Где оборотни. Кто такой оборотень. Мифы о вервольфах

Оборотень – это человек способный превращаться в животное и наоборот. Этот процесс может происходить сознательно и непроизвольно, в этом случае на превращение влияет особое психоэмоциональное состояние оборотня, которое возникает под воздействием внешних факторов – полнолуние, запах крови, вой волков. Но с возрастом оборотень учиться контролировать себя и непроизвольное превращение уже не может его выдавать.Превращение может произойти в любое животное, но чаще всего это волк.

Откуда берутся оборотни?

Стать оборотнем можно по своей воле или против. Оборотни, которые осознанно сделали свой выбор, как правило, обратной дороги не имеют, так как сила магии и проклятия наложенного на них настолько велика, что они не в состоянии противостоять ей. Такие оборотни становятся вожаками стаи и им дано обращать в оборотней обычных людей.

Обращенный же не по своей воле человек еще может спастись, но только до тех пор, пока не вкусит первой человеческой крови. После этого обратной дороги ему нет, и он навсегда останется оборотнем.

Как распознать оборотня?

По внешнему виду и в обычной жизни люди-оборотни мало чем отличаются от окружающих. И, пожалуй, единственной отличительной особенностью является высокая температура тела + 40 и более градусов. Связано это с тем, что существо это на половину животное, а у них, как известно температура тела выше и все процессы протекают в организме быстрее. И тем же можно объяснить и удивительную способность оборотней быстро оправляться от ран и выздоравливать.

Так же оборотни обладают нечеловеческой силой, слухом и зрением. Именно эти качества позволяют им видеть и слышать то, на что обычный человек не обращает внимание. Но ведя обычный образ жизни, они тщательно скрывают это. И только оборотни в лесу могут позволить себе быть самими собой.

Где можно встретить оборотня?

В основном оборотни живут в лесу. Для охоты, как правило, они сбиваются в стаю, которая имеет своего вожака, приказы которого выполняются беспрекословно.

Связь со стаей поддерживается постоянно, даже будучи человеком, оборотень способен слышать мысли своих соплеменников.
Но нередки случаи, когда оборотни в лесу отбиваются от стаи и становятся одиночками. В этом случае они особенно опасны. Разрывая связь со своими соплеменниками, оборотень просто звереет и способен напасть в любое время и в любом месте.

Как защититься от оборотня?

Так как оборотень обладает огромной силой, то защититься от него простому человеку достаточно сложно. Для этого оборотня нужно убить, причем делать это желательно, когда он находиться в обличье волка. Для этого нужно прострелить ему сердце или голову. Во всех остальных случаях раны очень быстро затянуться и тогда все оборотни живущие в лесу ополчаться против охотника и начнут на него свою охоту.

Чем опасны путнику оборотни в лесу?

Если лес находиться вблизи города или другого селения или через него походит дорога, то опасаться нечего. В таком лесу оборотни не водятся, так как избегают шума и большого скопления людей. И напротив, если путник попал в дикий лес или просто забрел далеко, то опасаться оборотней стоит, особенно девушкам и женщинам. И все дело в том, что оборотнями можно не только становиться, но они еще могут и размножаться, и для этого им необходим человек. При этом сама женщина оборотнем не становится, а вот ее дети уже обречены с рождения. А сама женщина так и остается до конца дней несчастной, не в силах забыть своего мужа-оборотня, ради которого способна на все, даже на убийство.

Но если заплутавший путник мужчина или ребенок, то его оборотни могут обратить или просто разорвать.
В обычной жизни то же необходимо сохранять бдительность, помня о том, что молодой и еще не опытный оборотень может обратиться в любую минуту, поддавшись своему инстинкту.

Интересное про оборотней:

<< >>

<< >>

П рактически во всех культурах, существующих на планете, есть легенды и мифы об оборотнях – людях, которые при свете полной луны превращаются в монстров. Об их существовании говорили на всех континентах. Многие узнавали об оборотнях из фильмов и книг, другие воспринимали этих монстров, как обычных людей, страдающих тяжелым заболеванием. Есть и такие, которые видели оборотней своими собственными глазами.

В мифологии оборотни всегда огромные и очень сильные. Они не стареют никогда, поэтому практически бессмертны. Но убить их все-таки можно, для этого нужны серебряные пули или железо, благословенное в церкви.

Способы, при помощи которых можно было превратиться в оборотня, были разными, но в итоге всегда получалось одно и то же: очень злобное, необыкновенно сильное существо, которое обладало и волчьими повадками, и человеческой смекалкой. Человек-оборотень, согласно мифологии, излишне импульсивен, стремится к насилию, впадает в ярость и агрессию без малейшей причины, испытывает беспокойство и бессонницу.

