Высказывания митрополита кирилла о православном воспитании детей. Патриарх Кирилл: Нужно неусыпно заботиться о нравственном воспитании подрастающего поколения. Если слово Божие не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. П

Мы встретились с вами накануне учебного года и только что молились за тех, кто должен с 1 сентября приступить к учению. В нашей молодежи заложено много доброго, но есть нечто, что превращает сегодня детей в легкую добычу людей со злыми мыслями и намерениями по отношению и к нашему Отечеству, и к Церкви.

Дело в том, что нынешнее поколение учащихся не помнит прошлого. Они не помнят тяжелейшего советского времени, не помнят, как жил наш народ. Они многого не помнят, и поэтому у них нет возможности сравнить наши дни с тем, что было. Но у людей среднего и старшего поколения такая возможность есть, и потому мы должны дорожить всем тем, что сегодня происходит. Это не значит, что мы должны идеализировать современность, но мы должны ясно понимать, что страна и Церковь за эти 27 лет прошли очень значительный путь — через тернии, разочарования, потери. Но то, что сейчас происходит в земле Русской, наполняет сердце радостью. Радостью не простодушной, не той, что закрывает видение проблем, существующих в обществе.

Мы призваны — и наше поколение, и то, что приходит нам на смену, — решать существующие задачи, для того, чтобы исторический путь России продолжался и чтобы ничто не омрачило духовную жизнь людей, их благополучие, чтобы никто и никогда не посягнул на независимость и свободу нашего народа. Молясь сегодня об учащихся, я просил Господа, чтобы Он их оградил от искушений, потому что искушения — это то, что соблазняет человека, а в результате приносит беду, трагедию в жизни личной, общественной и государственной. Мы должны хранить себя от этих искушений, и, несомненно, Господь нам в этом помогает.

Никакой человеческой мудрости иногда не хватает, чтобы отделить в нынешних сложнейших условиях добро от зла, потому что даже самое страшное зло порой говорит голосом добра и сбивает людей с толку. Иногда у этого зла удивительно притягательные аргументы, которые и соблазняют людей. Вот для того чтобы всего этого не было, нужна, помимо мудрости, которая приходит с опытом, еще и помощь Божия. Пусть она пребывает со всеми нами. Верим, что по молитвам всех святых, в земле нашей просиявших, приклонит милость к нашему Отечеству. Пусть Господь благословит всех нас, укрепит нашу веру, даст духовные и физические силы, чтобы достойно пройти свое жизненное поприще и, представ пред Богом, услышать слова: «Приидите ко мне и наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира». Аминь.

В праздник Донской иконы Божией Матери

Сегодня мы слышали притчу Спасителя о семени. Господь объяснил, что семя — это слово Божие. Брошенное при дороге — это слово, которое бывает услышано, но диавол вырывает из сердца человека Божественную истину. Брошенное на камни — это семя, которое было воспринято и произросло, но, не имея прочного основания, засохло. Третье, попавшее в сорняки, — это слово, которое заглушается повседневными заботами. А вот четвертое — это семя, которое принесло плод.

Почва — это некая данность. Мы рождаемся с разными предрасположенностями, — ученые называют это наследственностью. Но никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро, или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей или учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень.

Мы должны работать, чтобы наши души не стали каменными. Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, над теми, кто сегодня пошел в школу, потому что и там может быть заложен камень в душу, не говоря уже о таких явлениях современной жизни, как влияние Интернета и средств массовой информации.

Если слово Божие не входит в сознание и сердце человека, то никаких особых испытаний не надо. Просто человек отдается искушению, забывая обо всем — о Божиих заповедях, о законах, о честности, о порядочности, — и уже ничто его не удерживает.

Зачем слово Божие, когда столько денег можно получить тем или иным незаконным способом? Или предаться наслаждениям, сделав несчастными множество людей? Но об этом мы и не задумываемся, потому что диавол с легкостью берет над нами власть. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, знает: можно прополоть землю, и никаких сорняков не будет. И в нашей душе могут произрасти те самые сорняки, которые заглушат не только Божие, но и всякое разумное слово. Ведь если человек попадает в круговерть повседневной жизни, то, конечно, слово Божие будет этой повседневностью заглушено.Но именно от нас зависит, что мы делаем с почвой своей души.

Ну и, наконец, плодородная почва. Она приносит плод, но и над этой почвой надо работать, потому что одна и та же почва один год приносит хороший урожай, а в другой год может и не быть столь же плодоносной. Поэтому духовная жизнь постоянно требует бдительного отношения человека к самому себе, к своим мыслям, поступкам, чувствам. Усвоение Слова Божия — это подвиг всей жизни, и это самый главный подвиг. Если мы не усвоим слово Божие, то Царство мы не получим, да и в этой жизни не повезет.

Эта притча учит нас духовному бодрствованию. Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Эти мысли очень своевременны накануне учебного года. Родители несут ответственность за детей, поэтому будьте бдительны. Думайте не только о собственной почве, но о почве детских душ. Старайтесь личным примером сделать так, чтобы душа ребенка никогда не превратилась в камень, потому что каменная душа отвергнет не только Слово Божие, но и любовь, и подлинную радость жизни не воспримет. Это очень непросто сейчас сделать, но делать это нужно. Нужно оберегать детей от влияния среды, а уж если что-то произошло, то следует делать все для того, чтобы исторгнуть грех из сердца и сознания ребенка — и словом, и молитвой, и, конечно, участием детей в молитвенной жизни, причащении Святых Христовых Таин. Верим, что Господь будет хранить наших детей. Но нужно очень много работать всем — и властям, и общественности, и родителям, и школам, и Церкви, чтобы оградить наших детей от тех опасных духовных состояний, о которых сегодня нам повествует Евангелие. Аминь.

1 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с речью на торжественном акте, посвященном 145-летию Ташкентской епархии, который состоялся в дворце «Туркистон» в Ташкенте.

(текст выступления Патриарха и видео - см. ниже )

Дорогие братья и сестры! Уважаемый Рустам Туйчиевич! Владыка митрополит Викентий!

Я с очень теплым чувством прибыл в Узбекистан. Я уже говорил неоднократно, в том числе публично, что мне приходилось приезжать сюда несколько раз в то время, когда Узбекистан еще входил в состав Советского Союза. Я видел состояние церковной жизни и могу теперь сравнивать, что произошло за эти годы. Невозможно даже узнать кафедральный собор и прилегающую территорию; построены и продолжают созидаться замечательные сооружения. Могу сказать, что положение Церкви в Узбекистане может служить примером и для некоторых областей Российской Федерации. Конечно, всего этого не было бы без поддержки государства, мы это ясно сознаем. Узбекистан — это многонациональное, многорелигиозное государство, но в основном здесь две религии — ислам и Православие. И тот факт, что государственная власть дает этим двум религиям равные возможности для развития, свидетельствует о понимании важности сохранения межрелигиозного мира для консолидации всего общества.

