Шпет Г. Г., адмссыльный. Мировоззрение г. шпета Густав шпет биография

Имеющимися материалами в Томском ГО НКВД и показаниями Петровского М. А., Шпет Г. Г. изобличается, как участник офицерской кадетско-монархической к. р. повстанческой организации, существовавшей в г. Томске, имевшей своей целью свержение соввласти путем вооруженного восстания в момент нападения иностранных государств на СССР и восстановление монархии.

Одновременно высказывал террористические настроения против руководителей ВКП(б) и совправительства.

На основании изложенного, гр-н Шпет Г. Г. подлежит немедленному аресту и привлечению к ответственности по ст. 58-2-10-11 УК.

Арест согласовать с горпрокурором.

Нач. 4 отд. 3 отд. УГБ УНКВД по ЗСК

лейтенант Госбезопасности Подпись (Великанов)

Арест санкционирую.

Горпрокурор Подпись
В правом верхнем углу проставлен оттиск штампа. Подлежит учету по директиве ГУЛАга №-Б/115850.

ИЗ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

по делу Г. Г. Шпета

Из обвинительного заключения (по делу № 12301)

Шпета Густава Густавовича по обвинению в преступлении, предусмотренном ст. 58-2-10-11 УК РСФСР.

[...] Арестован в октябре 1937 г. Активный участник кадетско-монархической повстанческой организации, именовавшей себя "Союз спасения России" [...]

Кадетско-монархическая повстанческая организация создана бывшим князем Волконским по заданиям зарубежной белогвардейской организации "Российский общевоинский Союз" и активно готовилась к вооруженному восстанию в момент войны фашистских стран против СССР.

Волконский связался с одним из руководителей Сибирского монархического штаба белым генералом Эскиным и по заданиям Сибирского монархического штаба сформировал в Томском, Асиновском и других районах Запсибкрая повстанческие отряды из числа бывших белых офицеров, кадетов, участников черносотенных организаций, лиц, служивших в прошлом в полиции и жандармерии, беглых кулаков и кулаков-спецпереселенцев с задачей поднять вооруженное восстание против советской власти [...]

Шпет активно участвовал в контрреволюционных сборищах, на которых обсуждались вопросы вооруженной борьбы с существующим положением.

Открыто высказывал террористические настроения против руководителей партии и правительства.

Восхвалял монархический строй и его порядки.

Распространял контрреволюционные вымыслы о уже начавшейся войне и первых поражениях в ней Советского Союза [...]

На основании изложенного ОБВИНЯЕТСЯ:

Шпет Густав Густавович, 1879 г. рождения, потомственный дворянин, в чине коллежского асессора, в 1935 г. за контрреволюционную деятельность органами НКВД осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР на 5 лет и выслан из г. Москвы в г. Томск. Уроженец г. Киева, на день ареста работал научным работником по договорам с издательством.

В ТОМ ЧТО:

Является одним из активных участников кадетско-монархической повстанческой организации в Томском, Асиновском и других районах Запсибкрая, которая готовилась к вооруженному восстанию против советской власти.

[...] Как член организации участвовал в контрреволюционных сборищах, на которых обсуждались вопросы вооруженной борьбы с существующим положением;

открыто высказывал террористические настроения против руководителей партии и правительства;

восхвалял монархический строй и его порядки;

распространял контрреволюционные вымыслы о[б] уже начавшейся войне и первых поражениях Советского Союза, -

т. е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-2-10-11 УК РСФСР.

На основании изложенного Шпет Г. Г. подлежит преданию суду.

Нач[альник] уч[ебно]-стр[оевого] отдела МКШ2

ГУГБ л[ейтенан]т госбезопасности Путимцев

Архив УФСБ по Томской области. Д. TJ-J899. Л.31-34. Подлинник. Машинопись.