Согласно древним трактатам, начало процесса превращения человека в оборотня сопровождалось легким ознобом, сменявшимся лихорадкой, головной болью и сильной жаждой. Руки начинали пухнуть и увеличиваться в длину, кожа конечностей и лица грубела. На лбу появлялась испарина, затруднялось дыхание.Тошнота и спазмы сопровождались помутнением рассудка, вместо понятной речи появлялось гортанное бормотание, поскольку язык не повиновался. Оборотень сбрасывал с себя одежду и становился на четвереньки, а кожа темнела и покрывалась шерстью. Оборотень начинал испытывать непреодолимую жажду крови.

В древности оборотням приписывали поедание людей, разорение целых деревень, убийства младенцев. Удовлетворив свои потребности, оборотень засыпал, и наутро вновь просыпался в человеческом обличье.

В трактатах описывалось несколько способов превращения людей в оборотней: при помощи магии, проклятия, укуса оборотня, рождение от оборотня, ношение одежды, изготовленной из волчьей шкуры.

В Аркадии, к примеру, в оборотней превращались после специального обряда посвящения. Все желающие приходили на глухие болота, где раздевались и через топь переправлялись на специальный остров. Там они превращались в оборотней и жили между ними как равные.

Может ли человек на самом деле превращаться в волка и прочих животных, или все легенды нужно воспринимать не более, чем вымысел людей, наделенных богатым воображением?.

Некоторые специалисты-парапсихологи уверены в том, что само по себе превращение – это миф чистой воды, и все дело в гипнозе, которым обладают некоторые люди. Якобы в силу своего плохого характера и демонстрации своего превосходства над окружающими они и применяют периодически свои способности, заставляя людей видеть в них зверя.

Медики, впрочем, имеют свою точку зрения. Они поддерживают предположение, высказанное лордом Байроном в 19 столетии. Он назвал оборотничество ликантропием, то есть, страданием от заблуждения. В свою очередь, ликантропия является следствием шизофрении и прочих психических недугов.

Само заболевание известно не одну сотню лет. Еще в 4 веке его описывали примерно так: больные ликантропией люди по ночам выходят из дома и бродят на кладбищах. Узнать их можно по бледным лицам, сухим ввалившимся глазам, сухому языку, жажде, ранам на ногах.

Кроме того, древнегреческие врачи считали, что ликантропия является типом меланхолии, которую можно лечить кровопусканиями до обмороков, ванной со сладкой водой и специальной диетой. В том случае, если болезнь обострилась, пациента успокаивают при помощи опиума и влажных компрессов.

Существуют свидетельства, что от ликантропии страдал византийский император Юстин II, у которого признаки заболевания были замечены еще в ранние годы правления. Правитель мог ходить вокруг дворца, мяукать или лаять, во время частых вспышек гнева мог выбрасывать из окон различные предметы.

В середине прошлого столетия проведением исследований ликантропии занимался британский ученый Ли Иллис. Он подробно изучил 80 случаев психических заболеваний, которые были описаны в медицинской литературе, и пришел к выводу, что вспышки оборотничества имеют четкое медицинское обоснование. В данном случае речь идет о тяжелом заболевании, в результате которого человек часто лишается рассудка и теряет человеческий облик.

Вполне очевидно, что в прямом смысле человек в волка не превращается, он просто деградирует, и мало напоминает «человека разумного» в его психическом и физическом понимании. Данное заболевание, по мнению доктора Иллиса, не может передаваться через укусы, причина тому – плохая наследственность.

На сегодняшний день идеи доктора Иллиса развивают ученые из Австралии, которые выдвинули гипотезу о том, что в человеке может просыпаться зверь в определенные лунные фазы. И хотя человек не может превратиться в кровожадное существо, но результаты исследований заставляют задуматься.

Так, к примеру, в 2009 году в одну из австралийских больниц недалеко от Сиднея привезли более 90 больных, страдающих от острого поведенческого нарушения, которое напоминало поведение оборотней.

Как отмечает специалист в области токсикологии Леон Калвер, большинство пациентов поступили в полнолуние. Часть поступивших пыталась атаковать персонал, царапаясь и кусаясь.

Но если в мифологии люди для полного перевоплощения в зверя, втирали в кожу специальные магические мази или вдыхали их пары, то современным оборотням не нужны эти снадобья. Они используют для этого наркотики или алкоголь. Калвер уверен в том, что лица с острыми поведенческими нарушениями в дни полнолуния чаще других могут попадать в отделение неотложной помощи.

