Что читают евреи в синагоге. Что такое синагога? Московская хоральная синагога. Московская хоральная синагога: описание

Каждая вера и религия имеет свои особые термины, понятия, обряды. И человеку незнающему во всем этом порой бывает тяжело разобраться. В данной статье хочется остановиться именно на иудаизме и попробовать разъяснить, что такое синагога.

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии. В переводе с греческого языка синагога — это собрание. Однако на иврите данное слово звучит как «бейт-кнесет», что буквально переводится как «дом собрания». Интересным окажется тот факт, что в Талмуде (священном писании иудеев) всего лишь один раз встречается название синагоги как «бейт тфила», что означает «дом молитвы». Это говорит о том, что для иудеев синагога — это нечто большее, нежели молитвенный дом.


Немного истории

Итак, разобравшись и поняв, что синагога — это церковь иудеев, стоит немножко заглянуть в историю ее возникновения. Что касается временного периода, точно сказать, когда же они начали появляться, никто не сможет, данных об этом не сохранилось. Однако есть мнение, что первые синагоги начали появляться в то время, когда был разрушен Первый храм и иудеев угнали в плен в Вавилон (6 век до нашей эры). Они поначалу собирались в домах для совместного изучения Торы и несколько позже стали строить отдельные здания для молитв и собраний. После возвращения на Родину был возведен Второй храм, но в это время верующие также начали строить синагоги по всей территории своей страны. После того как римлянами был разгромен и Второй храм, синагоги сделались для евреев настоящим убежищем — часто не только в психологическом значении слова, но и в буквально. Это были места, где люди могли спрятаться от опасности.

Основное значение

Итак, синагога — это место, где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться. Стоит сказать о том, что она имеет также и особые функции.

  1. Место молитвы. Конечно же, синагога — это первое место, где верующие могут обратиться к Богу с молитвой. Интересным окажется тот факт, что для иудеев огромное значение имеет не одиночная, а общественная молитва, для чего прекрасно подходит данное здание.
  2. Изучение Священного Писания. В синагогах также принято изучать Тору. Для этого существуют специальные школы, которые могут находиться либо рядом, либо в этом же здании. Не удивительно, что при этом бейт-мидраш (дом учения) тесно связывают с бейт-кнесет (синагогой). В данных школах ежедневно дети и подростки изучают Тору, по выходным дням тут могут проводиться различные лекции и учения для взрослых.
  3. Библиотека. Также в синагогах обязательно есть зал, где собраны различные книги религиозной направленности. Их можно читать как в самом храме, так и брать на дом (предупреждая об этом шамеса — служку синагоги).
  4. Общественная жизнь. Помимо всего, синагога — это место, где для различных торжеств и гуляний могут собираться члены общины. Так, в стенах данного храма могут проводиться как коллективные, так и личные гулянья. Могут праздновать обрезание, выкуп младенца, бар-мицву и т. д. Нередко в синагогах заседает раввинский суд, бейт-дина. Раньше при храмах также были комнаты для гостей, где могли без проблем остановиться путешествующие евреи, также могли быть небольшие конюшни для пары-тройки лошадей.

Архитектура

Стоит сказать о том, что нет никаких особых правил для того, как должна выглядеть еврейская синагога. Она может быть пышно отстроенной, а может быть всего лишь комнатой. Однако обязательно в ней должны быть окна. В Талмуде сказано, что нельзя молиться в помещении, из которого не видно небо. Также желательно, чтобы при входе был вестибюль, где человек может оставить все свои мирские помыслы и терзания. Интересным окажется тот факт, что все синагоги обращены к Иерусалиму, в самом же Иерусалиме — к Храмовой горе. Возводить здания по возможности должны на самой высокой горе в городе, чтобы они могли возвышаться над иными строениями. А так как это было не всегда возможно, на крыше дома молитвы устанавливали шест со звездой, чтобы синагога казалась выше остальных зданий.

Синагога изнутри

Как выглядит изнутри синагога? Фото подсказывают, что тут есть отдельные места для женщин и мужчин (эзрат-нашим — отдельно отведенное место для женщин). Часто представительниц прекрасного пола помещали на балкон, если же такое было невозможно, молитвенную комнату разделяли на две части шторкой или перегородкой, которая называлась «мехица». Это нужно было для того, чтобы мужчин никто и ничто не отвлекало от общения с Богом.