Густав Густавович Эрнесакс (эст. Gustav Ernesaks; 1908 - 1993) - эстонский хоровой дирижёр, композитор, педагог, публицист. Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1956). Лауреат Ленинской (1970) и двух Сталинских премий (1947, 1951). Автор музыки Государственного гимна Эстонской ССР.

Биография

Родился 29 ноября (12 декабря) 1908 года в деревне Перила (ныне в волости Раазику, уезд Харьюмаа, Эстония).

Одновременно с занятиями в Таллинской гимназии учился в Таллинской консерватории (ныне Эстонская академия музыки и театра) (1924-1927, класс фортепиано и органа). В 1929 году вновь поступил в консерваторию, которую окончил в 1931 году по классу музыкальной педагогики и в 1934 - по классу композиции у А. Каппа. В консерватории также учился у Ю. Аавика.

С 1931 года - преподаватель пения в учебных заведениях (2-я Таллинская гимназия для девочек (1931-1937), Таллинская городская школа коммерции и торговли для мальчиков (1932-1935), частная гимназия для девочек Эльфриды Лендер (1934-1940), Таллинский английский колледж (1937-1940)) и дирижёр хоров (хор «Vlgumihklid», хор 2-й Таллинской гимназии для девочек, смешанный хор Таллинского английского колледжа, Таллинский женский хор работников образования (1931-1941), смешанный хор ENTO). В 1935-1937 годах руководил Обществом мужского хорового пения в Таллине.

В те же годы приступил к творческой деятельности. С 1937 года - преподаватель педагогического отделения, в 1944-1946 - декан исполнительского факультета, с 1945 - заведующий кафедрой хорового дирижирования Таллинской консерватории (профессор с 1945 года).

В 1942-1944 годах - руководитель и дирижёр хоров эстонских художественных ансамблях - объединения, собранных в Ярославле эвакуированных эстонских деятелей культуры.

В 1944 году основал и возглавил (художественный руководитель и главный дирижёр) мужской хор Таллинской филармонии (позже - Государственный академический мужской хор Эстонской ССР, с 1989 - Национальный мужской хор Эстонии) (первый подобный профессиональный коллектив в стране). Руководил им до 1975 года и за это время хор получил большую известность в Советском Союзе.

С 1933 - участник, с 1947 года - руководитель и главный дирижёр Эстонских праздников песни, проводящихся в Таллине каждые пять лет.

Среди произведений композитора наиболее известны его песни, в том числе «Моя отчизна, моя любовь». Автор ряда опер, хоровых произведений, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам. Сочинения композитора отмечены простотой и ясностью стиля, в них автор зачастую использует народные мелодии.

Член правления Союза композиторов Эстонской ССР. Член Республиканского комитета защиты мира (с 1953 года), председатель Эстонского отделения Общества дружбы «СССР-Чехословакия».

Депутат Верховного Совета Эстонской ССР 4-7 созывов.

Семья

  • Жена (с 1935) - Стелла Эрнесакс (1909-1973), педагог физического воспитания
  • Сын - Отт Эрнесакс (1938-2009), спортивный тренер по подводному плаванию
  • Внук - Март Эрнесакс, пианист

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (15.11.1974)
  • Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1942)
  • Народный артист Эстонской ССР (1947)
  • Народный артист СССР (1956)
  • Сталинская премия второй степени (1947) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • Сталинская премия третьей степени (1951) - за оперу «Берег бурь» (1949)
  • Ленинская премия (1970) - за концертные программы 1967-1968 и 1968-1969 годов
  • Шесть Государственных премий Эстонской ССР (1947, 1948, 1949, 1950, 1959, 1965)
  • Орден Эстонского Красного Креста V класса (1938)
  • Три ордена Ленина (20.07.1950; 27.10.1967; 15.11.1974)
  • Орден Октябрьской Революции (11.12.1978)
  • Орден Трудового Красного Знамени (18.06.1946)
  • Орден «Знак Почёта» (01.10.1965)
  • Орден Почёта (СССР) (29.12.1988)
  • медали
  • Почётный гражданин Таллинна (1978)

Густав Густавович Шпет родился в Киеве как внебрачный ребёнок венгерского отца по фамилии Кочиш и польской матери Марцелины Иосифовны Шпет из обедневшей дворянской семьи.