Один из таких случаев произошел с 53-летным британцем Джоном Голлоуэйем. Внешне он был очень тихим и скромным человеком, отцом троих детей, то есть, оборотня не напоминал ничем. Каждый раз, когда наступало полнолуние и мужчина оказывался в больнице или тюрьме, то всегда очень удивлялся. Впервые болезнь у этого мужчины проявилась несколько лет назад, когда в один из полицейских участков в пригороде Лондна ворвалась молодая женщина с ужасом на лице, и сообщила о том, что на нее напал настоящий монстр с большими острыми зубами и попытался загрызть ее. Полицейские среагировали моментально и схватили Джона. Но тот оказал яростное сопротивление, кусался, скалили зубы, рвал на себе одежду. За двадцать минут он переломал всю мебель, а полицейских разбросал, выбил окно и выпрыгнул со второго этажа. Впрочем, далеко убежать ему не удалось, его скрутили и вкололи огромную дозу успокоительного. После этого мужчина заснул, а проснувшись, не помнил совершенно ничего из того, что происходило накануне.

А вот еще несколько случаев появления оборотней. Так, в частности, жители одного из районов Филиппин говорят о том, что оборотень уничтожает их домашний скот. По их мнению, монстр, который по ночам из человека превращается в собакоподобное существо огромных размеров, убил уже несколько десятков животных. Недавно три козы найдены мертвыми, без внутренних органов. До этого случая монстром было уничтожено целое стадо овец.

Местное население спорит с представителями власти, приехавшими в деревню, и утверждают, что животных загрызла вовсе не бродячая собака, а какое-то сверхъестественное существо, пахнущее серой. Крестьяне напуганы, полагая, что с животных монстр может переключиться на людей.

Нечто похожее происходило и в Бразилии. На протяжении последних нескольких лет местное население страдает от оборотней. К примеру, в 2008 году крестьяне из штата Сеара обратились в полицию с заявлением о том, что на местное население наводит ужас человек-волк, который грабит дома и ворует овец. По словам свидетелей, это страшнее существо, которое пахнет серой. Впрочем, никаких достоверных доказательств того, что там существуют какие-то сверхъестественные силы, в то время обнаружено не было.

Спустя несколько месяцев, в 2009 году, в полицию обратилась 21-летняя жительница штата Риу-Гранди-ду-Сул, которая рассказала о нападении странного зверя, напоминающего большую собаку или волка. Девушка утверждает, что существо передвигалось на задних конечностях, подобно человеку. Девушка предъявила кровоподтеки на лице и руках в качестве доказательства нападения оборотня, а также нарисовала примерное его изображение.

С оборотнем повстречался и водитель грузовика по имени Скотт. Случилось это 27 августа 2005 года. Водитель передал сообщение по радио о том, что увидел на обочине непонятного зверя, который раздирал тушу оленя. Как утверждал водитель, зверь очень напоминал смесь волка и обезьяны.

А этот случай, пожалуй, стал уже хрестоматийным. Зверь наводил ужас на юго-центральную Францию в 1760-х годах. Ежедневно исчезали люди и животные. По словам местных жителей, похищал их волк гигантских размеров. Люди были уверены в том, что это не просто волк, а оборотень Лу-Гару. Его хотели убить, но говорили, что он бессмертен.

Когда атаки стали очень частыми и особенно яростными, король Людовик XV отправил в тот район войска, чтобы уничтожить оборотня. Солдатам не удалось его поймать, зверь был ранен, но сумел убежать. Король объявил вознаграждение за него. И только в 1767 году группе охотников во главе с Жаном Шастелем удалось убить монстра, застрелив его серебряной пулей прямо в сердце.

Некоторые люди, которым доводилось видеть оборотня, говорят о том, что оборотень не обязательно может быть волком. Так, к примеру, в Бирме, живет народность таман. У них очень часто случаются внезапные перевоплощения в тигров. Как утверждают сами таманы, перевоплощение происходит непроизвольно, этому предшествует сильная напряженность, нервозность, беспокойство, после чего человек превращается в тигра.

Зафиксированы случаи появления и других оборотней. В частности, в 2010 году в Англии женщина по имени Джейн МакНилли рассказывала о том, что, гуляя со своей собакой в парке, столкнулась со странным существом. Пес вырвался и побежал к собаке, находящейся в отдалении. Когда женщина подошла ближе, то увидела, что это была не собака в обычном понимании этого слова. Внешне это существо было похоже на лисицу гигантских размеров. Существо долго рассматривало женщину, а потом медленно ушло.

Дома Джейн пересмотрела несколько атласов с животными, но нигде не нашла ничего похожего. И только в книге об оборотнях увидела существо, которое повстречала.

По мнению некоторых исследователей, современные встречи с оборотнями могут быть связаны существом, которое называют снежным человеком. С другой стороны, сегодня уже ни для кого не является секретом, что мир намного больше, чем может увидеть его человек. Вполне возможно, что в той части мира, которая неизвестная людям, есть место и оборотням.