Радуюсь тому, что русские, украинцы, белорусы — наша паства здесь, в Узбекистане, — являются активной частью общества. Более того, я пошел бы дальше и сказал об особой ментальности православных людей, которые родились и живут в Средней Азии, в том числе в Узбекистане. Некоторые возвращаются в Россию, и, когда встречаешься с ними, отмечаешь их очень сильные, положительные стороны... Вернувшись в Россию, русские люди принимают активное участие в различных делах, в том числе в бизнесе, добиваются успеха. От вашего морального, духовного облика во многом зависит уважение, которое к вам питают наши братья и сестры — мусульмане. И это очень важно, потому что межнациональное уважение сходит на нет, когда люди, представляющие ту или иную общину, начинают уступать другим — в нравственном смысле, с точки зрения образования и прочих качеств... Радуюсь тому, что православная община Узбекистана является органической и активной частью общества, несущей потенциал мира и согласия.

Нужно отметить одно важное обстоятельство. В послании президента перечислялись ценности, которые являются общими и для православных, и для мусульман. Эти ценности связаны с нравственным состоянием человека. Речь идет об отношении к ближнему, об отношении к Родине, об отношении к труду, об отношении к старшим. В глобальном масштабе эти ценности сегодня подвергаются коррозии. Навязываются другие «ценности», которые мы, люди традиции, и ценностями назвать не можем, — такое мы называем просто грехом и сопротивляемся этому. Но во многих странах — впервые за всю человеческую историю — грех поддерживается государственными законами. Когда некие совершенно выпадающие за рамки традиционной морали способы сожительства возводятся в ранг брачных отношений, нравственное чувство большинства людей надрывается. А законы таких стран не просто поддерживают альтернативный, греховный выбор, но, к сожалению, приравнивают эти отношения к естественным отношениям мужчины и женщины. Я упомянул эту болезненную тему, потому что православные люди во многих странах страдают от того, что происходит, ведь с законами нужно волей-неволей считаться. А это приводит православные общины в состояние напряжения с окружающим миром.

Во многих странах поощряется так называемая ювенальная юстиция, с очень жеcткими правилами контроля внутрисемейных отношений — якобы со стороны общества, но, по сути дела, власти. По пустяковым причинам вводится внешнее управление семьей, дети изымаются только потому, что кому-то не понравились условия их содержания, под надуманным предлогом дети передаются даже не в социальные учреждения, а неведомым приемным родителям, а настоящим родителям не дают даже права их посещать. Все это ранит нравственное чувство и создает средостение между православными, которые не принимают такого рода законы, и другими гражданами, не принадлежащими Православной Церкви.

Ничего подобного нет в странах, где большинство граждан принадлежат к мусульманской религии. Потому мы и свидетельствуем об определенной общности наших ценностей... А ведь основа мирной жизни — это всегда общий нравственный консенсус. Если нет нравственного консенсуса, то никакие законы людей не объединят, и даже высокий уровень жизни не ликвидирует средостения. Поэтому нужно с благодарностью Богу отметить, что в этих странах бережно сохраняются нравственные принципы личной, семейной, общественной жизни, которые разделяются и православными. Дай Бог, чтобы так было, и дай Бог, чтобы никогда никакие привходящие обстоятельства не разрушали этого единства. Верю, что так и будет, но для этого мы все должны работать — и православные, и мусульмане. Поэтому я очень приветствую развитие разного рода связей, контактов, в том числе культурных и образовательных...

Слава Богу, что и в Узбекистане мы встречаемся с той же практикой добрососедства — люди живут бок о бок, дружат. Я уже имел возможность сказать, как я был приятно удивлен той симпатией, которую выражали простые мусульмане, мужчины и женщины, вчера в Самарканде, когда я просто гулял по городу. Многие махали руками, кланялись, и достаточно было взглянуть на лица, чтобы убедиться, что это не искусственно, что это исходит от сердца. Думаю, это очень дорогого стоит, и мы все должны хранить и приумножать то, что есть, — и в Узбекистане, и в России, где также во многих регионах православные люди живут бок о бок вместе с мусульманскими братьями и сестрами.

Я не раз чувствовал особую близость наших народов, в том числе встречаясь с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым. Мы имели продолжительную и очень содержательную беседу. Мне было важно услышать все то, что говорил Президент. Я почувствовал его глубокую заинтересованность в динамичном развитии своей страны, в поддержании межрелигиозного мира, в уважении к православным людям, в верности собственной религиозной традиции. Дай Бог, чтобы эти планы, реализуемые многими молодыми талантливыми политиками, осуществлялись; чтобы Узбекистан процветал духовно, культурно, экономически; чтобы политическая и социальная системы были стабильными; чтобы люди чувствовали себя уверенно, свободно и спокойно вне зависимости от их национальности и религиозных убеждений.

Владыка Викентий в своем вступительном слове рассказал нам об истории становления Православия здесь, в Средней Азии, упомянув 145-летие Ташкентской и Туркестанской кафедры, начало архипастырских трудов Преосвященного Софонии (Сокольского). Мы убеждены: все, что владыка Софония здесь совершал, было продиктовано простым человеческим чувством уважения и любви. Невозможно строить религиозную жизнь своей общины, входя в конфликт с теми, кто тебя окружает. Невозможно заниматься просвещением своей собственной общины, живущей в присутствии другой мощной религиозной традиции, не зная последнюю. А владыка Софония прекрасно знал арабский язык, он читал Коран в подлиннике, он, естественно, имел высокий авторитет среди просвещенных религиозных деятелей ислама, но не гнушался общением и с простыми людьми. Это зафиксировано в воспоминаниях владыки. Мощный социальный срез, в котором жил владыка Софония, был ему реальной поддержкой во всех делах и начинаниях. Мусульмане относились к нему с уважением и любовью, а православные, видя, каким уважением он окружен, с полной открытостью и любовью принимали его духовное руководство.

Для нашей Церкви свидетельство о вере никогда не было средством принуждения и распространения некоего влияния, — это нужно ясно понять. Если сравнить православную миссию с миссией некоторых западных конфессий, которая сопровождалась порой насилием, принуждением, стремлением достичь каких-то политических целей, то можно сказать, что православное свидетельство о вере никогда не несло в себе стремление утвердить некое влияние... Евангелие учит нас быть открытыми, честными и говорить то, что думаем. И если священнослужитель таким образом говорит о Православии, то он, конечно, находит симпатию среди тех, к кому обращено его слово.

Мы с вниманием относимся к нуждам русскоязычных людей, живущих в Узбекистане, среди которых русские, украинцы, белорусы, представители других народов, за судьбу которых мы несем пастырскую ответственность. Но хотел бы особо отметить, что Русская Православная Церковь ― это не национальная община, не политический орган и не представительство какого-либо государства. В ней есть место для любого православного человека, и она готова к соработничеству с любым государством, где несет свое служение. И в России, и в Узбекистане, и в других странах наши архипастыри, пастыри, миряне молятся о мире и благополучии государства, в котором они живут. Они стремятся служить благу единоверцев, уважают страну пребывания, ее народ и власти предержащие. Вот постулаты и принципы, на которых основывается наше присутствие в странах, где Православие не является религией большинства.

