Католицизм: особенности вероучения и культа. Влияние католичества на культуру западной европы в эпоху средневековья Основные положения католической веры

Зоя работает в редакции научного журнала «Астрономия сегодня». Ей с завидным постоянством три раза в год снится один и тот же сон. В этом сне она всегда сидит в окружении странной компании на крыше какого-то здания и каждый раз просыпается с головной болью.

Такие же сны в это же самое время видит католический священник из собора Наборито в Хиросиме, построенного на месте деревянной церкви, уничтоженной ядерным взрывом 6 августа 1945 года. Что это? Совпадение? Зоя вместе со своей студенческой подругой Антониной начинает вести необычное расследование.

Но только с помощью бывшего мужа Дамира и соседа дяди Зямы у нее получится завершить это дело. Она поймет, что жизнь каждого человека уникальна, как уникальна его ДНК или отпечатки пальцев. И еще, что жизнь – это череда случайностей, которые причудливым образом переплетаются, вызывая недоумение конечным результатом.

Черногория. Горы в зеркале Адриатики

Елена Раскина Путеводители Исторический путеводитель

Черногория – это страна могучих гор и синего моря, древних церквей и монастырей, прозрачных озер и экологически чистых территорий, уникальной и богатой культуры. Современная Черногория – молодое независимое государство. Оно гармонично соединяет в себе православную и католическую культуру, а в районах, граничащих с Албанией, и элементы мусульманских традиций.

Ландшафт этой страны так же разнообразен, как и ее культура: здесь и морское побережье, и высокогорные районы, и могучие леса, и серебристые озера, и тихие долины. Черногорцы удивительно гостеприимны. Они гордятся своим древним православием и многовековой близостью к России.

Словом, российские туристы здесь всегда – желанные гости !

Журнал русской культуры «Москва» №03/2017

Отсутствует Культурология Журнал «Москва» 2017

Литературно-художественный журнал. На его страницах – проза и поэзия современных авторов , неизвестные и забытые страницы творчества классиков русской литературы, произведения, созданные русскими писателями в эмиграции, размышления о духовном развитии общества известных публицистов, критиков, деятелей Православной церкви.

Журнал для тех, кто интересуется состоянием литературы, искусства, театра в России. В номере: Проза и поэзия Владимир Крупин. Почеркушки на память Публицистика Михаил Смолин. Начала и концы революций Культура Светлана Замлелова. Бриллиантовый треугольник Мастера Литературная критика Игорь Шумейко.

Юбилеи и литература – два локомотива нашей истории… Московская тетрадь Алексей Минкин. А что у вас к чаю? Музей? Домашняя церковь Николай Каверин. О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения» и многое другое.

Художественный текст в парадигме католической и протестантской культуры (Г.С. Элиот, У.Фолкнер, Ф. К

Л. Н. Татаринова Учебная литература Отсутствует

Монография посвящена классикам европейской и американской литературы ХХ века: Т. С. Элиоту, У. Фолкнеру, Т. Вулфу, У. Голдингу, Э. Золя, Г. Ибсену, А. Камю, Ф. Кафке, Гамсуну, Ж. -П. Сартру, Д. Г. Лоуренсу, Дж. Джойсу, Г. Белю и Г. Грину. Выбранный угол зрения (религиозный дискурс), а также анализ малоизученных текстов («Четвероевангелие» Эмиля Золя, «По ту сторону» и «Нагорная победа» Фолкнера, «Катилина», «Кесарь и Галилеянин» Ибсена, «Солнце», «Женщины в любви» Лоуренса и другие) позволяют по-новому посмотреть на известные объекты.

В работе предлагается понятие европейского генетического культурного кода, который содержит в себе, прежде всего, христианские (католические и протестантские) архетипы, а также языческие и ветхозаветные модели. Основной задачей было не рассмотрение религиозных взглядов писателей, а попыткой исследовать проявление культурного кода в каждом отдельном художественном тексте.

Параллельно с этой же точки зрения рассматриваются философские и богословские сочинения европейских мыслителей. Издание адресуется аспирантам, преподавателям, студентам и всем интересующимся западной литературой и христианской религией.

Судьба Парфенона

Геннадий Кошеленко История Язык. Семиотика. Культура

Парфенон – замечательный древнегреческий храм, стоящий на вершине афинского Акрополя. «Здание имеет свою судьбу», – говорили древние римляне. Мы проследим историю этого здания-символа, которое было и древнегреческим храмом богини Афины-Девы, и православной церковью, и католическим собором, и мусульманской мечетью, и складом для снарядов и т.

История жены

Мэрилин Ялом Социология Культура повседневности

Мэрилин Ялом рассматривает историю брака «с женской точки зрения». Героини этой книги – жены древнегреческие и древнеримские, католические и протестантские, жены времен покорения Фронтира и Второй мировой войны. Здесь есть рассказы о тех женщинах, которые страдали от жестокости общества и собственных мужей, о тех, для кого замужество стало желанным счастьем, и о тех, кто успешно боролся с несправедливостью.

Этот экскурс в историю жены завершается нашей эпохой, когда брак, переставший быть обязанностью, претерпевает крупнейшие изменения. Мэрилин Ялом – историк, сотрудница института гендерных исследований Мишель Клейман в Стэнфорде.

Софиология

Сборник статей Культурология Богословие и наука

Русская софиология конца XIX – начала XX вв. – самобытное и примечательное явление мировой культуры. Вокруг него продолжаются споры, острота которых свидетельствует о непреходящей актуальности поднятых русскими софиологами проблем, важнейшие из которых – способность христианской цивилизации ответить на вызовы времени, необходимость единения человечества перед лицом нарастающих глобальных кризисов, обновление веры, поиски новой рациональности как культурной ценности, разумных оснований диалога между западным и восточным христианством, между христианством и другими мировыми и национальными религиями, между различными культурами.

Настоящий сборник составлен из докладов, представленных на международной конференции «Русская софиология в европейской культуре» (Звенигород, 1–5 октября 2008 г.), организованной Библейско-богословским институтом св. ап. Андрея и Институтом восточных церквей (Регенсбург) при поддержке Католического комитета по культурному сотрудничеству (Рим, Италия).

Коллектив авторов Религиоведение Приход. Православная газета

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Сентябрьский номер посящен православному празднику Воздвижения Креста Господня. В «Новом Завете» публикуем две замечательные проповеди. Евангелие недели перед Воздвижением заставляет задуматься над тем, что такое суд, на который нас призовет Бог.

Это явление внешнее по отношению к человеку или суд происходит в нашем сердце? Андрей Зубов рассуждает о том, что такое настоящая духовная жизнь. Как определить, насколько моя жизнь духовна? Один католический университет в Техасе неожиданно открыл паб на своей территории.

Президент благочестивого учреждения Сент-Мэри рассуждает о том, есть ли место выпивке в жизни христианина, и чем ее можно оправдать. Андрей Зубов во «Мнениях» проводит две важные исторические параллели. Что общего у разрушений, которыми уже прославилось ИГИЛ, и аналогичным варварским поведением других государств в XX столетии? И второе – профессор истории предлагает нам поразмыслить над вопросом о том, как нам проявить настоящую христианскую милость к беженцам с Ближнего Востока.

Коллектив авторов Религия: прочее Приход. Православная газета

Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Рождественский номер газеты «Приход» открывает профессор Андрей Зубов со словом о важности развития приходской жизни, а также фрагмент из книги Георгия Митрофанова о компромиссе Церкви с властью.