Истории о таинственных потусторонних созданиях человеко-зверях встречаются в мифологии многих народов мира. О существовании оборотней спорят ученые, у них множество гипотез и объяснений. Узнайте правду об этих созданиях. Как они выглядят и можно ли встретить в их сегодня.

Упоминание оборотней в фольклорах разных народов

Большинство мировых культур имеют сведения о людях, превращающихся в животных. Эти истории схожи. Одинаковы и способы принятия звериной силы. Такие факты позволяют всерьез задуматься, есть ли оборотни.

Перечень легендарных воинов из исторических источников прольёт свет на этот вопрос:

  • У древних скандинавов были касты воинов. Известные – берсерки, с медвежьей силой. Они шли в бой без доспехов и не чувствовали боли, издавали звериный рык и считались неконтролируемыми и проблемными в мирной жизни. Известны легенды про ульфхеднаров – «волчьи головы», они были похожи на классических европейских оборотней.
  • На Руси бытовали легенды про волколаков. Считалось, что оборачиваться в диких зверей умеют ведьмы и колдуны. Звериный облик – проклятье. Городские легенды, как под волчьей шкурой обнаруживалась человеческая одежда, встречаются и сейчас, особенно в Сибири.
  • У ацтеков были воины-ягуары, они облачались в звериные шкуры убитых зверей. Так они перенимали их ловкость и смертоносность.
  • В поверьях североамериканских индейцев оборотничество занимает важное место. Определенное животное есть у каждого человека, и способность принимать облик тотемного зверя – высокая степень единения с ним.
  • И японские легенды обращаются к оборотням. В них есть существа с человеческим и звериным обликом. К ним относятся кицунэ – девушки-лисицы. Или тануки – человекоподобные еноты с гипертрофированными гениталиями, сулящие удачу.
  • Легенды индонезийцев свидетельствуют об умении превращаться в местных обитателей природы, преимущественно в тигров.

У отдельных народностей считается, что в животное сможет обратиться любой человек, снедаемый внутренними противоречиями и горем.

Во многих случаях оборотни связываются с воинским ремеслом, колдовством или проклятиями. Считается, что таким полулюдям свойственна агрессивность и в человеческом облике. Прослеживается связь подобных магических существ с Луной и её циклами.

Оборотни не во всех источниках фигурируют в виде животных. Есть три точки зрения, как проявляется оборотничество.

  • В первом случае - классическое полное превращение в зверя. Поверья на Руси указывают на необходимость для этого магических ритуалов – прыжок через воткнутые в пень ножи . Так делали колдуны, чтобы обернуться в волка или иного зверя. Если лезвия вытащить, оборотень не примет человеческое обличье. При превращении такой дикий зверь получает способности животного - острое зрение, феноменальный нюх, и сохраняет человеческую смекалку, ум и хитрость.
  • Другой взгляд рассматривает оборотней как чудовищ с чертами человека и зверея.
  • Третий же подход рассматривает оборотничество не как полноценное физическое превращение, а изменение состояния сознания. Человек внешне остается собой, но его метаболизм ускоряется, чувства обостряются, а поведение принимает звериные черты.

Легенды описывают эти ситуации в различных контекстах. Возможно – это лишь степени глубины объединения человеческого и животного начал, присутствующие в мире и существующие параллельно.

Есть научное объяснение феномена оборотничества. Ученые уделяли внимание этому вопросу и в античный период. Тогда подражание повадкам зверей считалось признаком меланхолии. Под ней подразумевалось подавленное и апатичное состояние. Лечили кровопусканием, вином и успокоительными.


Три сестры с ликантропией: Савита, 23, Мониш, 19 лет и 15-летняя Савитри

Сейчас ликантропия - это официальная болезнь, она включёна в список психических расстройств согласно международным классификаторам. Подражание звериным повадкам, хождение на четырех конечностях относят к шизофреническим расстройствам. При чрезмерной агрессии и потере сознательного поведения. Клиническая медицина содержит неоднократные упоминания таких случаев.

Проявления ликантропии совпадают с фазами луны. Это делает логичным объяснением феномена оборотней и полнолуния. И подтверждает, что они существуют как минимум в виде несчастных больных людей. Жертвы после приступов и припадков не помнят своего поведения. Потому выводится логичное научное объяснение, почему в Средние века людей находили голыми в неожиданных местах. В те времена подобные факты принимали за прямое подтверждение обращения в дикого животного.