В этом году мы отмечаем 100-летие Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 годов. Отмечу, что на Соборе присутствовала церковная делегация из Туркестанского генерал-губернаторства — священнослужители, миряне, которые впоследствии испытали на себе антирелигиозные гонения. Многие страдания перенес и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), светило медицины и архиерей Русской Церкви. В 20-е годы он находился здесь, в Туркестане. Его бескорыстные медицинские труды были известны всем местным жителям, невзирая на политические разделения; и белые, и красные об этом знали. В этом году мы отмечаем 140-летие со дня рождения святителя, которого мы можем по праву называть святым и русской, и узбекской земли. Память о его подвиге, его глубокой вере, служении Богу и ближним является примером для всех, и не только для христиан.

Вера меняет нас и вдохновляет на служение ближнему вне зависимости от национальных, культурных и каких-либо иных отличий. Служением ближним, бескорыстным самопожертвованием мы находим путь к Богу и обретаем смысл человеческой жизни. И Церковь, стремясь быть открытой для людей, развивает сегодня различного рода служения. Конечно, в первую очередь это богослужение, но также сопутствующее богослужебной активности социальное, молодежное, просветительское служение. Сегодня каждый приход должен быть таким центром, где находили бы свое место люди, может быть, с разными взглядами на жизнь — в силу возраста, образования, положения; но каждый должен чувствовать себя в приходе дома.

Именно поэтому нужно обращать особое внимание на работу с детьми и молодежью. Я уже говорил, что молодежь — достаточно уязвимая категория общества, потому что молодые привыкли слушать взрослых, учителей и воспринимать слова, которые к ним обращены, как некую истину в последней инстанции, ведь так ученик воспринимает то, что учитель произносит на уроке. Молодежь живет в атмосфере восприятия сигналов, поступающих извне, как несущих что-то существенное и важное для них. А опыта жизненного еще нет, знаний недостаточно, и поэтому молодой человек не всегда способен к тому, чтобы критически отнестись к этим сигналам. Он не может разделить хорошее и плохое; иногда даже простые слова одноклассника, который восторгается какой-нибудь телевизионной передачей, постом в социальных сетях или еще чем-то, может повлиять на сознание ребенка сильнее, чем слова родителей и даже учителей.

В этом смысле мы должны обратить особое внимание на работу с молодежью. Мы должны помогать молодым людям критически относиться к информационному потоку, который на них обрушивается. Такое разумное отношение к информации можно привить ребенку, если он будет вооружен правильным критерием ее восприятия. Чаще всего проповедь религиозного экстремизма усваивается молодежью. Почему? Да по той же причине — взрослый человек жизнь прожил, он многое знает, он может сравнить и сказать: «Нет, простите, все это не для меня, я по этому пути не пойду». А молодой человек иногда оказывается захвачен самой манерой подачи экстремистских идей. Поэтому очень важно работать с молодежью и прививать ей навык критического отношения к информационному потоку, потому что оградить детей от этого потока невозможно, — так сегодня развивается человеческая цивилизация. То, что раньше родители скрывали от детей, оберегая их психику, считая, что ее нужно беречь от той или иной преждевременной информации, сегодня невозможно, потому что информационный поток проникает через любые стены, даже монастырские, о чем я иногда говорю, встречаясь с монахами. Если у вас есть мобильный телефон, то никаких монастырских стен нет, они рухнули. А ведь монах приходит в монастырь, чтобы оградиться от мира. Раньше так и было — зашел за монастырские стены и оказался в особой атмосфере духовной жизни, молитвы, трудов. А теперь ничего подобного — включил мобильный телефон, вышел в социальные сети, в Интернет, и вся стихия мира на тебя обрушивается…

И вот еще о чем хотел бы сказать… В советское время все было сделано для того, чтобы вытеснить знания о религии. Конечно, отсутствие этих знаний чревато многими опасностями. Дореволюционные традиции православного богословия, исламского образования в советское время были полностью разрушены, десятилетиями интеллигенция и простые люди не имели о них адекватного представления. Активно навязывался миф о том, что верующий — это синоним малообразованного и темного человека, что наука якобы победила религиозные предрассудки; мы, люди среднего и старшего поколения, все это хорошо помним. В результате подобной политики выросли целые поколения людей, не имеющих систематических знаний о собственной религиозной традиции. Сейчас на постсоветском пространстве, да и на Западе существует огромный дефицит знаний о религии, которые во многих странах считаются чем-то факультативным и ненужным. Но ведь даже перед тем, как сесть за руль, человек во всех странах получает водительское удостоверение, — потому что управляемый неумелой рукой автомобиль может быть очень опасен. Если же речь идет о вере, то человеку почему-то предлагается научиться самому, и это в условиях, когда традиции передачи знаний о религии систематически уничтожались и не в полной мере восстановлены до сих пор! Вот мы в России об этом говорим. Долго шла борьба за то, чтобы в наших школах детям могли преподавать основы православной, исламской, иудейской, буддистской культур либо основы религиозных знаний вообще — по выбору. И нам говорили: «Так вы сами воспитывайте детей, пусть они сами учатся в семьях или еще где-то». Так вот, хороший пример: чтобы водительские права получить, ведь недостаточно семейного назидания, чтобы папа научил сына, как ему автомобиль водить, — нужна система, нужны знания. А преподавать важнейшие знания о духовной традиции своего собственного народа в школе не дозволялось. По милости Божией эта проблема в России разрешена.

Думаю, очень важно, чтобы в наше время, когда на молодежь обрушивается избыток негативной информации, повсеместно преподавались основы религиозной культуры и вообще религиозной традиции. И это преподавание должно вестись разумно, на научной основе, просвещенными людьми и сопровождаться не только передачей информации об истории религиозной традиции, о каких-то общих понятиях, но способствовать формированию нравственной личности. Ведь как нас в семьях воспитывали? «Это нельзя делать, потому что это грех». Если ребенка с детства так воспитывали, то понимание того, что украсть, обмануть — это грех, прочно входило в сознание. Вот нам и нужно найти такую возможность, чтобы научные знания о религии сочетать с правильной передачей ее этических норм. Все это должно быть направлено на достижение конкретной цели. Мы преподаем основы Православия, ислама, иудаизма, буддизма, — это традиционные религии в России, — но у нас есть единое целеполагание. Мы стараемся вывести все эти курсы в наших школах к одной цели — к формированию нравственно здоровой, любящей свою Родину, уважающей свои традиции личности. Используем разные аргументы, потому что традиции разные, а цель одна.

Мне кажется, преподавание основ религиозной культуры сегодня имеет очень важное значение не только для России, но и для многих других стран. Когда тысячи лжепроповедников разных мастей борются сегодня за душу ребенка или молодого человека и стараются воспользоваться данной ему свыше потребностью в поисках истины, они преследуют свои низменные цели, и нет никаких сомнений, что за всплесками псевдорелигиозного радикализма во многих случаях стоит религиозное невежество. Я имел возможность обменяться мнениями по этому поводу со всеми, с кем я здесь встречался, в том числе и с Шавкатом Миромоновичем, и с муфтием господином Алимовым, и есть общее понимание того, что отсутствие религиозных знаний способствует формированию экстремистских взглядов в религиозной среде. Полагаю, что повышению культуры, в том числе в сфере межрелигиозного общения в Узбекистане, может способствовать и перевод книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на узбекский язык. Это откроет широкому кругу людей возможности для более глубокого знакомства с христианской культурой. В Священном Писании мусульмане опознают ту же самую этику, которая присутствует в Коране, а это очень важно. Открывается возможность увидеть, что те же самые фундаментальные нравственные принципы, может быть, не во всех деталях, присутствуют и в Священном Писании христиан. Думаю, это будет и развивать наш диалог, и содействовать добрым, братским отношениям, необходимым для построения мирной жизни солидарного общества.