В 1898 Густав Шпет окончил вторую киевскую гимназию и поступил в Киевский университет св. Владимира на физико-математический факультет. За участие в революционном студенческом движении он был исключён из университета и выслан из Киева.

В 1901 году, вернувшись после высылки, он снова поступил в университет, теперь на историко-филологический факультет, который закончил в 1905. Его конкурсное сочинение «Ответил ли Кант на вопросы Юма » было удостоено золотой медали и опубликовано в университетском издательстве.

После окончания два года работал учителем в частных гимназиях. Среди прочего, преподавал в 1906/07 учебном году в киевской Фундуклеевской гимназии, где среди учениц выпускного 7 класса была Анна Горенко, в будущем поэтесса Анна Ахматова.

В 1907 Шпет переехал в Москву , где читал лекции во многих вузах и гимназиях, в частности в Московском университете, университете Шанявского, Высших женских курсах, педагогическом институте. Ездил в Сорбонну, Эдинбург . В 1912-1913 гг. стажировался в Гёттингенском университете. Слушал лекции Гуссерля по феноменологии. Результатом стажировки стала работа Шпета «Явление и смысл» (1914), в которой представлена интерпретация гуссерлевских «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии».

Диссертация Шпета: «История как проблема логики», защищена в Московском университете в 1916 г. В этом же году он был избран профессором Высших женских курсов и доцентом Московского университета.

В 1918 году подготовил к публикации сочинение «Герменевтика и ее проблемы», но работа была издана только в 1989-1991 гг. С 1921 - действительный член Российской Академии Художественных Наук, с 1924 года - вице-президент РАХН (с 1927 г. - ГАХН). В этот период Шпет продолжает работу над «Историей как проблемой логики», издает работы: «Внутренняя форма слова», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую психологию» и др.

В 1921 г. возглавляет созданный Институт научной философии.

С 1932 - проректор Академии высшего актёрского мастерства.

В 1935 был арестован в ночь с 14 на 15 марта. После окончания следствия был осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Енисейск , затем по его просьбе переведён в Томск . Уже в ссылке 27 октября 1937 арестован, обвинён в участии в антисоветской организации и 16 ноября расстрелян. В 1956 был посмертно реабилитирован. Протоколы суда на Шпетом фигурируют в романе Михаила Шишкина «Взятие Измаила».

Последняя работа Шпета: перевод «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля.

Потомки Г. Г. Шпета

Сын: Шпет Сергей Густавович () - учитель русского языка и литературы, работал в Московской школе № 29 им. А. С. Грибоедова.

  • Шпет Ленора Густавовна (1905-1976) - театровед, работала в Государственном центральном театре кукол.
  • Шторх Марина Густавовна (1916 -) - преподаватель математики Московского Государственного Педагогического Института
  • Поливанова Маргарита Густавовна

Внуки Г. Г. Шпета:

  • филолог Елена Вальтер (дочь Леноры Шпет и актёра кукольного театра Владимира Вальтера), жена Евгения Борисовича Пастернака.
  • балерина Екатерина Максимова .
  • физик Михаил Поливанов .
  • лингвист Анна Поливанова.

Густав Густавович Шпет (26 марта 1879, Киев — 16 ноября 1937, Томск) — русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы (знал 17 языков). Действительный член (1921) и вице-президент (1923-1929) Государственной академии художественных наук.

Густав — внебрачный ребёнок офицера австро-венгерской армии по фамилии Кошиц и Марцелины Иосифовны Шпет из обедневшей польской дворянской семьи.

В 1898 году Густав Шпет окончил 2-ю киевскую гимназию и поступил в местный Императорский университет Святого Владимира на физико-математический факультет. За участие в революционном студенческом движении он был исключён из университета и выслан из Киева.