Бесчинства Жеводанского зверя - задокументированный исторический факт, что оборотни были в реальной жизни. Он привлек внимание короля Людовика XV. Жеводанский вервольф с 1760 по 1767 год терроризировал Францию. По разным данным, им убито от 100 до 300 человек. Уничтожить зверя смог набожный охотник Жан Шастель, он выслеживал его много лет. Для убийства понадобились две освященные в церкви серебряные пули.

И сейчас есть свидетельства об боротнях и видеодоказательства. В 2010 году Джейн Мак’Нилли в Шотландии гуляла с собакой по парку. Она заметила гигантскую лисицу. Застыв от страха, девушка ничего не смогла сделать, однако зверь ее не тронул и пошел прочь.

Учитывая популярность историй о мистических существах, огромное внимание массовой культуры, интерес к ним, как и к понятен. Многие хотят найти оборотня. Или самому стать зверем. Поостерегитесь – большинстве историй оборотничество - не дар, а проклятье.

Термин ликантроп, при помощи которого описывают феномен оборотней, происходит от греческого мифа, в котором Зевс, приняв образ странника, посетил дворец царя Ликаона. Жестокий царь хотел узнать, человек этот странник или бог, поэтому решил его убить. Зевс в гневе разрушил дворец и сделал царя Ликаона волком на всю оставшуюся жизнь. Так появилось слово ликантропия, обозначающее превращение человека в волка.

Современные легенды об оборотнях появились в 1591 году, когда после многочисленных нападений собак на людей горожане обнаружили стаю, в которой вместе с собаками был волк, внезапно обернувшийся человеком. Позже этот человек был обвинен в убийстве нескольких горожан, в том числе и собственного сына; под пытками он сознался и был казнен. Этот случай перерос в легенду, и по всей Европе распространились слухи о волках-оборотнях. (Вы должны помнить, что мы говорим о тех временах, когда многие были неграмотны, а католическая церковь защищала своих прихожан от зла при помощи инквизиции. Люди были крайне суеверны, на этой почве пышно расцвела «охота на ведьм», многих невинных людей пытали, и под пытками они сознавались в преступлениях, которых не совершали.)

В 1621 году ученый и священнослужитель Роберт Бартон опубликовал книгу «Анатомия меланхолии», и люди по-другому начали смотреть на оборотней. Бартон верил, что ликантропия является формой безумия, и винил в ней все, начиная от ведьм и демонов до плохого питания и воздуха. После этого научное сообщество стало рассматривать ликантропию как психологическое явление, а не как физическую трансформацию.

Большую часть времени люди, считающие себя оборотнями, находились под воздействием галлюциногенов, содержащихся в пшенице, настойке опия и белладонне, которые много лет назад прописывали для лечения от определенных болезней. Комбинация этих лекарств и породила популярный миф об оборотнях, которые в полнолуние охотятся за добычей.

Эффект оборотня

Врачи говорят, что у некоторых людей можно создать эффект оборотня, если они не будут получать достаточное количество воды − в бреду такие люди стремятся напиться любой жидкости… даже человеческой крови.

Также существует редкое генетическое отклонение − порфириновая болезнь, результатом которой является недостаток гема, или содержащей железо части гемоглобина, что стимулирует рост волос. Помимо роста волос заметны и другие проявления, которые совпадают с мифами об оборотнях. Страдающие этим заболеванием люди не переносят света, плоть под ногтями отделяется, делая их похожими на когти. Кроме того, кожа начинает терять цвет, форма носа, ушей, глаз и пальцев искажается, на теле появляются язвы. Обычно такие люди страдают умственными расстройствами с маниакально-депрессивными тенденциями.

Феномен оборотня

Феномен оборотня является следствием таких факторов, как порфириновая болезнь, употребление отравленного спорыньей хлеба и медицинских препаратов, использовавшихся в то время. Комбинация галлюциногенного эффекта лекарств и хлеба и неправильное понимание сферы психологических заболеваний породили личностей, которые считались оборотнями, а темное Средневековье своей неграмотностью и суевериями способствовало распространению этих фантазий.

Ответить на вопрос «кто такой оборотень» не так-то и легко, при всей, казалось бы, очевидности. А все потому, что оборотней существует множество, как и самих вариантов и способов оборотничества. Тем не менее, мы все же попытаемся максимально полно ответить на вопрос «кто такой оборотень»?

Кто такой оборотень?

Начнем ответ на вопрос «кто такой оборотень?» с того, что, на самом деле, изначально оборотнями называли людей, причастных к колдовству и поэтому способных «оборачиваться», то есть превращаться в каких-либо существ и даже в неживые предметы. Тех, кто умел быть оборотнем, также называли «обертышами», «перекидчиками», «опрокиднями», «переходнями».