1 октября в Узбекистане отмечается важный праздник — День учителя и наставника. Я никогда раньше не встречался с такой формулировкой названия праздника, которая предполагала бы почитание не просто учителей, но и наставников. А ведь действительно, без наставничества получение знаний бессмысленно. Образование — это не только совокупность теоретических и эмпирических знаний, но это еще и передача определенных норм, в том числе норм мыслей и поведения. Человек, которые лишь обучен профессиональным навыкам, не становится образованным; специалиста нельзя превращать в своего рода товар на рынке услуг, который покупают те, кому определенного рода услуги нужны. Наставник — это тот, кто должен воспитывать ученика, учить его ответственности за использование передаваемых знаний. Знание — сила, а именно наставник призван помочь обучающемуся направить эту силу на созидание мира и любви. Это особенно важно в сфере культуры и творчества, где профессионализм и свобода художника не должны становиться средством разрушения религиозных, семейных и общественных ценностей. Наставничество неотделимо от уважения к старшим, к семье, к своему народу, к Отечеству и его истории, т.е. всему тому, что лежит в основе как христианской, так и мусульманской этики.

Завершая свое выступление, я хотел бы пожелать народу Узбекистана мудрых наставников, искренними трудами которых созидалось бы будущее вашей страны. Пусть мир и благополучие пребывает в доме каждого из вас. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл посетил подмосковный Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Совершил Божественную литургию и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором прокомментировал дневное Апостольское чтение: «Братия, поминайте наставников ваших и покоряйтесь им, ибо они неусыпно заботятся о душах ваших» (см. Евр. 13:17-21).

Одна эта фраза помогает понять смысл того, что есть процесс научения или, говоря современным языком, из каких компонентов созидается процесс образования человеческой личности. С одной стороны, это требование к учащимся поминать, то есть помнить, наставников и покоряться им. Но, с другой стороны, это сильный призыв к учителям неусыпно заботиться о душах тех, кого обучаешь.

Какие несовременные слова: «поминайте наставников», «покоряйтесь»! Наверное, если сказать так человеку неподготовленному, то они его смутят. Но на самом деле в этих словах огромной силы Божий призыв, потому что не может быть процесса обучения, тем более процесса воспитания, без того чтобы раскрыть свой ум, свою волю и свое сердце навстречу тому, чему учит учитель. Обучение невозможно без смирения, без понимания того, что учитель знает больше, что он мудрее, что он выше, что его опыт более значителен.

А в каком случае слова «поминайте наставников ваших и покоряйтесь» никак не смущают совесть, не задевают человеческое самолюбие, не ограничивают свободу? Только в одном случае: когда учитель является абсолютным примером, эталоном. Не может испытывать смущение от слов «поминайте и покоряйтесь» ученик великого композитора или выдающегося режиссера, великого ученого-подвижника или гениального художника. В этом случае и поминание, и покорность приходят естественным образом, потому что ученик, соотнося свои знания, свои способности и свои возможности со знаниями и способностями учителя, осознает, сколь превосходит его учитель, и покоряется добровольно, с радостью, ища возможности учиться именно у этого учителя.

Но есть еще что-то в этих замечательных словах апостольского Послания к Евреям, что помогает понять саму суть процесса образования. «Поминайте наставников и покоряйтесь» - почему? Потому что они неусыпно заботятся о душах ваших. Можно представить себе школьного учителя или профессора университета, который неусыпно заботится о душах тех, к кому он обращает свое слово? В современных условиях это трудно представить, а потому трудно представить и то, чтобы ученик поминал и покорялся учителю.

Младший может покоряться старшему, когда он видит особую жертвенную заботу, готовность неусыпно, то есть не засыпая, не давая себе отдушины, отдавать все силы на воспитание того, кто вверен тебе. И если ученик видит жертвенность учителя, который отдает во имя своего служения все, что только имеет, и неусыпно заботится не только о передаче знаний, но и о состоянии души, то каким нужно быть черствым, каким нужно быть жестокосердным, чтобы перед таким подвижником, который сна не знает ради тебя, не преклонить главы и не покориться ему!

Успех образования зависит от того, как ученик относится к учителю. Но успех образования зависит также от того, как учитель относится к своему делу и во имя чего он учит ученика. И если забота о душе, то есть о нравственном состоянии личности, перестает быть заботой преподавателя, педагога, профессора, то не может быть ни памяти, ни покорности. Меняется система отношений «учитель и ученик», она теряет свое священное измерение, благодаря которому высочайшие ценности, вложенные Богом в душу человеческую, а через это - в человеческую цивилизацию, сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Все то, о чем я сейчас говорю, имеет прямое отношение и к современной системе образования. Мы любим сокрушаться по поводу того, какая плохая сейчас молодежь. Почему же мы не сокрушаемся о том, что очень часто педагоги не считают нужным заботиться о душах вверенных им учеников? О том, чтобы формировать сильную нравственную личность, любящую Бога, ближних, Отечество свое, окружающий мир, способную жить по заповедям Божиим, то есть по тому закону, выше которого нет ничего, никакого человеческого закона, потому что Божий закон есть основной закон жизни? И пока наши преподаватели, те, кто несет ответственность за подрастающее поколение, не осознают своей ответственности за его нравственное воспитание и не будут неусыпно - неусыпно! - заботиться о душах вверенных им, до тех пор мы как общество будем нести на себе отвратительную печать разрушения нравственного начала. А в быту это будет сопровождаться неудачами в семейной жизни, разводами, абортами, преступностью, коррупцией и всем тем, что разъедает жизнь личности, семьи и общества. И всякие воздыхания по поводу того, что «нужно уменьшить, нужно сократить, нужно взять под контроль», не будут достигать цели, потому что как добрые, так и злые помыслы, как добрые, так и злые поступки исходят из сердца человека (см. Мф. 15:19).

Все, что мы говорим, обращаясь в адрес современной школы, мы можем сказать и обращаясь в адрес Церкви и пастырей. Неслучайно в центре служения святителей - учительство с его колоссальной ответственностью за душевное состояние паствы, особенно за молодое поколение, за будущее Церкви и мира. Иногда священнослужители сокрушаются, что верующие люди недостаточно внимательно относятся к их словам, что не всегда их служение сопровождается должным уважением со стороны паствы - говоря языком Послания к Евреям, люди не всегда поминают и не всегда покоряются церковным наставникам. Но все, что было сказано в отношении светской школы, имеет отношение и к научению в Церкви. И покоряются, и принимают, и поминают церковных наставников тогда, когда видят, что церковный наставник душу свою, жизнь свою полагает, неусыпно служа в заботе о душах верующих.

20 ноября Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 70 лет. Ко дню рождения Предстоятеля мы собрали из разных выступлений его высказывания об образовании, духовных школах, организации учебного процесса и задачах, которые стоят перед пастырями. Для размышлений и вдохновения.