Публикуем лекцию о православной практике причастия, а в календарной рубрике рассказываем об истории празднования Крещения. В нашей библиотеке рекомендуем почитать главу из книги Клайва Льюиса о молитве. Среди литературных перлов этого номера рассказ Леонида Андреева, история создания песенки про елочку, настоящая детская проза и даже католическое прочтение сказки про Снежную Королеву.

Коллектив авторов Религия: прочее Приход. Православная газета

Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». В пасхальном номере газеты статья о распространенном заблуждении среди христиан , а также важное интервью с журналистом Олегом Кашиным о церковных проблемах.

В исторической рубрике, как всегда, Георгий Митрофанов за главного – публикуем фрагмент его книги. В «Новом Завете» проповедь архимандрита Ианнуария Ивлиева на Деяния апостолов в день Христова Воскресения. «Миссионерскую школу» открывает глубокомысленный фрагмент из книги Петра Мещеринова.

В «Личном опыте» публикуем откровенный рассказ единовера об особенностях старого обряда. Закрывают журнал поэзия Вениамина Блаженного и интересный католический взгляд на занятия йогой.

100 великих монастырей

Надежда Ионина Энциклопедии 100 великих (Вече)

Мы привыкли считать, что монастыри и монастырская культура связаны прежде всего с христианской религией. Это, безусловно, так. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о христианских монастырях, ставших поистине национальными (а нередко и общемировыми) святынями как на католическом Западе, так и на православном Востоке, а также в странах, где существуют так называемые древние христианские Церкви.

Но книга повествует и о монастырях буддийских, ведь в традиции этой мировой религии также издревле распространены обычаи создавать центры отшельнического совместного жития, молитвенной практики и хозяйствования, которые по праву именуют монастырями.

Коллектив авторов Религиоведение Приход. Православная газета

Православная газета «Приход» не похожа на все, что вы читали раньше, ее задача удивлять и будоражить дух. Поднимаемые в ней вопросы призваны поддержать здоровую дискуссию вокруг важнейших вопросов жизни Церкви, а не заклеймить и растоптать. Газета будет интересна как делающим первые шаги в Церкви или уже крепким прихожанам, так и людям, у которых Бог в душе.

Среди постоянных рубрик «Прихода» – «Мнения», «Новый Завет», «Миссионерская школа» и «Культура». Великий пост / 2016 (24) Папа Франциск уже три года во главе католической церкви. За это время он полюбился многим, не в последнюю очередь благодаря радикальным заявлениям, возвращающим нас к простым истинам милости и прощения, заповеданных Христом.

Однако, что же реально папа успел сделать за это время? Только ли слова наполняют его миссию? Какие вызовы и нерешенные вопросы стоят перед ним до сих пор? Интересная дискуссия на радио «Би-Би-Си» отвечает на эти вопросы. Другой не менее интересной беседе участники обсуждают непростой вопрос сексуальных преступлений в церкви.

Вначале марта в Англии празднуют традиционный день матери . Английский священник рассуждает о богословском значении матери нства и роли женщины в церкви. В Америке вышла интересна€ книга об опыте служения капелланов среди нацистских преступников в дни нюрнбергского процесса.

Автор рассказывает о необычайном пасторском опыте. Это мотивировало этих людей, что им довелось пережить, выслушивая проповеди людей, совершивших величайшее преступление против человечности? Это рассказ о священниках с большим сердцем, достигших величайших глубин в понимании Божественной милости, прощения и покаяния.

Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа

Дмитрий Антонов Религия: прочее Отсутствует

Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага . Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического.

Авторы прослеживают, как c XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники – от нейтральных персонажей. Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям.

Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев ? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска? Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура ? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область – древнерусскую визуальную демонологию.

Книга ориентирована на историков, филологов, искусствоведов, религиоведов, фольклористов и всех интересующихся средневековой культурой.

Италия. История гастрономии от Лукулла до наших дней

В. Л. Задворный Кулинария Отсутствует

В настоящее время итальянская кулинария покорила почти весь мир. Паста, ризотто, пицца стали, в каком-то смысле, символами Италии. Итальянские продукты и вина, итальянская кухня стремительно распространились по всему миру. В Италии были созданы высшие достижения в разных областях человеческой культуры: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, кулинарии.

Об истории становления высокой итальянской гастрономической культуры в книге расскажут непревзойденные специалисты в этой области Виталий Задворный – кандидат филосовских наук, директор Института европейской цивилизации, главный редактор Российской Католической Энциклопедии и Иван Лупандин – доцент кафедры философии МФТИ.

Красочные иллюстрации делают книгу великолепным подарком всем, кто интересуется итальянской гастрономией.

Католицизм

Раиса Тимофеевна Рашкова Религиозные тексты Отсутствует

Книга посвящена самому крупному и влиятельному направлению в христианстве – католицизму. Католическая религия сегодня по числу последователей не имеет себе равных в мире. Католиками считают себя более одного миллиарда человек – это четверть населения земного шара! Католическая церковь, выполняя религиозные задачи, так тесно связала себя с земной жизнью общества, что без нее немыслимо представление о западно-европейской цивилизации.

Книга знакомит читателя с католическим вероучением и религиозной практикой и раскрывает ту роль, которую католическая церковь сыграла в истории государств и народов. Важнейшие события в истории Церкви показываются на примере деятельности выдающихся пап, основателей орденов, известных богословов.

Герои «Терджибенда», наши современники, строят свою реальную жизнь на идеалах мусульманских поэтов-суфиев. В «Мистере Гольдсмите» сочетаются мотивы романа «Векфелдский священник» с эпизодами биографии его автора, убежденного христианина-протестанта. Сюжет «Сказки о железных башмаках», традиционный для фольклора многих европейских народов, восходит к «Песне Песней» царя Соломона.

Все произведения созданы на рубеже 70–80 гг. XX века, когда была исключена возможность литературных публикаций подобной тематики.

Проблемы европейского Возрождения

Наталия Басовская История Лекции Наталии Басовской

На рубеже Средневековья и Нового времени, после 1000 лет монополии в духовной жизни Католической церкви, в Европе случился великий культурный перелом, рывок, взрыв. Это было именно то, что мы называем культурой Возрождения и то, что больше всего проявилось в Италии.

Европейское Возрождение дало всему цивилизованному миру переход к какой-то совсем другой, светлой и радостной жизни, как казалось сначала. Ведь в раннем Возрождении не было еще грозных призраков грядущих революций и мировых войн.

Соборы и Храмы Санкт-Петербурга. Путеводитель

Вадим Цимбалов Путеводители Отсутствует

Наш город всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда мирно уживались в Петербурге. На Невском проспекте, например, в конце 19 столетия соседствовали католический, шведский, финский, армянский, лютеранский немецкий, гугенотский, французский и реформаторский голландский храмы.

Строительству храмовых сооружений в нашем городе отводилась особая роль с момента его основания. Царский указ 1704 года обязывал важнейшие епархии и крупные монастыри иметь подворья, возводить церкви. Безусловно, путешествуя по духовному Петербургу, вы сможете увидеть далеко не все храмы Санкт-Петербурга.

Издревле монастыри считались хранителями духовной культуры христианского мира. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о монастырях католического Запада и православного Востока, ставших поистине общемировыми святынями, местами паломничества и одновременно памятниками архитектурного наследия.