В 1901 году, вернувшись после высылки, он снова поступил в университет, теперь на историко-филологический факультет, который закончил с дипломом 2-й степени в 1905 году.

После окончания два года работал учителем в частных гимназиях.

В 1907 году Шпет переехал в Москву, где читал лекции во многих вузах и гимназиях, в частности в университете Шанявского, Высших женских курсах, педагогическом институте. Ездил в Сорбонну, Эдинбург. В 1910 году получил звание приват-доцента. В 1912-1913 годах стажировался в Гёттингенском университете.

В 1918-1921 годах — профессор историко-филологического факультета московского университета; читал лекции по логике и педагогике.

В 1918 году подготовил к публикации сочинение «Герменевтика и её проблемы», но работа была издана только в 1989-1991 годах. С 1921 — действительный член Российской Академии Художественных Наук, с 1924 года — вице-президент РАХН (с 1927 года — ГАХН). В этот период Шпет продолжал работу над «Историей как проблемой логики», издал работы: «Внутренняя форма слова», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую психологию» и др.

В 1921 году возглавил Институт научной философии, созданный при факультете общественных наук 1-го МГУ, уволен с занимаемой должности в 1923 году.

С 1932 года — проректор Академии высшего актёрского мастерства.

В ночь с 14 на 15 марта 1935 года был арестован. После окончания следствия был осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Енисейск, затем по его просьбе переведён в Томск, куда прибыл 24 декабря 1935 года.

27 октября 1937 года арестован вторично, обвинён в участии в антисоветской организации и 16 ноября расстрелян. В 1956 году был посмертно реабилитирован.

Книги (14)

Введение в этническую психологию

«Введение в этническую психологию» одна из последних прижизненно опубликованных работ знаменитого российского мыслителя Г. Г. Шпета.

В книге критически переосмысливаются философские и психологические истоки этнической психологии, представленные главным образом в работах Лацаруса, Штейнталя и Вундта, и обосновывается принципиально новое для начала XX века понимание предмета этнической психологии; анализируются такие понятия, как «народный дух», «коллективный субъект» и др.

Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольта

Выдающийся русский философ Густав Шпет оказал огромное влияние на развитие методологии, психологии, логики, эстетики, этнологии, истории, а также семиотики и философии языка.

Основу данной книги составляет исследование языка как одного из основных методов понимания психологии социального бытия. Язык, по мнению автора, порождается не только необходимостью общения, но и чисто внутренними потребностями человечества, лежащими в самой природе человеческого духа, и при этом он имеет независимое, внешнее бытие, оказывающее влияние на самого человека.

Книга предназначена лингвистам, философам, психологам, а также преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных вузов и всем заинтересованным читателям.

Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры

В томе «Искусство как вид знания» представлена принципиальная основа его философского творчества: проблема постижения социокультурного бытия, уразумения смысла культуры.

Эта тема отражена в произведениях, созданных Шпетом в период работы в Государственной академии художественных наук (ГАХН): «Эстетические фрагменты» (1922-1923), «Проблемы современной эстетики» (1923), «Театр как искусство» (1922), «Внутренняя форма слова» (1927) и др.

Труды Шпета даются в новых текстах и новой композиции, будучи заново подготовленными по рукописям, хранящимся в семейном архиве, Отделе рукописей РГБ, ЦГАЛИ. Серия «Российские Пропилеи».

История как проблема логики

Критические и методологические исследовани.

Густав Густавович Шпет - знаменитый русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы, знавший 17 языков.

Издание представляет собой репринтное воспроизведение ставшей уже библиографической редкостью книги 1916 г. «История как проблема логики. Часть I. Материалы».

Автор не только развертывает подробную аргументацию необходимости переосмысления и дальнейшего широкого использования философско-исторических идей мыслителей XVIII в., но и фиксирует собственные логико-методологические исследовательские приемы, приобретающие актуальность в контексте современных философских, исторических и методологических поисков.