В целом, надо заметить, оборотничество, иными словами способность менять свой облик, изначально была присуща любой нечистой силе. Поэтому люди, стремящиеся овладеть тайной оборотничества (а это не только колдуны, но и охотники, пастухи, мельники, кузнецы и так далее), как правило, перенимали эту науку у нечистых и опасных существ. Черти и бесы тоже были оборотнями, они могли принимать вид красивых юношей или девушек, различных животных, драгоценностей, блуждающих огоньков и так далее. По народному убеждению, черти, лешие, водяные и прочие нечистые сущности принимают человеческий облик для того, чтобы заманивать прохожих в лесные чащобы, топить их в омутах и вообще всячески досаждать простым людям.

Также способностью к оборотничеству, по народному убеждению, обладают люди, родившиеся «в рубашке», то есть с эмбриональной пленкой, частично покрывающей головку новорожденного. Среди подобных личностей обычно оказывалось множество людей с необычной судьбой, ясновидцев и так далее.

Оборотни и метвецы

Кстати, согласно поверьям, способностью к оборотничеству обладают и умершие. Так, считалось, что души умерших являются с того света в облике насекомых, птиц, или гадов; они также могут показываться в виде вихря, столба пыли, блуждающих огней, тучи и так далее. Почти всегда становятся оборотнями после своей смерти колдуны и проклятые (если не был проведен специальный обезвреживающий ритуал). Принимая различные облики, они бродят по земле и приносят беды людям.

Способы стать оборотнем

Тот или иной класс или тип людей обладал различной склонностью к формам оборота. Так колдуны чаще всего предпочитали становиться волками или медведями, ведьмы обычно оборачивались в таких животных, как свинья, лошадь, из птиц предпочтение отдавали сороке, редко вороне, и даже могли принимать вид предметов - колесо, копна сена, полено, а в редких случаях даже могли превращаться в дым.

Представители профессии охотников и рыбаков в основном оборачивались в промысловых зверей, то есть на тех, на кого охотились. Пастухи «опрокиывались» в собак, а вот люди, ставшие оборотнями против своей воли, обычно становились волком, медведем или лошадью.

Животных оборотней отличали по необычному поведению или по каким-либо чертам в их облике (белая полоса на шее волка, отсутствие хвоста у сороки и тому подобное).

Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения происходят либо в сумерках, либо в ночное время.

Существовало немало разновидностей магической процедуры, с помощью которой осуществлялся «оборот» из человеческого состояния в звериное. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, подчас в буквальном смысле означало «перевернуться» (перекувыркнуться) через некую условную черту (предмет-граница), установленную на символической границе между мирами.

Чаще всего колдуны и ведьмы перекидывались через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье или в гладко срубленный пень в лесу. Среди других предметов-границ, через которые кувыркались оборотни, также упоминаются обручи, коромысло, колоды и некоторые другие. Более подробно ритуал, по-видимому, выглядел так: перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте вбивал в землю либо в пень пять ножей или осиновых кольев, два из которых символизировали передние лапы, два - задние, а один - хвост. Прыгая или кувыркаясь вперед через ножи, начиная от заднего, он становился волком.

Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувыркнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком.

Иногда для «оборота» использовалась волчья шкура, которую колдун набрасывал на себя. По-видимому, это один из наиболее древних способов, поскольку сведения о подобном приеме встречаются уже в шаманских легендах. Так, например, в североамериканских и корякских мифах рассказывается как мифологический герой Эмемкут превратился в Великого Ворона при помощи вороньего костюма, а его внук Кил превратился в медведя, надев медвежью шкуру. Эмемкут дал собачью шкуру своей сестре, и она превратилась в собаку.

В некоторых случаях для оборотничества применяли «волшебную наузу» - ремень или лыко, заговоренное заклятием, которым опоясывался колдун для осуществления магической операции. Такие волшебные пояса-наузы, с помощью которых колдун мог принять волчий облик, начиная с XII века часто упоминаются в поучениях против язычества. В этих поучениях «науз ношение» приравнивалось к исполнению кощюн (мифов) и «бесовских песен».

Типы оборотничества и оборотней

Всех оборотней можно разделить на три класса, в зависимости не от того, в какое животное превращается человек, а делает ли он это добровольно, заставили ли его стать оборотнем при помощи магических чар или подобный дар достался ему от рождения.

К первой группе - добровольные оборотни, относятся колдуны и волхвы, умеющие принимать звериный облик преимущественно для того, чтобы вредить людям. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и других животных, а также растений (куст, ветка, солома) и предметов (клубок ниток, веретено, стог сена, полено). И более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью «оборачиваться» по несколько раз, то есть неоднократно менять свой облик. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.