Но мало кто знает, что существуют также и буддийские монастыри. Ведь в традиции этой мировой религии, как и в христианстве, центры отшельнического жития, совместной молитвенной практики и хозяйствования по праву именуются монастырями.

Католич обрядность носит пышный, порою те¬атрализованный характер, по сравнению с православием или протес¬тантизмом. Исключительное внимание уделяется внешнему виду храмов, украшенных произведениями искусства (фрески, статуи), музыкальному сопровождению богослужения, культу реликвий, развитому сильнее, чем в православии. Католицизм, как и православие, признает семь христианских таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение(соборование), брак, священство. Однако толкование каждого обряда и некоторые практические аспекты его совершения у католиков имеют свою специфику. Крещение - чаще обливанием (окроплением) водой, чем погружением в воду. Причастие - отправляется при помощи опресноков (пресного хлеба). Покаяние - чаще индивидуальное, совершается вспец помещении (исповедальне). Миропомазание - совершается в возрасте 7-8 лет, а не сразу после рождения. Елеосвящение - елей освящается епископом, таинство совершается над умирающим, а не над больным. Священство - предполагает целибат (обет безбрачия). Достаточно сильно развит в католицизме культ святых и бла-женных. Причисление религиозного деятеля к первой категории называется канонизацией, ко второй - беатификацией. До II Ватиканского собора католическое богослужение ве¬лось исключительно на латинском языке, сегодня - и на нацио-нальных языках. Однако латынь остается официальным языком папских посланий и обращений к верующим - энциклик, назы¬ваемых по первым начальным латинским словам. Праздники в римско-католической церкви отмечаются по григорианскому календарю (т.н. «новому стилю»).

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник - черная сутана, епископ - фиолетовая, кардинал - пурпурная, папа - белая сутана Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий - ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост - адвент. Рождество - наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление - праздник трех царей - в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников - Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября). За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.

Резиденция Папы - Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

32.Учение католической церкви

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католицизм в большей степени подвержен религиозным новациям, чем пра¬вославие. Основные положения современного католического вероучения: Есть один Бог. Бог есть справедливый судья, который за добро вознаграждает, а за зло - наказывает. Есть три ипостаси Бога: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Сын Божий стал человеком и умер на кресте во имя нашего спасения. Душа человеческая бессмертна. Милость Божья обязательно необходима для спасения человека. Основа католического вероучения - 10 заповедей (декалог). Выделяют 7 смертных грехов (Спесь Алчность Похоть Зависть Чревоугодие Злоба Лень) и 7 добродетелей (Мудрость Разум Совесть Мужество Умение Набожность Богобоязненность), являющихся критерием нравственной оценки личности. Католический Символ веры отличается от православного лишь одним словом - «филиокве» (лат.и от сына). Это добавление, послужившее одним из поводов для раскола христианской церк¬ви, связано со спецификой католического учения о Святом Ду¬хе. В католицизме Святой Дух может исходить не только от Бо¬га Отца, но и от Бога Сына, Иисуса Христа. Поскольку церковь мыслится как «тело Христово», Святой Дух, т.о., мо¬жет исходить и от него. Значительно сильнее развито у католи¬ков почитание Девы Марии. Эта особенность зафиксирована в догматах католической церкви: в 1854 принят догмат о не¬порочном зачатии Девы Марии, в 1950 - догмат о воскресе¬нии и вознесении (телесном) Девы Марии. Существенно отличается от православного католическое уче¬ние о загробном воздаянии. Католические теологи считают, что Бог ведет счет добрых и дурных поступков, совершаемых челове¬ком. С этим представлением связано и наличие в католицизме института чистилища, промежуточного между адом и раем: в чистилище души раскаивающихся грешников очищаются. Особенностью Римской католической церкви яв¬ляется статус Папы, несопоставимый со статусом высших ие¬рархов других христианских церквей. Как «наместник Христа» и глава «тела Христова» (церкви) папа непогрешим, что закреп¬лено догматом о непогрешимости папы римского. С «филиокве» связано и исключительное право духовенства на толкование Священного Писания, и практика отпущения грехов за деньги или за особые заслуги перед церковью - индульгенцию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Католицизм и культура»

Выполнил студент группы 62-72т

Шайдуллин Наиль Ринатович

Проверил Старший преподаватель

Данилова Ирина Юрьевна

Альметьевск, 2013г.

Введение

1. Особенности католицизма

2. Католическая сакраментология

3. Культовые и вероисповедальные особенности католической церкви

4. Организационная структура католической церкви

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом является католицизм (от греч. katholikos -"всеобщий", "вселенский"). Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении,культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейского общества в эпоху средневековья.

Римско-Католическая Церковь строго централизована: она имеет единый всемирный центр - Ватикан и единого главу - Папу Римского, который венчает ее многоступенчатую иерархию. Согласно правилу, окончательно утвердившемуся в XII в., католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат). Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап.

Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями, и учреждениями. К ней также примыкают многие светско-массовые организации -политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений.

Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод.

Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины.

Католицизм по своим социальным характеристикам - это великая религия. И по количеству последователей, и по масштабам и степени влияния на жизнь общества она, несомненно, занимает первое место среди других религий мира. И уже по этой причине католицизм заслуживает уважения, а его вероучение тщательного изучения, это и обуславливает актуальность выбранной темы.

католицизм церковь сакраментология евхаристия

1. Особенности католицизма

Католицизм и православие являются основным ветвями христианской религии. Истоки католицизма исходят от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века.

Окончательный раскол произошел в 1274 г. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния. Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и государственной политики становится наиболее сильной.

Однако имеется один немаловажный фактор, сыгравший определенную роль в расколе Церквей. Это - различие в понимании христианства, связанное с различием менталитета народов западной и восточной Европы. Это различие менталитетов рационалиста и мистика. В плане менталитета народов - это различие между западным, имеющим более выраженную рационалистическую тенденцию, менталитетом и восточным, где более выражена мистическая тенденция.

Католицизм - самое крупное направление в христианстве. Оно преимущественно распространено в Юго-Западной, Западной и Центральной Европе (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Бельгия, Австрия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия), в США и Латинской Америке. Данной религии придерживается треть населения Африки.

Католицизм также исповедует часть населения прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также западных областей Украины и Белоруссии. Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения. Содержание Священного Предания у католиков отличается от православных: если православные признают постановления только первых семи вселенских соборов (проходивших с 325 по 787 гг.), то католики считают действительными постановления двадцати одного вселенского собора (последний из них проходил в 1962 - 1965 гг.). Также в Священное Предание включены суждения пап римских по церковным и мирским проблемам.

Главным догматическим расхождением между католицизмом и православием (при довольно большой близости их вероучений) является положение об и схождении Святого Духа. Католическая церковь утверждает, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, как об этом сказано в принятом на первых двух Вселенских соборах (325 и 381 гг.) Символе веры, но и от Бога Сына («филиокве» «и сына»). Восточная же (православная) церковь признает и схождение Святого Духа только от Бога Отца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали и считают главнейшим и даже единственно непримиримым.

Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов наследников апостолов совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога.

Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверх должных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами . Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы. В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.

Говоря о догматических особенностях католицизма, следует сказать об особом месте учения о Богородице и культа, посвященного ей. В 1854 г. появился догмат о непорочном зачатии Божьей Матери, а в 1950 г. утвержден догмат, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Присно дева после окончания ее земного пути была взята на небо "с душой и телом для Славы Небесной". В честь этого в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный "королеве небес" Деве Марии.