Об образовании

Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

У Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Я постоянно учусь, и это не какая-то заезженная общая фраза. Мне этот процесс обучения доставляет огромное наслаждение - я люблю слышать голоса людей, узнавать разные взгляды на жизнь, я пытаюсь сопрягать этот разноречивый хор человеческих мнений с тем, что происходит в моем сердце, в моем разуме. Думаю, что без этого я не произнес бы ни одного слова, которое стоило бы внимания.

В каком-то смысле образование - это способность человека постоянно учиться, постоянно возрастать. И вот для нас с вами, для людей, посвятивших себя Церкви, главная задача - это уметь прочитывать слово Божие. Иногда бывает так: читаем текст, а потом берем какой-нибудь комментарий XVII-XVIII века и пересказываем. А этот комментарий никого не убеждает! Из уважения слушают: «Да, конечно. Правильно». А сердца не захватывает, глаза не горят у людей, они не цитируют священника, который старые комментарии повторяет в своей проповеди. Поэтому научиться читать тексты, исходя из современного контекста, - это очень важная задача. Она предполагает постоянное обучение - нужно постоянно, каждый день читать и слово Божие, и святоотеческие тексты, и богословскую литературу. Когда мысль не движется, она начинает костенеть, а закостенелая голова не способна производить ничего такого, что могло бы увлекать людей.

Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, основанные на Божественных заветах и опыте культуры

Конечно, образование получать надо, и хорошо, когда женщина, чувствуя в себе соответствующие способности, делает, как говорят, карьеру. Мы видим замечательных женщин и в правительстве, и среди ученых, дипломатов, руководителей производства. В каких-то сферах женский ум оказывается более проницательным, чем мужской, и мужчины это сознают и отдают должное женским способностям. Поэтому закрывать для женщины возможности светской карьеры, будь то научной или любой другой, только из-за того, что она женщина и должна стать матерью, было бы неправильно.

Но неправильно также, чтобы карьера деформировала ценностные установки девушки или женщины. А ценностная установка заключается в том, что нужно, если будет на то Божие благословение, вступить в брак и создать семью. А когда это происходит, то женщине работающей и муж, и родственники должны помогать в воспитании детей, но и она не должна воспитание детей относить на периферию своей жизни, - мол, я очень занята, я президент в банке, мне не до ребенка, я его отдам няне или воспитателям». Сейчас это становится все более и более модным, особенно в состоятельных семьях, - вот это, конечно, грех отступничества от материнского призвания.

Женщина, которая берет на себя ответственность за воспитание ребенка, должна понимать, что на определенное время эта обязанность становится абсолютно приоритетной, как и хранение семьи.

О духовном образовании Для того, чтобы организовать работу, нужен специалист. Вот почему перед нашими учебными заведениями сегодня стоит задача подготовки не только священников и богословов, но и церковных социальных тружеников, образовательных работников - катехизаторов.

Приезжаешь иногда в монастырь, спрашиваешь: сколько насельников закончили семинарию - оказывается, меньшинство. Спрашиваешь иеромонаха, почему не хочет идти в семинарию. А он отвечает: "Да зачем она мне нужна, эта семинария? " У него нет потребности в богословских знаниях, а отсутствие этих знаний порождает различного рода предрассудки. Мы знаем, что иногда из монастырей проистекают какие-то совершенно чудовищные, опасные для жизни Церкви идеи. В этом нет ничего нового - и в древности тоже часто ереси шли из монастырей, и у истоков еретических движений древности были ревностные монахи, архиереи, даже Константинопольские Патриархи. Поэтому правильное духовное и богословское образование монашествующих, и, что самое главное - реальный опыт духовной жизни во многом являются залогом процветания Церкви, ее духовного здоровья, здоровья всего нашего общества

Подвиг ученых монахов имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продвижения богословской науки, поскольку люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны полностью посвящать себя этому великому труду. Ученым монашеством всегда была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская или Казанская. Всегда оплот школы составляли иноки, жизнь свою посвятившие отечественной богословской науке и воспитанию юношества

Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного говорить с современным обществом, передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать их понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в наших духовных школах.Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всем приобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек не овладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря. Если студент, воспитанник, воспитанница берут на себя обязательства овладеть основами интеллектуальной и духовной жизни, то можно отменять службу дежурных помощников инспекторов и не смотреть на часы, проверяя, когда он или она пришли из города. Все будет правильно устроено, потому что внутри каждого будет свой собственный инспектор, который будет подсказывать, можно ли потратить время понапрасну или этого делать нельзя

Духовная школа – это школа и студентов, и преподавателей; это единая семья, и ведь так было все десять лет, что я имел счастье здесь служить. Нам с вами многое нужно сделать и правильно устроить, – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Я обращаюсь в первую очередь к Владыке Амвросию, профессорам и преподавателям славной Санкт-Петербургской Духовной школы, к вам, мои дорогие студенты. Кроме нас эту задачу никто не решит, и мы с вами не можем уклоняться от ее решения, потому что у нас просто нет времени. Годы студенчества, учебы – это прекрасное время роста, и дай Бог, чтобы рост был интенсивным, чтобы он был зримым, в первую очередь, для самих возрастающих, дабы каждый день приносил пользу, менял что-то в сознании и в сердце. И тогда мы будем сильнее потока массовой информации, тогда наши убеждения будут сильнее всех искусственных стереотипов

Духовное образование, его конкретные формы должны определяться не внешними привходящими обстоятельствами и мотивами, не сентиментальными, часто псевдоблагочестивыми рассуждениями, а очень ясным целеполаганием, исходя из фундаментальных задач церковной жизни и служения.

Образование является сквозной темой, проходящей через все практически наши заседания. Это свидетельствует о том, что образование в Церкви является очень важным приоритетом. С решением проблем, стоящих в этой области, мы связываем и совершенствование пастырской работы в Церкви, и, может быть, в первую очередь, изменения в сознании наших детей и молодежи

Задачи духовного образования

задачей духовной школы должна быть подготовка кадров священнослужителей. Но что это означает? Возможно ли уподобить подготовку священнослужителей воспроизводству кадров в какой-нибудь светской отрасли, скажем, в области науки или производства? На мой взгляд, нет, и вот почему. Здесь присутствует очень важная богословская предпосылка: потому, что воспроизводство кадров в Церкви - это, говоря по существу, и есть передача церковного Предания от поколения к поколению. Да, бесспорно, Предание есть веяние Духа Святого в Церкви, но Церковь - организм Богочеловеческий, в ней осуществляется синергия Божественной благодати и человеческих усилий. И не всегда, увы, далеко не всегда человеческое усилие оказывается достойным Божественного призвания.

Вот почему духовное образование имеет самое непосредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви - это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело; богословское образование - в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Предание. Кто является хранителем Предания? - Епископат. Посредством чего люди, которые в будущем становятся архиереями, входят в этот поток Предания? - Через богословское образование. Поэтому пренебрежительное отношение к богословскому образованию (не декларируемое - никто не говорит, что это не нужно - а внутреннее: «Главное сейчас батюшек иметь достаточно, образование - это потом») - вот это внутреннее презрительное отношение к богословию как одному из обязательств правящего архиерея надо пересматривать, потому что от уровня нашего богословского образования, от того, что есть богословское образование, зависит, в конце концов, сама передача Священного Предания Церкви.