Цели превращения колдунов и ведьм - корыстные: проникнуть незамеченным в чужой двор; навредить соседской скотине (например, отобрать молоко у коровы и тому подобное); напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными; запугать людей, «заморочить» или завести на бездорожье; навести порчу. Мать-ведьма в устрашающем животном облике могла преследовать своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, пришедшейся ей не по нраву, и разрушить их отношения.

Нередко «знающие» люди оборачиваются животными с целью скрыться от преследователей или обмануть их, либо просто пересечь большие расстояния. Вспомним, что еще в «Слове о полку Игореве» говорится о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния.

К невольным оборотням обычно относят людей, насильно превращенных в волков силой колдовства. Одним из главных отличий невольного оборотня от оборотня добровольного является то, что невольный оборотень обычно никому не делает вреда, за исключением тех людей, которые его «испортили», то есть превратили в волка.

Обычно оборотничество данного типа совершается с целью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. Типичными примерами подобной мести является превращение в волков неугодных зятьев или парней или мужчин, отвергших любовь ведьмы. Колдунья может отомстить обидчику тем, что оборачивает его по ночам в коня и заезживает его до полусмерти. Сохранилось и немало преданий о том, как обиженный колдун «пускал волками» новобрачных, не пригласивших его на свадьбу, или даже всех участников свадьбы.

Если невольный оборотень становился жертвой охотника, то он перед смертью кричал человеческим голосом, а охотники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обнаруживали остатки красного кушака, следы одежды человека или даже его человеческий облик, скрывавшийся под шкурой. Хотя иногда встречаются верования, что колдун превращает свою жертву в волка только на определенный период времени. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и красные глаза, либо клочок серой шерсти возле сердца. Также по некоторым другим приметам можно было отличить настоящего волка от оборотня: считалось, что оборотень сохраняет человеческое отражение, которое можно заметить в воде, когда он подойдет напиться; кроме того, оборотней можно узнать по строению задних ног – они развернуты коленями вперед, как у человека.

Каким же образом людей обращали в оборотней против их воли? Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс («наузу») или бьют своей палкой, сопровождая эти действия заклинаниями.

Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. Ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым рассказам, колдунья, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей. Колдун также мог превратить в волчью стаю всю свадебную процессию, бросив первой лошади под ноги рукавицу на волчьем меху.

И, наконец, последняя категория оборотней, это оборотни от рождения, так же называемые «самопроизвольные» оборотни. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения, например, под Пасху. Страдая за грехи родителей, они в урочный час - обычно ночью - непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями, или преступники, совершившие страшное злодеяние.

Предания сохранили немало историй о несчастливых браках таких оборотней, заканчивающихся обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волколаки такого происхождения, как и ведьмы с колдунами, могут находиться в облике волков после смерти, так как у них, кроме души, есть еще «дух», дающий им возможность быть упырями.

К печальным последствиям могло привести и несоблюдение беременной женщиной некоторых запретов и предписаний. Считалось, что рожденный ребенок может оказаться под воздействием нечистой силы, которая и сообщит ему экстраординарные способности.

Волки-оборотни

Несмотря на многообразие личин и обликов оборотней, наиболее устойчивый образ оборотня связывается, конечно же, с волком.

Почему именно волк? Дело в том, что волк у многих народов еще с незапамятных времен был связан с миром магии, и при этом, что характерно, его происхождение связывалось обычно с нечистой силой. Так по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. При этом оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). К тому же волчьи черты иногда прослеживаются в фольклорных портретах чертей и прочей нечисти (волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее). А вообще идея оборотничества приурочивается обычно к тому животному, которое на данной территории представляло особую опасность для человека. Для народов Европы, это был, естественно, волк (для сравнения – в Южной и Восточной Азии встречались тигры-оборотни, в Африке - леопарды-оборотни, в Южной Америке - ягуары-оборотни и так далее).

Вера в людей-волков, которые назывались волкодлаками, (не путать с вурдалаками!) широко бытовала у славянских народов вплоть до XIX-XX веков. Само слово «волкодлак» образовано из двух частей - общеславянского «волк» и южнославянского «длака», означающего «шерсть, шкура».

Иногда волкодлаками называли и оборотней вообще, то есть, тех людей, способных принимать вид не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и так далее. Однако исконно, по-видимому, волкодлак - это, все-таки, волк-оборотень, то есть, человек, способный превращаться только в волка и ни в кого иного. И вот что любопытно: оборотень, даже находясь в зверином обличье, всегда сохраняет человеческие мысли и чувства.

По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит в особые периоды, когда наиболее всего активна нечисть - на святки, в купальскую ночь, в троицкий период и другие большие праздники. Колдуны и ведьмы, по народному мнению, чаще всего «перекидываются» во время летнего солнцестояния и на зимние святки. Хотя более поздние предания, появившиеся уже при христианстве, свидетельствуют, что оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить своим соплеменникам: загрызать скот и людей и наводить порчу.