Комментарий к роману Чарльза Диккенса

Комментарий к роману Чарльза Диккенса Посмертные записки Пиквикского клуба.

Комментарий Густава Шпета к роману Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», составленный в 1934 г., не утратил своего историко-литературного значения и по сей день, ибо, задавшись целью ввести своих соотечественников в художественный мир Диккенса, широчайше эрудированный философ и полиглот создал уникальный путеводитель по Англии первой трети XIX столетия.

На судьбе Комментария сказалась трагическая участь автора, расстрелянного в 1940 году. Переиздание Комментария — дань памяти замечательного ученого, но вместе с тем и «открытие» бессмертного произведения великого английского классика современному читателю.

Очерк развития русской философии. Часть 1

Книга «Очерк развития русской философии» написана Шпетом в 1922 году — в период судьбоносного выбора для России и русской философской культуры.

Философско-исторический опыт Шпета и его личный опыт переживания этого времени, воплощенный в «Очерке» и в архивных подготовительных материалах к нему, чрезвычайно актуален для нас сегодня.

В этой книге, живом свидетельстве времени, схвачен процесс формирования историко-культурного сознания и трудный опыт сохранения культурной мысли в России.

Очерк развития русской философии. Часть 2

В настоящий том вошли статьи о русских философах (П.Д.Юркевиче, А.И.Герцене, П.Л.Лаврове), опубликованные самим Шпетом; недописанные главы II части «Очерка», посвященные идеям В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского; наброски и конспекты к главам «Без линеек» и «Перевал»; а также подготовительные заметки к отдельным главам, конспекты книг и списки литературы по главам, сохранившиеся в архиве.

Сознание и его собственник

Наше мышление нередко попадает в беду. Язык наш – враг наш. Почти за каждым высказываемым или воспринимаемым словом таится, как в засаде, омонимия. Мысля, и в особенности выражая свои мысли, мы других не можем обеспечить от ошибок понимания, а сами впадаем в ошибки выражения.

Густав Густавович Шпет родился 25 марта 1879 г. в бедной семье. Отца у него не было, а мать, Марцелина Осиповна Шпет, принадлежала к обедневшей шляхтичской семье из Волыни, откуда она еще до рождения сына уехала в Киев. Мать воспитывала сына одна, зарабатывая на жизнь стиркой и шитьем. Благодаря ее самоотверженной заботе Густав смог получить хорошее образование.

В 1898 г. юноша успешно заканчивает гимназию и поступает в Киевский университет св. Владимира. Студенческие годы для него были не самыми легкими. Несколько раз Густава исключали из университета, в результате чего учеба длилась около восьми лет. Молодой студент не раз сидел в тюрьме за участие в студенческих кружках и демонстрациях, однако он считал себя не революционером, а скорее инакомыслящим.

В университете Густав Шпет увлеченно участвует в работе психологического семинара Г.И. Челпанова, созданного при университете в тот год, когда молодой Шпет поступил учиться. В те годы

психологию еще относили к области философии, не выделяя как отдельную науку. Поэтому и занятия психологического семинара в основном были философского содержания. Именно на этих занятиях Густав Шпет и сформировался как философ, а многие его психологические идеи построены на философских понятиях и потому часто очень трудны для понимания.

В 1906 г. Г.И. Челпанов становится профессором Московского университета и в 1907 г. приглашает в Москву Шпета. Здесь они оба разрабатывают проект создания Психологического института. Летом 1910 г. Густав Шпет вместе с Чел-

пановым посещает ведущие немецкие университеты в Берлине, Бонне и Вюрцбурге, в которых они изучают работу психологических лабораторий при университетах. В 1914 г. состоялось официальное открытие Психологического института.

В 1920 г. Шпет и Челпанов выступили с предложением создать на факультете истории и философии Московского университета кабинет этнической и социальной психологии. Они обосновали необходимость его создания и подробно изложили цели и задачи научной работы в этой области.