Церковь определяет, каким должен быть священник, свидетельствует об идеале, образце. Но даже сама эта задача, конкретное определение идеала в данных исторических обстоятельствах уже является элементом целеполагания в сфере духовного образования. Таким образом, задача духовного образования - не только «воспроизводство священников», как «воспроизводство инженеров», но и воспроизводство идеала, или, говоря языком светским, знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых черт характера, состояния души.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Духовное образование немыслимо без церковной науки, без богословия, без церковной мысли, без серьезных научно-методических трудов. А почему, собственно говоря? Да потому, что без богословия мы можем начать передавать, по слову апостола Павла, бабьи басни (1 Тим. 4:7) вместо подлинного церковного Предания. Ведь так же и происходит, когда бабьи басни становятся частью местного предания и не отсекаются, потому что нет способности отсечь одно от другого, отделить одно от другого. На этой почве и рождаются ереси и расколы, когда бабьи басни становятся в сознании людей частью предания, когда они поставляются в центр Благовестия.

Именно богословская, ясная и трезвая церковная мысль должна быть важнейшим инструментом церковного целеполагания в сфере духовного образования. Духовная школа и ее научно-педагогическое ядро должны уметь методически адекватно выделить то важнейшее в догматическом, литургическом, мистическом, аскетическом, каноническом, миссиологическом и иных аспектах Предания, что должно быть усвоено будущим священнослужителем.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)


Перед преподавательским корпусом духовных школ, церковными учеными предлежит большая духовная и творческая задача - обеспечить преемственность живого Предания Церкви, преемственность текстов, смысл которых проясняется Духом, и преемственность Духа, поддерживаемого живыми текстами. Нельзя замыкаться в отвлеченном академизме: если мы не можем применить святоотеческое Предание в сегодняшней ситуации - значит, мы не усвоили Предание. Значит, мы схоласты по мышлению; значит, у нас богословие в одном кармане, а реальная жизнь - в другом; значит, не происходит стыковки одного с другим. Вот почему должна быть обеспечена постоянная связь церковной науки с церковной практикой, с реальной жизнью Церкви; вот почему богословие должно развиваться, в первую очередь, как ответ на все те вопрошания, как теперь говорят, вызовы, которые жизнь к нам обращает. Это сложная задача, но решаемая - в этом меня убеждает опыт разработки Основ социальной концепции нашей Церкви, потому что концепция создана именно как богословский ответ на вызовы времени.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Мы должны воспитывать не рабов и не бунтарей, но свободных и одновременно ответственных людей. Свобода не означает распущенности - свобода должна быть, прежде всего, свободой внутренней, свободой во Христе. Мы должны быть уверены, что все ограничения и тяготы приемлются священнослужителем как ограничения, взятые на себя осознанно и добровольно. Это осознание добровольного принятия на себя креста должно быть присуще каждому священнику, потому что в каком-то смысле крест принимается уже самим желанием стать священнослужителем. Дисциплина должна быть в первую очередь самодисциплиной, а послушание иерархии должно осуществляться не из страха, а как осознанное и твердое следование Преданию, как сохранение древнего богоустановленного строя Церкви. Это не современные иерархи выдумали каноническую дисциплину и подчинение священника епископу, это принцип от самого Господа, он лежит в основе церковной жизни, и каждый священник должен это ясно понимать; каждый семинарист должен понимать, еще до того как он принял хиротонию, что он вступает на путь послушания.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно иметь своим итогом то, что мы должны получить выпускников, которые не просто что-то слышали и знают о духовном и богословском Предании Церкви. Они должны жить и развиваться внутри этого Предания. Будущим священнослужителям необходимо привить навык постоянного и притом самостоятельного самосовершенствования в изучении Священного Писания и церковного Предания. Вот почему огромное значение имеет в духовном образовании самостоятельная работа: она прививает самостоятельность, ответственность и, конечно, развивает творческое мышление.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований

Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом - как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев. Именно к такому результату должна привести образовательная реформа

Образование vs благочестие?

Благочестие и культура, вера и образование - это не альтернативы, вот что нужно понять. Нельзя культуру противопоставлять благочестию, а веру нельзя противопоставлять образованию. Это противопоставление недопустимо. Вера, церковность, благочестие - это абсолютно необходимые требования. У будущего священника должны быть еще и соответствующие душевные, интеллектуальные и даже физические качества. Еще раз повторюсь: речь не идет о том, что мы должны предпочитать благочестию образование и способности. Абитуриент должен обладать и тем, и другим. Если мы будем брать в семинарии троечников, посредственностей, двоечников, людей с отклонением от психической нормы, миссия Церкви будет провалена, эти люди будут неспособны обращать к Церкви сердца современных людей. Церковь снова останется Церковью для малообразованных людей, для тех самых бабушек, которым ни английский, ни патрология не нужны. Церковь не станет Церковью всего народа, а сегодня наша задача заключается в том, чтобы Церковь была Церковью всего народа. Это не значит, что бабушки должны быть дискриминированы в нашей церковной общине, но это значит, что Церковь должна быть нацелена на работу со всеми, в том числе с бабушками, но и с людьми современными, малоцерковными, критически относящимися к Церкви.

Скверно образованные, некультурные люди слишком часто становятся людьми антикультурными, обскурантами, защищающими и оправдывающими свой низкий образовательный и культурный уровень зилотством и показным благочестием.

О реформе духовного образования

Совершенно очевидно, что богословское образование, несмотря на ту реформу, которая имела место в 1990-е годы, до сих пор не вышло на тот уровень, который можно было бы признать удовлетворительным. Подготовка кадров, в первую очередь священнослужителей, сегодня требует определенной коррекции. та коррекция диктуется самой жизнью. Если в прежние времена Церковь находилась в общественной изоляции, то сейчас священник, помимо того, что он пастырь и совершитель Таинств, еще и общественно значимая фигура. Эту роль священника особенно ясно чувствуешь в селах, в деревнях, в небольших районных центрах, где священнослужитель входит в число наиболее влиятельных людей

Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них - большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, ...охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл.

О государственной аккредитации

Сейчас мы озабочены вопросом государственной аккредитации духовных учебных заведений, что по многим причинам становится необходимым, ― подчеркнул Предстоятель. ― Человек, изучающий богословие, вступающий на путь служения Церкви, не должен себя чувствовать изгоем в обществе. Он не должен быть ущемлен в своих правах только лишь потому, что государство по каким-то причинам не признает дипломов о высшем богословском образовании.

(Сказано в ходе встречи с российскими и зарубежными журналистами в Чистом переулке 15 апреля 2009 года)

Методики образования

Наверное, самая большая ошибка нашей школы состоит в том, что мы мало пишем, мало самостоятельно излагаем на бумаге свои мысли. Сейчас, в век интернета, очень часто подготовка сочинений сводится просто к переписыванию информации из всемирной компьютерной сети. Однако нужно научиться самостоятельно мыслить, анализировать прочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа над самим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то не будет времени на пустоту, на праздное и опасное для души времяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то духовная школа станет поистине школой мысли и школой духа.

Больший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей; студентов нужно прежде всего "учить учиться", прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. В академиях необходимо усилить связь между студентом и научным руководителем

О науке Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами…У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Мировой опыт свидетельствует: лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться

Полагаю, что Русская Православная Церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу - Богово, а Ньютону - ньютоново» - такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу - Богово».