2. Католическая сакраментология

Отступления католиков от древних преданий в совершении таинств. Число таинств у католиков такое же, как и в древней Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от древнецерковного. Католики учат что таинства являются не только действительными, но и спасительно-действенным и, вне зависимости от состояния человека, который их приемлет.

Наша Церковь учит, что церковные таинства считаются действительными при совершении их всяким канонически правильно поставленным священником по Церковному уставу. Но спасительно-действенным таинство является только тогда, когда человек приемлет его с должным расположением. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам предупреждал о том, что если человек причащается без рассуждения, без должной подготовки, то он делает это в осуждение себе.

Католики же считают, что, во всяком случае - вне зависимости от того, с верой или без веры подходит человек к восприятию таинства, - оно является спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при таком подходе таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды. То есть если правильно поставленный священнослужитель правильно прочтет положенные слова, если есть тот, над кем этот обряд совершается, и есть все внешние атрибуты, необходимые для его совершения (вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии), то наличие этих формальных элементов является достаточным для того, чтобы таинство оказалось спасительно-действенным.

3. Культовые и вероисповедальные особенности католической церкви

Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Это прежде всего росписи, фрески, скульптурные украшения, хоровое пение, органная, а в последнее время современная музыка с использованием электроинструментов и усилителей. Католические храмы обычно возводятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма призвана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего верующих к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг символ вечности веры в Бога и звезда (чаще всего восьмиугольник) небесное светило, указывающие человечеству путь к совершенству.

Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью, в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний.

Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 7-12 летнего возраста. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Конфирмация производится обязательно епископом в торжественной обстановке, что должно содействовать закреплению религиозного чувства. Причащение в католицизме вплоть до 60-х гг. совершалось хлебом и вином только для священнослужителей, а для мирян одним хлебом. Теперь те и другие причащаются хлебом и вином. В числе других изменений в католическом культе можно назвать разрешение проводить богослужение (литургию) не на латинском, а на родном языке верующих дополнять его элементами национальных обрядов местных народов. Вместе с тем из религиозных традиционных обрядов изымаются наиболее устаревшие элементы, унаследованные еще из языческих магических обрядов, как, например, «дуновение» священника на ребенка, «помазание» его слюной, «кормление» солью при совершении крещения.

Еще одной особенностью является то, что вовремя богослужение верующие сидят и встают только при пении определенных молитв. В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение: звучит орган или фисгармония.

Первое отличие в таинстве брака состоит в том, что совершителями брака в Католической церкви признаются сами брачующиеся, а не священник. Брак и у них совершается в храме, перед алтарем. Священник дает жениху и невесте кольца. Но священник нужен лишь для признания канонической законности брака.

Второе отличие - признание абсолютной нерасторжимости брака. Развод у католиков недопустим ни по какой причине - даже по той, которая указывается самим Спасителем в Евангелии (то есть по причине нарушения супружеской верности). В Католической церкви супруг, который является пострадавшей стороной, не имеет права на развод и, следовательно, на вступление в другой брачный союз при жизни изменившей ему стороны.

Однако из книг известно, что в средние века католики разводились. Дело в том, что у католиков все можно изящно обойти. Брак абсолютно нерасторжим, но он может быть признан недействительным. Главная причина - что брак совершался из побуждений, которые не соответствуют цели брачного союза. В средние века этим очень часто злоупотребляли, и иные европейские монархи не раз вступали в брак, пользуясь этой формулировкой. Теперь тоже таких процессов довольно много. Все они идут через Ватикан.

Большие хлопоты соответствующему ведомству Ватикана доставляют многочисленные процессы о признании недействительными браков, заключаемых жителями “третьего мира” (в основном испанцами и португальцами из Латинской Америки), с целью получить гражданство в странах Южной Европы (Испании, Португалии, Италии). В Испании и Португалии гражданский брак практически не имеет места или, по крайней мере, не дает права гражданства. Поэтому иные люди решаются на такое беззаконное действие.

Во второй половине XI века у католиков был введен обязательный целибат (то есть безбрачие) священства.

Целибат не надо путать с монашеством. Священников и епископов из католических монашеских орденов не так много. Целибат - это просто обет отказа от семейной жизни.

В древней Церкви в брак могли вступать пребывающие в сане всех трех степеней священства: диакон, пресвитер и епископ.

В Послании апостола Павла к Тимофею говорится: “Епископ должен быть непорочен, одной жены муж” (1 Тим. 3, 2). Такая практика существовала на протяжении первых веков. Постепенно (примерно к VI веку) на Востоке утвердился обычай безбрачия епископата. При византийском императоре Юстиниане Великом все епископы стали обязательно безбрачными (не монахами, а именно безбрачными). И только потом, значительно позднее, стало так, что во епископы может быть рукоположен только монах.

Таинство исповеди у католиков наряду с покаянием в грехах содержит и налагаемую священником епитимию. По католическому учению, таинство елеосвящения совершается над умирающим, чтобы подготовить его к переходу в иной мир (у православных оно также призвано дать человеку исцеление). Центр культа - храм. Основные элементы культа - праздники и посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Один из наиболее важных и торжественных постов -Рождественский пост (адвент). Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея -- 30 ноября, отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, в чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

4. Организационная структура католической церкви

В отличие от православия, католицизм имеет строго централизованную организацию. Он имеет международный центр управления -- Ватикан и единого главу церкви -- Папу Римского. Ватикан -- это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре Рима. Оно имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. Важные позиции принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. Наиболее влиятельными являются ордены иезуитов.

Римский папа - абсолютный пожизненный правитель церкви - избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, которых созывают по этому случаю на специальное закрытое собрание - конклав. Конклав -- это интересное, идущее со средних веков установление Римской Церкви. В переводе с латыни означает “со ключом”. Участников заседания вводят в некое помещение, вход закладывают кирпичами, цементируют. Выйти с конклава кардиналы могут только тогда, когда изберут нового Римского папу. В XIV веке был случай, что кардиналы полтора года не могли ничего решить, люди возмутились и заперли их, сказав, что, пока новый папа не будет избран, они оттуда не выйдут. С тех пор утвердилась такая практика. Сейчас конклавы происходят в Сикстинской капелле. Чтобы побудить кардиналов к скорейшему избранию нового папы, им каждый день дают пищу все в меньшем количестве и все худшего качества. Римский папа избирается двумя третями голосов кардиналов.

В руках Папы сосредоточена вся полнота власти в стране. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Каждая национальная церковь управляется назначаемым Папой кардиналом, патриархом, митрополитом, архиепископом или епископом. Вся территория национальных церквей разбита на епархии, во главе которых стоит иерарх, в зависимости от значимости этой епархии он может иметь звание от епископа до кардинала. Первичной структурной единицей католической церкви, так же как и православной, является приход, во главе которого стоит священник. Приходский священник назначается епископом и подчиняется только ему.

Меса (литургия) является главным богослужением в католической церкви, которая до недавнего времени проводилась на латинскои языке. Для усиления влияния на массы в настоящее время позволительно пользоваться национальными языками и вводить в литургию национальные мелодии.

Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (то есть связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом).

Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены - монашеские объединения, способ внутренней организации монастырской жизни, включая состав и порядок ежедневного и годичного литургического цикла, одежду, питание. Каждый ордены имеет свой, отличный от других цвет, покрой и детали монашеского одеяния.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит Ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Данные объединения занимаются по преимуществу пропагандой католицизма и обращения в свою веру населения, в форме миссионерской деятельности, а также благотворительностью.

Внутренние дела каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Таким образом, ордена отличались по структуре и определяли для себя различные цели. Например, в нищенствующих орденах верховной властью обладали должностные лица и генеральный капитул, на котором были представлены либо одни министры, либо также делегаты от конвентуалов, а у иезуитов капитул отсутствовал.

Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии. После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви:

Участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням;

Поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням;

Исповедоваться по крайней мере один раз в год;

Причащаться во время празднования Пасхи;

Вносить пожертвования на содержание своего приходского священника;

Соблюдать церковные законы касательно брака.

Заключение

Католицизм представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность христианства. Католическое вероисповедание широко распространено среди населения Испании, Португалии, Италии, Франции, Австрии, Польши, Словакии, Венгрии, Бельгии, Литвы, США, стран Латинской Америки. На территории СНГ последователи католицизма проживают в основном в западных областях Украины и Беларуси. Имеются католические приходы и в России. Немало обращенных в католичество миссионерами в разных странах Африки, Азии.

Центр культурных и обрядовых ритуалов, богослужений - храм. Он украшается живописными и скульптурными произведениями. Преобладающим же культовым элементом являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения.

Папа руководит Римо-католической Церковью при помощи центрального государственного аппарата, который называется Римская курия. Это своего рода правительство, в котором есть подразделения, называемые конгрегациями. Они осуществляют руководство определенными областями церковной жизни. Есть конгрегация по вопросам вероучения, которая должна рассматривать вопросы, связанные с чистотой католической доктрины. Есть конгрегация дисциплины таинств, которая рассматривает все спорные вопросы, связанные с совершением таинств. Есть конгрегация канонизации святых.

Список использованной литературы

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. - М.: Юнити, 2007. - 687 с.

2. Культурология: учебник /Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. - 497 с.

3. Костина А.В. Культурология: учебник. - СПб.: КНОРУ, 2008.-320 с.

4. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Проспект, 2003. - 295 с.

5. Малюга Ю.А. Культурология. - М.: Инфра - М, 2007. - 333 с.

6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Юнити, 2008. - 600 с.

7. Сущенко Л.Г. Культурология. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 282 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и установление таинств. Православие и католицизм. Основные различия римско-католического и православного учения о Таинствах. Термин "sacramentum" в Священном Предании. Таинство Крещения, Евхаристии, Миропомазания, Покаяния и Соборования.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Католицизм и православие как Западная и Восточная Церковь - следствие раскола христианства. Особенности вероучения и культа католицизма, Ватикан, структура и организация католической церкви. История возникновения, устройство, Латеранские соглашения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Изучение истории возникновения и распространения христианской религии. Обзор таинств крещения, миропомазания, причащения, покаяния, священства, брака. Совершение обряда литургии. Различия в религиозных учениях католицизма, протестантизма и православия.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2010

    Общая характеристика православных таинств. Ознакомление с основными православными церковными обрядами. Рассмотрение особенностей проведения таинств Крещения, миропомазания, покаяния, причастия, священства, венчания, а также Елеосвящения (Соборования).

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Организационная структура и пропагандистский аппарат католицизма; Ватикан. Особенности католического вероучения, его влияние на деятельность политических партий, общественных организаций, внутреннюю и внешнюю политику государств; Католические действия.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Разделение христианства на католическое и православное направления; особенности вероучения, специфика обрядности. Фома Аквинский об идеологических устоях католицизма. Организация Римско-католической церкви; монашеские ордены; отношение к государству.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Католицизм - западная разновидность христианства. История развития католицизма. Особенности вероучения, культа и структуры религиозной организации католицизма. Православие, история развития. Вероучение православия и сравнение с католицизмом.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2007

    История Римско-католической церкви. Выборы Римского Папы. От Великого раскола до Реформации. Особенности вероучения, культа и структуры религиозной организации католицизма и сравнение с православием, их отличия и сходство. Понятие отпущения грехов.

    презентация , добавлен 28.11.2015

    Разделение общехристианской церкви на западную и восточную. Организация католической церкви, централизация, монархический и иерархический характер. Компендиум Социального учения Католической церкви. Тема защиты мира. Философская доктрина Компендиума.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    В Римско-католической церкви, при сохранении ею существенных черт общехристианского учения, ясно обозначается ряд особенностей в догматах, в обрядах, в устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. Особенности католицизма в России и в Европе.

§ 22. Южная Европа – колыбель католицизма

Термин «католицизм» происходит от греческого слова католикос , что значит «всеобщий, всемирный». Тем самым подразумевается всемирный, международный статус Римско-католической церкви. Но в этих своих притязаниях она не одинока. Православная церковь тоже называет себя кафолической, то есть вселенской, соборной. Главой Армянской апостольской церкви является Католикос всех армян. Однако термин «католик» прочно закрепился именно за последователями Римской церкви. Почему? Во многом потому, что это самая многочисленная ветвь христианства, последователи которой проживают на всех континентах мира.

Карта 7. Численность католиков по странам мира

Как и когда зародился католицизм?

Римско-католическая церковь считает себя правопреемницей древнейшей христианской церкви. Католики считают, что только они сохранили неизменным дух христианства, присущий первым векам его существования. По преданию, первым христианским римским епископом (то есть Папой Римским) был апостол Петр – любимый ученик Христа и самый верный его последователь, как характеризуют апостола отцы католической церкви. Поэтому и главный храм всех католиков – собор святого Петра в Риме. Критикуемые другими христианскими конфессиями за чрезмерное превознесение Петра, выделение его из ряда других апостолов, католики апеллируют к Евангелию, где Петр назван «камнем, на котором Христос основал свою церковь». В пользу его исключительности, считают они, свидетельствует и то, что Петр единственный из всех апостолов многократно называется в Священном Писании по имени, в то время как остальные апостолы упоминаются как единая группа; указывается и на частое определение Петра первым из числа апостолов.

Появление христианской церкви в Риме восходит к 50 г.н. э., но тогда христианство в мире было единым, и нельзя именно с этой датой связывать возникновение католицизма. В начале IV в., после долгой борьбы и многих жертв, христианство становится государственной религией Римской империи, но уже в 395 г. происходит разделение империи на Западную и Восточную. Раскол, пусть и не сразу, постиг и христианскую церковь. В 1054 г. Папа Римский и Константинопольский патриарх подвергли друг друга анафеме (снята лишь в 1965 г.), с этого момента Западная и Восточная христианская церкви считаются официально разделенными, католицизм окончательно отделился от православия, хотя фактически это произошло столетиями раньше. Все святые, канонизированные до середины XI в., в равной мере признаются и католиками, и православными. Например, в России можно встретить церкви, освященные в память Папы Римского Климента I (жил в конце I в.н. э., известен как автор богословских произведений). Да и, казалось бы, исключительно православные святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие веру Христову в восточных землях, одинаково почитаются и католиками, ведь жили они в IX в.

В XVI в. Римско-католическую церковь постиг еще один раскол: в результате Реформации из нее выделились протестантские церкви, о которых мы поговорим на следующей лекции. С тех пор ни география, ни учение Церкви существенным образом не менялись.