В первые годы советской власти Шпет начал работать над проектом перестройки этнической психологии, считая, что обращение от индивидуального сознания к коллективному позволит найти компромисс между идеалистической и материалистической философией.

В 1927 г. Шпет опубликовывает свой научный труд «Введение в этническую психологию». Здесь он более детально и глубоко развивает важнейшие положения психологической науки, отмечая ее тесную взаимосвязь с историей и науками о культуре. Изучая личность, Шпет проводит исследования исторического и культурного сознания. По его мнению, формирование культурного самосознания происходит в процессе восприятия искусства. Он выделяет три уровня человеческого восприятия:

1) реальный уровень;

2) идеальный уровень, или отрешенное культурное бытие;

3) духовный уровень, или субъективный мир творца.

Итак, Шпет определяет искусство как субъективное знание, несущее в себе наряду с некоторой информацией также и отношение к нему автора (или творца), которое производит определенное влияние на слушателей (или наблюдателей). Именно в процессе переживания человек определяет свое отношение к той или иной культуре, окружающей его, а также отношение к себе.

Отмечая немаловажное значение переживания в развитии культурного самосознания личности, Шпет связывал формирование этничес^-кой идентичности не с физиологическими процессами, а с выработкой определенного отношения к этническим и культурным ценностям в результате эмоциональных переживаний, ими вызванных. Интересна также мысль, что глубокое внутреннее единение с тем или иным народом зависит не только от индивида, но и от общества.

С 1923 по 1929 г. Густав Шпет был вице-президентом Государственной академии художественных наук (ГАХН) В довольно сложных условиях этого времени ему удалось создать уникальную школу по изучению развития внутреннего мира человека в свете культурных, психологических и философских положений, причем с немарксистской идеологической направленностью. Научные работы Г. Шпета, созданные в этот период времени, до сих пор вызывают немалый интерес у современных психологов.

Г. Шпет внес огромный вклад в развитие психологической науки, тщательно проработав в своих научных трудах основные вопросы психологии: ее предмета, методов и главной проблемы - человеческого сознания. Основополагающим в работах Шпета было положение об органичной взаимосвязи психологии и философии, их нераздельности. Он намечает свой путь развития психологии как науки, который приведет ее не к отделению от философии, а наоборот - к еще большему их сплочению. Ведь несмотря на то что психология становится все более абстрактной, она все-таки черпает материал для формирования своих положений из сферы реального, а эта сфера, в свою очередь, является объектом изучения или точнее - познания философии.

В своих научных работах Шпет довольно жестко критикует натуралистические методы в психологии, защищая культурно-исторический подход в исследовании сознания личности. Он поднимает проблему научности познания и определяет основные критерии, утверждая, что от серьезного отношения к этому вопросу зависит доверие к науке в целом.

Шпет твердо придерживался мнения, что основу знания составляет логика, и даже мистические переживания, выходящие за пределы рационального мышления, вполне возможно логически объяснить и выразить в слове. Нелогическое абстрактное мышление не способно, по мнению Шпета, анализировать факты и приводить к настоящему знанию, оно лишь снижает доверие к науке. Строгое же логичное объяснение дает твердое научное познание.

Густав Шпет вел активную преподавательскую деятельность. Он читал лекции в Народном университете А.С. Шанявского и во 2-м Московском университете. Также Шпет постоянно участвовал в работе Московского лингвистического кружка. Он основал институт научной философии и был его директором.

Однако следует отметить, что, несмотря на его несомненные заслуги перед отечественной, а также мировой наукой, Шпет почти постоянно подвергался гонениям во времена советской власти из-за своих взглядов, кардинально расходившихся с марксистскими. Эти гонения в конце концов привели великого ученого к гибели. В 1937 г. он был репрессирован и погиб. В середине 1950-х гг. он был посмертно реабилитирован.

В главное меню