Важнейшим местом в синагоге является Арон а-Кодеш — это особая ниша или шкафчик, прикрытый шторой, где собраны свитки Торы. Туда же обращены лица людей во время молитвы. Стоит сказать и о том, что с одной стороны Арон а-Кодеша находится место раввина, с другой — место для лектора. Также в синагогах обязательно будет нер тамид, светильник или свеча, и бима — место, откуда будет читаться священное писание. Вот, пожалуй, и все нюансы, которые важны для синагоги. В остальном же дома молитвы могут отличаться друг от друга и быть по-своему уникальными.

Должности

Поняв, каково значение слова «синагога» имеет, стоит немного уделить внимание и тем должностям, которые есть при данных домах молитвы. Так, важным окажется тот факт, что каждая община самостоятельно выбирает свое руководство и должностных лиц.

  1. Раввин (рав) — духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.
  2. Хазан (или шлиах-цибур — посланник общины) — человек, который ведет общественную молитву и таким образом представляет людей перед Богом. Этот человек также должен быть весьма образован, знать иврит, параллельно он может выполнять и иные функции.
  3. Шамаш — служка, который выполняет множество обязанностей: следит за порядком в доме молитвы, заботится о сохранности имущества, следит за расписанием. Иногда может заменять хазана.
  4. Габай (парнас) — так называемый административный директор общины. Часто их бывает несколько. В основном они занимаются финансовыми вопросами и решают административные проблемы.


Виды синагог

Стоит сказать и о том, что веками сложились две социально-культурные общины, которые ведут несколько различную жизнь — ашкеназы и сефарды. Отличия тут заключаются в особом порядке проведения молитв и устройстве синагог. Большинство современных евреев являются ашкеназами (центральная и северная Европа, южная Африка, Австралия, Америка и т.д.), их дома обустроены больше в европейском стиле, сефарды же любят украшать свои синагоги коврами и иной восточной атрибутикой. Большинство же известных домов молитвы являются ашкеназскими, в том числе и синагога в Санкт-Петербурге.


Ведение службы

Важным является и тот момент, что различия есть и в порядке ведения службы в синагоге. Так, различают ашкеназов хасидов и нехасидов. Интересно то, что хасиды позаимствовали стиль ведения молитвы у сефардов. В остальном же различия практически незаметны и несущественны. Ведь для того, чтобы переделать синагогу из одной в другую, достаточно просто поменять молитвенники. Сами же свитки Торы при этом для всех остаются одними и теми же. К тому же для людей незнающих проведения обрядов и различных торжеств «разными» иудеями покажутся практически идентичными, так как отличия заключатся в самых малых деталях, которые порой бывают просто незаметны.

Слово синагога греческое (synagoge; от syn - вместе, ago - веду). В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание). Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания). В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на церковнославянском языке слово синагога переводится как «сонмище» (см.: Мф. 4: 23; 12: 9; Мк. 1: 21)

Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний о необходимости сооружать особые здания религиозных собраний. Предположение, что синагоги возникли во время вавилонского плена, не находят фактического подтверждения. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, - надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 до Р.Х.). За последние два с половиной века ветхозаветной истории синагоги получают распространение не только в диаспоре, но и в самой Палестине. Особенно много их было в Галилее.

Предписания об устройстве синагог содержатся в галахе (нормативной части иудаизма). Синагоги должны были располагаться так, чтобы стена, противоположная входу, была обращена на Иерусалим, а в Иерусалиме - на храм (после разрушения - на место, где он стоял). Поэтому галилейские синагоги были ориентированы на юг, а в Хевроне - на север. Согласно Талмуду, синагога должна быть самым высоким зданием в городе. Так как в рассеянии евреи это исполнить не могли, то на крышах синагог устанавливали длинные шесты. Таким странным образом выходили из затруднения.

Синагоги предназначались для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. Они устраивались в образ скинии и храма, но принципиальное отличие было в том, что там отсутствовал жертвенник. Жертвоприношения не совершались. Поэтому середину прямоугольного помещения занимало возвышение (бима ), а на нем - стол или кафедра для чтения свитков Торы. Главную значимость имел шкаф, в котором хранились свитки закона. По аналогии с храмом он назывался арон х(г)а-кодеш (святой ковчег). Место у шкафа считалось самым почетным. Большую часть внутреннего пространства синагоги занимали сиденья.