Основные положения католической веры

Католицизм – одна из ветвей христианства, поэтому основой учения является вера в Иисуса Христа как Сына Божьего, пришедшего в мир искупить грехи человеческие, распятого на кресте, вознесшегося на небо и ожидаемого во втором пришествии. Католики, подобно православным, признают все семь христианских таинств, но с некоторыми отличиями. Католики чтут в качестве священных книги Ветхого и Нового Завета. Однако Ветхий Завет принимается ими несколько в ином виде, чем православными. Римско-католическая церковь, как и церковь Православная, считает, что спасение людей может быть достигнуто лишь при посредничестве духовенства, которое очень четко отделено от мирян. Католики так же, как и православные христиане, почитают Богородицу, ангелов, святых. Так же, как у православных, широкое распространение у них получил культ мощей и священных реликвий.

Безусловно, между католиками и православными меньше догматических расхождений, чем между католиками и протестантами. Однако эти догмы существуют столетиями и являются непреодолимым препятствием восстановления единства христианской церкви (табл. 3).

Таблица 3

Основные догматические различия между православием и католицизмом

Важнейшими ересями католиков, с позиций православных, являются признание верховенства и непогрешимости Папы Римского, нисхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына (в католические священные книги было добавлено по латыни filioque – «и сына»), догмат о сверхдолжных заслугах Христа, Богородицы и святых. На последнем хотелось бы остановиться подробнее, так как православными эта норма расценивается как верх лицемерия и безнравственности. Католики считают, что Христос, Богородица и святые в своей земной жизни искупили гораздо больше грехов, чем к тому времени накопило человечество. Образовавшейся сокровищницей добрых дел по своему усмотрению вправе распоряжаться Католическая церковь. Именно этим догматом объясняется практика выдачи индульгенций – бумаг, подтверждающих искупление грехов и передаваемых верующим в обмен на определенные дары или денежные средства, отданные церкви.

Увлечение «коммерцией» можно заметить и в другом католическом догмате – учении о чистилище, принятом на Флорентийском соборе в 1439 г. Католическая церковь придерживается мнения, что не каждая человеческая душа может сразу по своим заслугам попасть в рай или ад. Обычно души проходят чистилище, где путем суровых испытаний избавляются от нетяжких грехов, чтобы затем направиться в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего сделают приношения церкви.

В католицизме большое развитие получило монашество . Монахи образуют сообщества – ордены, которых за всю историю церкви известно более ста. Наиболее распространенные ордены имеют определенную специализацию. Например, орден доминиканцев (лат. domini cani – псы господни), получивший свое имя от святого Доминика, – интеллектуальный цвет католической церкви, средоточие книжной мудрости, именно им поручено вести полемику с другими направлениями христианства по вопросам теологии и философии. Орден францисканцев (от имени святого Франциска Ассизского) призван оказывать помощь нищим и обездоленным. Орден бенедиктинцев (старейший из католических орденов, основан в IV в.) «курирует» вопросы культуры. Широко известный орден иезуитов был основан в XVI в. специально для борьбы силовыми методами с ересью и Реформацией.

Богослужение католиков – месса . Она, как правило, проходит очень пышно, используется органная музыка. Католические храмы не имеют иконостаса, отделяющего алтарь от остальной части храма, все таинства богослужения совершаются на глазах у верующих, которые во время службы могут сидеть на специальных скамьях (очень часто на них имеется специальная полочка для коленопреклонений). Католические храмы не украшаются фресками, зато широко используется скульптура, окна расписываются цветными витражами, очень часто делаются композиции из кукол, рассказывающие о том или ином христианском празднике (Рождестве, Крещении и др.).

Католиками в широком смысле считаются и представители ряда церквей, заключивших унии (союзы) с Римско-католической церковью. Униаты признают главенство Папы, чистилище, исхождение Святого духа и от Бога-сына, но при этом пользуются некоторыми каноническими вольностями – допускаются вступление в брак священников, богослужение на родном языке, сохранение обрядов восточных ветвей христианства. Наиболее многочисленная униатская церковь – Украинская греко-католическая, созданная в результате Брест-Литовской унии 1596 г. Она насчитывает около 7 млн верующих, проживающих преимущественно на западе Украины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области). Имеются относительно малочисленные группы верующих, заключившие унию с Римско-католической церковью и продолжающие исполнять обряды Армянской апостольской, Эфиопской, Грузинской православной, Русской православной и других восточных церквей. Все они чаще всего учитываются в числе католиков.

Культура католического мира

Наиболее устоявшиеся и зримые символы католической культуры – это прежде всего храмовые постройки. Римско-католическая церковь пыталась утвердить свое могущество и средствами наглядной агитации – созданием бессмертных творений зодчих. Мощь и влияние Рима проявляются и в соборе святого Петра, и в соборе Парижской Богоматери, и в соборе святого Стефана в Вене, и в многочисленных исключительных по своей пышности храмах Испании, самый грандиозный из которых Саграда Фамилия, созданный гением архитектора А. Гауди в Барселоне, – этих молчаливых свидетелях, а порой и активных фигурантах всей истории своих государств, и в польских и литовских костёлах, через которые с западноевропейской архитектурой знакомилась Русь.

Католический храм, как правило, пышен по форме, декору и интерьеру. Общая традиционная схема его устройства не менялась веками. Лишь в последние десятилетия постмодернизм проник и в эту, прежде закрытую для него сферу. Теперь мы можем удивляться кафедральному собору бразильской столицы Бразилиа (архитектор Оскар Нимейер), напоминающему индейский шалаш, выполненный из стекла и бетона. Много эпатажных проектов католических костёлов реализовано в Польше.

В городах католического этнокультурного региона кафедральный собор занимает центральное место, в распланированных на пустом месте прямоугольных сетках латиноамериканских столиц ему принадлежит позиция на главной площади страны. Самый главный католический храм, сердце Церкви – собор святого Петра в Риме.

Неотделима от католицизма европейская живопись, как романского периода, так и эпохи Возрождения. Над украшением католических храмов работали Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Джотто, Донателло и многие другие известные мастера. В русле католической культуры зарождалась классическая музыка, особенно итальянская, французская и австрийская. Орган – единственный разрешенный в католическом храме музыкальный инструмент – вошел в мировую музыкальную культуру вместе с именами Баха и Генделя. Используя в качестве питательной среды католическую культуру, смогла распространиться в научном сообществе современного мира латынь.

Этнические характеры

Южная природа – горячее солнце, теплое море, яркая растительность – сформировали особые качества представителей католических народов: экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Горячим характером обладают не только католические народы южной Европы, но и католики-«северяне». Хорошо известны упорство и бунтарский дух ирландцев, не сломленных столетиями притеснений со стороны англичан. На фоне своего окружения вполне экспансивны литовцы и поляки, по праву гордящиеся тем, что на пару имели одно из крупнейших государств Европы всех времен – Речь Посполитую.

Центры католического паломничества

Главный центр паломничества в католическом мире – Ватикан . Это самое маленькое в мире государство, площадью всего 0,44 км 2 с длиной внешней границы 2,6 км, находящееся внутри Рима, имеет несопоставимое со своими размерами влияние на мировую политику. Номинально в Ватикане проживают менее 800 человек, но фактически власти этой страны могут говорить от лица более чем миллиарда католиков. Дипломатическое влияние Ватикана очень велико, папский посланник – нунций – формально возглавляет посольский корпус в католических странах.