Исходя из такого миропонимания, православные христиане должны быть всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе с педагогами, людьми науки и культуры. Об этом ясно сказал и Поместный Собор, призвавший пастырей и мирян «развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры.

Сегодня задачей общецерковного значения является создание научно-богословской школы. Прикладная роль богословия как в образовании, так и в поиске ответа на актуальные вопросы церковной жизни может развиваться лишь на прочном академическом фундаменте. Следует создавать все необходимые условия для ведения научной работы в духовных академиях и иных церковных учебных заведениях. Такая работа должна рассматриваться не как личное дело преподавателей, а как неотъемлемая часть их церковного послушания. И по этой работе также будет оцениваться деятельность преподавателя

Научная академическая традиция учит не торопиться с обобщениями. Замечательная традиция. Многие ошибки, происходившие в прошлом и происходящие сегодня, имеют своим истоком именно стремление обобщить как можно быстрее, без специального исследования всего наличного материала, без попытки сделать вдумчивые критические выводы. Это особенно опасно, когда возможные обобщения касаются непростых вопросов, к каковым, без сомнения, относится и вопрос взаимоотношений религии и науки. Тема очень важная уже потому, что религия является феноменом огромного значения для большинства жителей планеты, как и наука является ключевым феноменом, обеспечивающим поступательное научно-техническое развитие современной цивилизации. Рассматривая этот вопрос, следует остерегаться упрощенных интерпретаций, с которыми, к сожалению, мы сталкивались в недалеком прошлом. Так, утверждалась обязательная борьба религии и науки из-за якобы непримиримого антагонизма между ними.

Можно сказать, что религия, наука и искусство - это разные способы постижения мира и человека, познания мира человеком. У каждого из них свой инструментарий, свои методы познания, они отвечают на разные вопросы. Наука, например, отвечает на вопросы «как» и «почему». Религия - на вопрос «для чего». В центре религиозного познания - проблема смысла жизни и отношения к смерти. Если наука занята вопросом о том, как на земле появилась органическая жизнь, то религия - для чего появилась жизнь. Наивно прочитывать книгу Бытия как учебник по антропогенезу, но равно контрпродуктивно искать в учебниках по биологии или физике ответ на вопрос о смысле жизни.

В мире интенсивного развития технологий, основанных на научном знании, чрезвычайно важна нравственная ответственность ученых. Несколько десятилетий назад, говоря о возможных опасных последствиях научного прогресса, мы имели в виду прежде всего ядерные технологии. Но теперь возникли острейшие проблемы, связанные с биотехнологиями, бурным развитием информационных технологий, созданием виртуальных реальностей, формированием всеобъемлющих баз данных, контроля и учета людей, недолжное использование которых может поставить под угрозу свободу человека и его гражданские права.

Важно понимать: сама тема последствий научно-технологического развития безусловно имеет нравственную составляющую. Она неразрывно связана с представлениями о добре и зле, со способностью различать вред и пользу. И здесь - естественное поле объединения усилий науки и религии.

О пастырстве Не приклонится милость к священнику, который считает, что он должен ждать, пока к нему народ придет, что его служение должно замыкаться только в пределах храма, что все остальное его не касается. Поэтому мы должны очень серьезно воспринять удивительные слова Господа, которыми завершается Евангелие от Матфея: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф. 28. 19). В семинариях во время занятий по экзегетике мы обращали внимание на фразу крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа, толковали эту часть текста, но никогда не обращали внимание на слово «идите» - идите и научите все народы. Спаситель не сказал ученикам: сидите там, в Галилее, к вам придут люди, вы крестите их, и все будет в порядке. Он велел: идите и научите. Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему…Сила слова всегда связана с силой молитвы, - свидетельствует Святейший Патриарх. - Священник не может проповедовать, используя какие-то схоластические приемы и схемы… Душа человека откликается на проповедь, когда он чувствует, что священник, говорящий нечто, сам это пережил. Если вы говорите от своего опыта, если это ваши мысли, соединенные со святоотеческими творениями, со словом Божиим, - то ваше слово становится убедительным…Мы должны понять, что не только суббота, воскресенье и праздники - рабочие дни для священника. А почему бы не оставить понедельник для встреч с одинокими пожилыми людьми, вторник - для встреч с молодежью, в среду, например, - с молодыми людьми, которых называют «неблагополучными»… Если ядром приходской жизни будет богослужение и молитва, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы у нас станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни.

Пастырский визит не означает только учительство. Вообще, пастырство - это процесс двусторонний. Если пастырь закрывается от своей паствы, если чувствует самодостаточность, если исповедует ложное убеждение, что он альфа и омега и носитель конечной истины, то у него прерывается контакт с паствой, его слово перестает быть притягательным, на это слово уже не обращают внимания.

Христос пришел для всех. Он был носителем собственной субкультуры, но Он никогда не связывал принадлежность к этой субкультуре с возможностью принять Его слово. Ведь перед апостолами стояла огромная проблема, когда им нужно было выйти за пределы иудейского, еврейского мира и пойти к язычникам, с которыми евреи не общались даже в быту, - это была иная культура, иной образ мысли, иная философия жизни. Это был колоссальный вызов христианской общине - многие говорили, что этого делать не надо, что нужно остаться со своим народом и бороться за его духовное возрождение. И в 51 году апостолы собираются в Иерусалиме на первый Собор, чтобы разрешить эту жизненно важную проблему (см. Деян 15). И они избирают путь служения всему миру. Они не связывают христианский религиозный выбор с культурным выбором - они распространяют свое слово на весь мир.

Думаю, что это пример всем нам. Почему мы должны ограничивать свое слово рамками православной субкультуры? Конечно, мне очень комфортно говорить с людьми, принадлежащими к той же культуре, что и я. Гораздо труднее говорить с теми, кто принадлежит к другой культуре не только с точки зрения стиля одежды или способа самовыражения, но и по образу мысли. Проповедь, обращенная к носителям другой субкультуры, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу. Она требует огромной внутренней работы, и, может быть, не всегда современный священник готов к такой работе, когда нужно как бы наступить на горло своей собственной песне, когда в другом человеке, совершенно ином, шокирующем своим внешним видом, нужно вдруг увидеть паству - того, к кому должно быть обращено слово Божие.

На этом пути есть и определенные соблазны. Ведь желание иметь контакт с молодежной субкультурой вообще присуще старшему поколению, особенно политикам. Иногда для того, чтобы стать понятными молодежи, взрослые дяди и тети начинают на себя примерять эту молодежную субкультуру - выходят в молодежные аудитории, взмахивают руками, произносят какие-то слова на молодежном сленге, одеваются так, чтобы выглядеть «своими». Все это - мимикрия, лицемерие.

Нужно оставаться самим собой. Я готов разговаривать с молодежью, но я не сниму для этого рясу и не оденусь так, как вы сейчас одеты. Не потому, что у меня есть какие-то предрассудки в отношении такой одежды, а потому, что это моя культура, я ее носитель. Но внешние различия не могут разделять людей настолько, чтобы у них разрушались коммуникативные отношения - для священника это просто трагедия. Вот почему сегодня к Церкви обращен огромной силы вызов, в том числе со стороны молодежи. Нужно находить возможность говорить с молодыми людьми таким образом, чтобы в их категориях мысли и в их культурных категориях передавать им вечное слово Божие.

