГРЕХИ ХУЛЫ НА СВЯТОГО ДУХА:

1. Чрезмерное упование на Бога или продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
2. Отчаяние, отрицающее в Боге отеческую любовь и Благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
3. Упорное неверие , не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее доказанную истину.