По форме правления Ватикан – абсолютная теократическая монархия. Глава государства, Папа Римский, избирается пожизненно тайным голосованием большинством голосов (двумя третями) конклава кардиналов (не более 120 человек, никто не должен быть старше 80 лет). Папе принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Центральный орган управления Ватикана – Римская курия, возглавляемая Папой. В апреле 2005 г. Римским Папой, 265-м по счету, под именем Бенедикта XVI стал немецкий кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер. Избрание немца на Святой Престол произошло впервые в современной истории. Перед ним в течение 27 лет Папой был поляк Кароль Войтыла, возглавлявший церковь под именем Иоанна Павла II. До него последние 450 лет Папами становились только итальянцы.

Предшественницей Ватикана была управляемая Папами Папская область, потерявшая самостоятельность в результате объединения Италии в конце XIX в. Ватикан создан согласно Латеранским соглашениям между Святым Престолом и правительством Италии, заключенным в 1929 г.

За пределами своих государственных границ Ватикан, пользуясь правами экстерриториальности, владеет раннехристианскими базиликами IV в., Латеранским дворцом XVI в., летней резиденцией Папы в Кастель-Гандольфо (XVII в.) и некоторыми другими пожалованными Ватикану зданиями в Риме и его окрестностях.

Источники доходов Ватикана: добровольные пожертвования верующих и различных церковных институтов, сборы от налогов на церковь, доходы от капиталовложений в различные инвестиционные проекты, иностранный туризм, выпуск почтовых знаков, производство и продажа сувениров (монеты, фотографии святынь, церковная утварь и др.).

С католицизмом связана официальная символика Ватикана. Флаг государства представляет собой квадратное полотнище, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос – желтой и белой. В центре белой полосы – скрещенные золотой и серебряный ключи под папской тиарой. Ключи символизируют право первого епископа Рима апостола Петра решать судьбы верующих. Золотой ключ – «разрешающий», серебряный – «запрещающий». Тиара – головной убор Римского Папы, символ его власти.

Святыни Ватикана, включая собор святого Петра, ежегодно посещают 8 млн паломников. Пик паломнических прибытий приходится на католическую Пасху. Помимо римских святынь, важнейшими центрами паломничества католиков являются Сантьяго-де-Компостела в Испании, Ченстохова в Польше, Лурд во Франции, Фатима в Португалии.

Сантьяго-де-Компостела

Галисийский город, назван в честь святого Иакова (Якова, по-испански Яго); здесь в соборе покоятся его останки. В 1478 г. паломничество в Сантьяго Папой Римским было уравнено в духовном смысле с паломничеством в Рим. По прибытии в город паломники предъявляют в соборе специальный документ – «паспорт пилигрима», введенный еще во времена Средневековья, с отметками, сделанными в обязательных для посещения по пути церковных пунктах. Лишь после этого они могут получить написанный на латыни «сертификат Компостелы». Паломнику нужно дать чистосердечный ответ на вопрос церковных властей о том, с какими намерениями он отправлялся в путь, и если его помыслы не соответствуют благочестию, то тогда ему выдается иной тип документа.

Город на юго-западе Франции, ежегодно принимает 5–6 млн паломников, желающих прикоснуться к чуду. В их числе 70–100 тыс. больных, надеющихся на исцеление. В 1858 г. жителям Лурда 18 раз являлась Богородица. Она указала место в гроте, где надо было разрыть землю, и оттуда забил источник с целебной водой. Грот Массабьель стал центром поклонения, Католическая церковь признала Лурд святым местом и создала систему регистрации и проверки свершившихся чудес. В Лурде построена вторая по величине в мире подземная церковь на 30 тыс. молящихся.

Этот поселок стал известен всему католическому миру в 1917 г., когда трем детям, пасшим овец, являлась Богородица, поведавшая им откровения о будущем. Подробности этих откровений Римско-католическая церковь не раскрывает до сих пор. В Фатиме был построен большой храм, возведенный Ватиканом в ранг собора. Ежегодно Фатиму посещают сотни тысяч людей.

Как и все христиане, католики придают большое духовное значение паломничеству в Святую Землю и посещению мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа (Иерусалим, Вифлеем, Тивериадское озеро).

Источники информации

1. Официальный сайт Ватикана: www.vatican.va

2. Текущая информация о структуре Католической церкви (кафедры, священники, история церкви, численность верующих по странам и епархиям): www.catholic-hierarchy.org

4. Католическая церковь в России: http://ruscatholic.ru

Вопросы и задания

1. Почему Римско-католическая церковь считается всемирной?

1. Как природная среда повлияла на культуру Римско-католического этнокультурного региона?

2. На карте «Численность католиков по странам мира» проведите границу Римско-католического этнокультурного региона. Какие страны со значительными католическими общинами (более 1 млн человек) оказались за его пределами? С чем это связано?

3. Как вы считаете, почему католические страны упустили мировое лидерство, передав его протестантским странам?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Автора Малиновский Бронислав

Из книги Секс и вытеснение в обществе дикарей автора Малиновский Бронислав

2. Семья как колыбель зарождающейся культуры Принципиальное изменение механизма инстинктивных реакций необходимо изучать уже в связи с предметом настоящего исследования: ранние формы семейной жизни и переход от семьи животных к человеческой семье. Человеческая семья

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Южная Табасарань 1. Род, фамилия – во всей Табасарани называется тухум, под которым разумеется то же, что и в Кюринском ханстве.2. Главою тухума считается старший летами. Права и значение его те же, что и в Кюре.3. Отношение членов тухума друг к другу, как в Кюре.4. Название

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

§ 20. Восточная Европа – рубеж православия и католицизма Восточная Европа – регион активного взаимодействия различных народов и религий. На территории Восточной Европы проживают славяне, формирующие славянско-православное ядро региона, на юге к ним примыкают

Из книги автора

Эпоха Южная Сун На юге страны, в городе Линьане (Ханьчжоу), куда бежала большая часть интеллигенции, возрождается художественная деятельность. Император Гао Цзун организует здесь Академию живописи.Вторая половина XII – начало XIII века – время необычайного по

Современное состояние католической церкви

Максим Козлов

По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) – это около 15% населения Земли. Из них:

католических епископов 3500 чел. (с униатами);

пресвитеров около 400 000 чел.;

членов различных монашеских организаций, "религиозов" около 2 млн. чел.;

кардиналов около 250 чел.

В Европе около 250 млн. католиков. Наиболее католические страны Италия, Испания, Франция (80% населения причисляет себя к католической церкви). В Западной Германии около 30% (сейчас ниже) населения католики (всего 30 млн.чел.).

На Американском континенте католики в основном живут в Южной Америке, особенно в Бразилии (около 60 млн. чел.) и Аргентине (около 20 млн. чел.). В США католики составляют 20% населения, т.е. 45-50 млн.чел. Именно в США католицизм – наиболее растущая конфессия (в 1945 г. – 15% населения католики, в 1987 г. – 20%). В США активно работают иезуиты. Часть лучших американских университетов и частных школ – католические. В Канаде около 40% населения католики (французы в провинции Квебек). В Мексике примерно 35 млн. католиков. Там после 1918 г. (революция) церковь была отделена от государства, и католики подвергались притеснениям.

На Филиппинах (бывшая португальская колония) 75% населения католики.

В Индии около 7 млн. жителей католики.

В Китае есть католики, но они по светским законам не могут подчиняться папе и находятся в расколе (народная католическая церковь в Китае).