…требоисправление, оторванное от Предания, да и от благочестия, превращается просто в предоставление религиозных услуг за соответствующую плату. Но самое печальное то, что этот «идеал» возникает у горе-семинариста не на пустом месте - он видит определенные подтверждения своей теории в церковной жизни. Такой «идеал» священника смертельно опасен для Церкви. Зачем требоисполнителю-наемнику социальная работа? Зачем миссия? Зачем образование? Зачем жертвенное служение людям? Да, в конце концов, даже жертвенное служение Богу? Я, конечно, привожу самый крайний пример. Но ведь все мы сталкиваемся с такими примерами.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Священнослужитель должен быть человеком, в том числе, высокой светской культуры, он должен иметь хороший вкус, уметь видеть красоту. В этом присутствует и миссионерский императив, и пасторологический, и собственно церковный. Когда мы говорим о светской культуре, об общем образовании, которое также необходимо для священника, то относим сюда и филологическую подготовку, знание языков древних и новых, без чего очень сложно сегодня заниматься богословием.

(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 года)

Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению, скольких женщин я сумел отговорить от совершения аборта?

У каждого священника должно быть законченное богословское образование. Да, мы иногда рукополагаем до того, как человек семинарию закончил; но все это нужно восполнять соответствующими знаниями.

Нельзя говорить «от ветра главы своея». Нельзя выходить на амвон, не зная, что сказать людям. Нельзя ни в коем случае уповать на какой-то свой опыт или на то, что можно пересказать проповедь прошлого года или еще чью-то проповедь. Вот самое важное, братия: нужно готовиться к каждому слову, которое мы произносим людям, к каждому слову! Нам кажется, что это слово могут слышать лишь немногие, стоящие перед нами, но нам неизвестно, в какие аудитории, в какие дома, в какие коллективы, в какие семьи это слово может быть принесено.

Когда человек приходит к священнику, то ему кажется, что священник не имеет права на ошибку. Человек на исповеди нас слушает так, как будто мы истина в последней инстанции. И каком-то смысле это правильно, потому что если священник говорит не от себя, если он говорит на основе слова Божия, то он действительно передает человеку Божественную истину. Но ведь ее можно передать убедительно или невнятно, аргументировано или так бледно, что она не вызовет никакого интереса! Поэтому найти способ передачи Божественных слов, способ передачи Предания Церкви - это самая важная задача; очень многое зависит от того, как мы говорим, какие категории мысли и какие слова мы используем. (…) Вот для того, чтобы наше слово всегда было актуальным, чтобы мы могли передавать слово Божие людям убедительно, нужно, чтобы оно самими нами было в глубине сердца прочувствовано. Поэтому, когда вы читаете Евангельские и апостольские тексты, когда вы готовитесь к проповеди, старайтесь все время думать: а что это сегодня может означать для людей? Ставьте все время этот вопрос, представляйте себе инженера на заводе, ученого, преподавателя, журналиста, крестьянина, обычного прихожанина с его скорбями, с небольшой пенсией, с заботами, с хлопотами, с семейными проблемами, разводами, изменами, со всем, с чем современный человек постоянно живет, с чем он борется, - с этой стихией мира, которая его захватывает. И тогда вдруг неожиданно для самих себя вы почувствуете, что этот текст помогает понять, что происходит с современным человеком, он открывает какую-то очень важную грань современной жизни, открывает смысл этой грани, помогает вам понять жизнь и дать людям правильный комментарий, чтобы вооружить их словом Божиим.

Сегодня священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, за состояние дел в приходах - оно несет ответственность за духовное состояние всего народа, а значит, за благополучие нашей страны. А потому горизонты священнослужителей должны расширяться. Священник должен оценивать свою работу не только в соответствии с техническим состоянием храма - отремонтирован храм или нет, восстановлен или не восстановлен; не только по количеству людей, приходящих в храм; не только по числу причастников. Священник должен оценивать свою работу по нравственному состоянию народа, которому он служит.

Священник призван быть разносторонне развитым человеком, ведь он общается с людьми разных профессий и с каждым должен уметь говорить на его языке. Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях. Со своей стороны мы также готовы, откликаясь на соответствующие просьбы, читать лекции или даже курсы в тех светских вузах, включая вузы технические, у которых есть интерес к получению сведений о современной богословской науке.

…самый сильный ответ Церкви - это соучастие в жизни людей, это молитва, это совершение Таинств. Я знаю духоносных старцев, к которым приезжают иногда за советами высокоинтеллектуальные люди. И вот один из таких как-то мне рассказал после беседы со старцем: «Вы знаете, я даже не понял до конца, что он мне говорит, он как-то невнятно бормотал». Я говорю: «А что вы хотели, лекцию от него услышать? Он сказал вам то, что сказал, подождите». Сейчас он постоянно приезжает исповедоваться к этому старцу. Значит, был какой-то реальный ответ, и это никакая не магия - здесь просто сила молитвы.

А для того чтобы у наших священников была такая сила молитвы, у них должен быть особый образ жизни. Они никогда не должны останавливаться на месте, они должны постоянно расти духовно, а прихожане, с которыми они общаются, в каком-то смысле должны им в этом помогать. Дружная христианская община, несомненно, помогает священнику духовно расти, а компетенция священника - это его личная духовность, сила молитвы и приходящая в связи с этим житейская мудрость.

(Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью на II Международном православном студенческом форуме 13 октября 2016 года)

Цитаты взяты с сайта patriarchia.ru

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» Святейший Патриарх Московский и всея Руси подчеркнул важность созидания крепких семей и духовно-нравственного воспитания нации

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития»

Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами, - сказал в начале речи патриарх. - Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей - все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что многие острые проблемы, в частности нравственное оскудение общества, «беспокоят не только православную совесть».

Он также подчеркнул, что церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.

Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, - отметил владыка Кирилл. - У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта.

Патриарх обратил внимание не то, согласно мировому опыту, «лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться».

Полагаю, что Русская православная церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу - Богово, а Ньютону - ньютоново» - такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу - Богово», - сказал патриарх Кирилл.

Кроме того, он отметил, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах.

Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация, - сказал владыка Кирилл. - Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития - литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках.

Патриарх подчеркнул, что именно культура оставалась носительницей христианского благовестия.

Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.

Владыка Кирилл выразил уверенность в том, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности.

Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром, - отметил он. - И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

Патриарх Московский и всея Руси заявил, что Церковь начнёт вести диалог с Министерством образования и науки и «всеми заинтересованными кругами и структурами» по вопросам преподавания основ православной культуры.

В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела, - подчеркнул владыка Кирилл. - Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что РПЦ обязана «актуализировать духовные ценности православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела».

Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле, - сказал он. - С Божией помощью, благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других синодальных учреждений Русской православной церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, сегодня мы подошли к новым рубежам.

В завершение своей речи патриарх Кирилл рассказал о важности возрождения российского народа:

Единственный прямой путь к возрождению нашего народа - это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи, - заключил он.