Подневольный волк-оборотень отличался от колдуна и тем, что не ел падаль, сырое мясо или другую «нечистую» пищу - он старался добыть себе хлеб и другую человеческую еду, или на худой конец, поджарить добычу, убитую волчьей стаей. Эту особенность поведения объясняли так: съев сырого мяса, заколдованный человек окончательно превратится в волка, поэтому он и стремится раздобыть ту пищу, которая бы сохраняла его связь с миром людей. Иногда в поисках пропитания волколаки забирались в погреба, и многие крестьяне, заметив убыль припасов, обычно относили подобные кражи на счет невольных оборотней. Тоскуя по человеческой жизни, оборотни нередко приходили под окна родной избы и жалобно выли, желая увидеть своих родных.

Иногда встречаются верования, что волки-оборотни могут бегать в стае настоящих волков, занимая подчиненное по отношению к ним положение. Однако находясь в обличье зверя, оборотень всегда должен быть осторожен, так как от него пахнет человечиной, и если настоящие звери учуют его, то разорвут.

Шаманы-оборотни

Широко оборотничество было распространено у шаманов. Шаманы надевали на себя звериный костюм, чтобы обернуться животным на время ритуалов, и главное назначение костюма - способствовать превращению человека в зверя. Объяснение этому можно найти в мифах индейцев тлинкитов, в которых говориться о том, что люди и животные раньше были едины, животные отличались от людей одеждой - шкурой и мехом. В берлогах и норах они снимали их и становились людьми.

У бурятских шаманов дух-покровитель называется «хубилган», что можно перевести как «метаморфоза», (от хубилху - «изменяться», «приобретать иную форму»), что непосредственно указывает на способности к «перекидыванию».

Сами духи-помощники или духи-покровители, как правило, предстающие перед шаманом в облике того или иного животного, наделяли его способностью превращаться в него по своему желанию, то ест быть оборотнем. Так шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в орла. Это явление мы находим у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков). Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами. Зафиксированы рассказы шаманов, утверждающих, что они могут оборачиваться тиграми.

Страх перед оборотнем и защита от обортня

Естественно, никто из людей не хотел встречаться с оборотнем. Их боялись, а раз боялись, то придумывали различные средства защиты от них. Так, например, рекомендовалось при встрече с оборотнем ударить его тележной осью или, так называемым «змеиным топором», то есть топором, которым однажды убили змею.

Если были подозрения, что какая-либо лошадь, на самом деле оборотень, то, чтобы свести магические чары на нет, ее нужно было подковать.

Но самое главное при борьбе с оборотнями было выяснение его личности. Тут наши предки не мудрствовали, при встречи они старались нанести ему какое-либо увечье, чтобы потом, когда он станет снова человеком, узнать его. Ведь увечье, нанесенное оборотню останется и в его человеческом облике.

Если приходилось иметь дело с оборотнем, которым стал умерший колдун или другой лихой человек, умерший страшной смертью, то проводился довольно сложный и опасный ритуал для обезвреживания опасного мертвеца. Надлежало разрыть его могилу, перевернуть труп вниз лицом, либо подрезать пяточные сухожилия или проткнуть оборотня между лопаток осиновым колом.

В других случаях, пока еще покойная ведьма или колдун находились в своем доме, выламывали доску из потолка или вообще разбирали целый угол крыши. Также надежным средством против блужданий «ожившей» ведьмы было прибивание ее тени гвоздем.

Широко бытовало убеждение, что превратить оборотня обратно в человека мог опытный колдун или знахарь, однако это по плечу только тому магу, который превосходит по силе колдуна, превратившего человека в зверя. Кроме этого, для оборотня-жертвы существовала опасность другого рода: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь и ему уже никто не сможет помочь.

Кроме сильных ведьмаков, невольному оборотню мог помочь и обычный человек, только следовало знать особые магические приемы, которые могли бы избавить жертву от звериного обличья.

С этой целью проводили следующий несложный ритуал. Надо снять с себя пояс, завязать на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опоясать им волкодлака. Другие способы расколдовать оборотня - при встрече назвать его людским именем, накормить благословленной едой, набросить на него человеческую одежду или даже простое полотно.

Согласно народным представлениям, при обратном превращении волкодлак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение оборотня в мир людей происходит после его приобщении к культурным действиям: при надевании одежды, поедании человеческой пищи, мытье в бане, а также при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у расколдованного человека мог остаться хвост.

Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия (от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет) либо при особых условиях - если волшебный пояс, который колдун набросил на свою жертву, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.

© Алексей Корнеев