Во Вьетнаме около 2 млн. католиков, в Индонезии – 1 млн., также много католиков на Шри Ланке.

В послевоенное время активно католизируется Африка. По данным на 1987 г. число католиков возросло с 1924 г. от 2,5 млн. до 34 млн.чел.

Папа – глава современной католической церкви

В РКЦ папа – последняя решающая инстанция по всем вопросам, включая догматические и нравственные. Никакой церковный орган не может судить папу или его решения. Согласно 1556 канону действующего кодекса "верховная кафедра никем не может быть судима".

Догматом католической веры является признание за папой особого дара непогрешимого учительства (определение I Ватиканского собора). II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), несмотря на сильное обновленческое течение в своем лоне, со всей категоричностью повторил определение I Ватиканского собора о непогрешимости папских постановлений. Более того, догматическая конституция II Ватиканского собора распространяет на верующих обязанность религиозно подчинять свою волю и ум наставлениям Римского первосвященника и в тех случаях, когда он говорит не с кафедры (ex cathedra).

Правда, на II Ватиканском соборе носительницей полной и высшей власти в Церкви была признана также коллегия епископов во главе с папой. Но если коллегия без папы власть осуществить не может, то папа же в осуществлении своей власти свободен всегда. То есть, суть вопроса осталась той же.

Папе усваивается право церковного учительства (magisterium). В него входит и провозглашение безошибочных вероучительных и нравоучительных истин. И РКЦ в период междупапствия не являлась носительницей церковного учительства, то есть не могла принимать догматические, вероучительные и нравоучительные решения.

Избрание папы

В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые – в IX в.).

Теперь уже несколько столетий (с XI-XII вв.) папа избирается переводом епископа с другой кафедры, а последний случай избрания не из епископа – в XIV веке.

Если ранее процесс избрания был в виде хиротонии в Римского епископа, то сейчас просто перевод с другой кафедры. А принятие вдруг неограниченной власти объясняют так: папе полноту власти дает не хиротония, а выборы вместе с согласием принять выбор. То есть, когда епископ дает согласие, то и становится носителем папской власти, а интронизация – лишь обряд.

В 1957 г. Пий XII говорил об избрании: "если бы какой-нибудь мирянин был избран папой, власть учить и управлять так же, как и харизма непогрешимости, были бы сообщены ему в самый момент его согласия".

В древности в избрании папы участвовали народ, клир и соседние епископы (обычный канонический способ). С V века на выборы стали оказывать влияние светские монархи (так и на Востоке, и на Руси) сначала Византийские императоры, затем германские (особенно в X-XI вв.). Это начинает вызывать противодействие РКЦ. Римский собор 1059 г. главную роль в избрании отводит кардиналам, хотя и не исключает участия императоров. А Латеранский собор 1179 г. (XII Вселенский собор в РКЦ) постановил избирать папу 2/3-ми кардинальских голосов. Это правило соблюдается и по сей день.

Однако, светские монархи окончательно были отстранены от избрания папы только в 1904 г. (до этого они влияли на выборы через австрийских кардиналов, имеющих право на вето).

Начиная с 1271 г. папы избираются на конклавах, то есть в помещении, которое заперто. (В 1271 г. 2 года не могли избрать папу – народ закрыл избирателей и не выпускал, пока не изберут папу).

Сейчас местом конклавов является Сикстинская Капелла, в которой остается лишь окно для передачи питания.

Сейчас теоретически папой может быть избран любой мирянин католик. Но, как правило, папа сейчас избирается из кардиналов, имеющих сан епископа. Так, В 1378 году был избран последний папа не из кардиналов (Урбан VI), а последний папа, избранный не из епископов – Григорий XVI (1831 г.).

Вступая в Сикстинскую Капеллу, кардиналы дают клятву не следовать указаниям извне и соблюдать тайну конклава.

Сами выборы проходят либо по обычному способу тайного голосования посредством бюллетеней, либо по вдохновению: кто-то вслух предлагает кандидатуру, и все соглашаются (правда, таких случаев не было).

Может быть организовано несколько туров голосования, пока кто-то не наберет 2/3 голосов. Тогда выбранного спрашивают о его согласии быть папой. Если согласие дается, то выбранный кандидат становится папой Римским. Затем, по традиции, новому папе меняют имя, выбираемое по его желанию. Такая традиция укрепилась с XI века (имя имеет 60 большое значение для папы).

После избрания следует адорация – поклонение кардиналов папе. Ранее этот обряд дополнялся целованием креста, изображенного на туфле папы.

Народ извещается об избрании папы белым дымом, идущим из трубы Сикстинской Капеллы. При неудачных выборах дым черного цвета. Избранный папа выходит в белой сутане на балкон Сикстинской Капеллы.

Через несколько дней совершается обряд интронизации. На голову папы возлагается папская тиара (корона из двух частей – символ светской и духовной власти, символ двух ключей). Перед папой сжигается клубок льняных ниток со словами "так проходит мирская слава".

В избрании папы участвуют все кардиналы, в том числе и больные, которые доставляются в Капеллу и лежат там в кельях. Не имеют права на участие в выборах кардиналы, достигшие 75-ти летнего возраста по причине возможного старческого маразма. По той же причине они не избираются на роль папы.

В последние века не было случаев добровольного оставления Римской кафедры (они были лишь в эпоху Возрождения).

Папские мессы и папские храмы

Папский цвет – красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор – палиум (любого цвета). Отличительное свойство папы – жезл, имеющий завершение в виде креста, а у епископов жезл загнутый. При торжественных церемониях употребляется переносной трон, правда, редко (несколько раз в год).

На торжественных папских мессах (раз в две недели и чаще) происходит опробование хлеба и вина для папской мессы одним из священников, так как были попытки отравить папу даже таким способом.

Повседневной формой одежды папы является белая сутана с капюшоном и наплечником. На макушке папа носит белую шапочку. Католические клирики имели обычай выстригать макушку (так было и на Востоке – под скуфью выстригалась макушка). Иногда папа может одевать широкую шляпу. На безымянном пальце папа носит "перстень рыбака" с изображением ап. Петра, закидывающего сети. На груди у папы 4-х конечный наперстный крест.

Существует пять римских храмов (базилик), именующихся папскими:

Латеранская базилика, храм Св. Апостола Павла;

Ватиканский храм Св. Апостола Петра;

Базилика Св. Марии Большей;

Базилика Св. Апостола Павла вне стен;

Базилика Св. Лаврентия вне стен.

В этих храмах есть папский алтарь, в котором никто не имеет права служить без разрешения папы, и папский трон. Посещение этих базилик считается средством получения особо эффективных индульгенций.

Кафедральным собором папы является Латеранская базилика Св. Апостола Павла. Латера (laterani) – дворец древних аристократов в Риме, императором Константином Великим переданный римским епископам. В нем была построена базилика с баптистерием. Современный вид храм приобрел в XVIII веке.

Резиденцией папы является Ватикан с грандиозным храмом (базиликой) Св. Апостола Петра. Храм строился с начала XVI в. до начала XVII в. Город Рим стоит на семи холмах. Один из холмов называется Ватиканский. Там жили аристократы, и Ватикан – часть исторического Рима. По преданию на месте Ватиканской базилики погребен св. ап. Петр. Мощи апостолов Петра и Павла находятся там же по спудом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psylib.org.ua/