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35-36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр.: хазан ). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др.

Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28-29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18).

История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключался в ожидании и приготовлении к встречи грядущего Избавителя. Особенно обострились мессианские чаяния в последние десятилетия перед приходом в мир Спасителя, ибо исполнились сроки. Хотя представления иудеев о Мессии были искажены земными интересами, но ожидание Его оставалось средоточием их религии. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, то наступила духовная смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Ин. 15: 23). В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. <…> Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15: 6, 22).

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875-1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров), которые вместе с ним были в ссылке.

Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2: 22). Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2: 8-9).

В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур - Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь, прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка - символ духовной слепоты.

В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.

На иврите синагога – "Бет Кнессет" (Дом собраний).

«Кнессет» – значит «собрание». Термин "Бет Кнессет" полностью отражает деятельность, которая сегодня ведется в синагоге. Евреи здесь молится, читают Тору, учиться, проводят собрания и праздники. В этом отношении синагога отличается либерализмом, открывая свои двери для самой разной деятельности.

И до введения в жизнь иудеев синагоги, они собирались, руководствуясь вполне понятным чувством общности. Уже в те времена (I век до н. э.) сложилась традиция, согласно которой они занимались не только религиозными делами, но и другой самой разнообразной деятельностью, в которой всегда просматривались все-таки еврейские обычаи. Можно предположить, что для встреч использовались какие-то помещения, в них не было той священности, которая характеризует синагогу. Иудеи молились, читали Тору, обсуждали социальные проблемы.

В начале первого тысячелетия историки упоминают систематические чтения по субботам как традицию. Синагога как место чтения Священного Писания упоминается также в Новом Завете, там же синагога определяется как место для молитв. После разрушения Второго Храма необходимость где-то собираться стала настолько актуальной, что пришлось подумать о специальном для этого здании. Естественно, что значение и роль синагоги с этого момента возрастает.

В синагоге должны быть две обязательных принадлежности: ков-

чег для свитков Торы и стол, за котором Тору читают. Выше, при знакомстве с Пятикнижием рассказывалось о том, как устроена скиния и что находилось в ковчеге. Это две каменные доски, скрижали, они хранились в ящике (ковчеге), покрытом золотом. После разрушения Первого Храма ковчег исчез. Позже ковчег представлял собой обычный сундук, а в средние века это уже был шкаф, закрепленный на восточной стене синагоги. В шкафу хранятся свитки Торы, являющиеся в синагоге центром внимания. Напротив ковчега висит занавес.

В некоторых синагогах над ковчегом располагают две дощечки, на которых двумя первыми словами обозначены Десять Заповедей. Дощечки могут содержать и другие тексты.

Сегодня в некоторых синагогах горит электрический свет, в других используются традиционные масляные светильники. В синагогах менора (семисвечник или девятисвечник) стоит справа от ковчега.

Обязательным местом синагоги является «бима» (площадка). На ней читают Тору. Эта площадка обычно находится в центре, но ее можно ставить с любой стороны.

В ортодоксальных синагогах женщины и мужчины сидят отдельно, что соответствует требованию Талмуда о том, что мужчины не должны отвлекаться от молитвы.

Службы в синагоге проводят ежедневно вечером, утром и днем. Ортодоксы и некоторые другие иудеи предпочитают произносить индивидуальные молитвы, когда в синагоге нет достаточного количества людей для проведения общей службы.

По праздникам чтение является главным делом, оно сопровождается церемонией шествия вокруг синагоги.

По субботам на утренней службе читается какой-нибудь отрывок из Торы.

Продолжительность чтения в разных синагогах разная. Ортодоксальные общины каждую неделю прочитывают несколько глав, а за год – всю Тору. Другие растягивают чтение Торы на три года. У тех и других есть свои доводы и аргументы поступать так, а не иначе.

Реформисты считают некоторые тексты ненужными для общественных чтений и не читают. Тем не менее, во всех конгрега-циях богослужебный цикл заканчивается на праздник Закона, именно в этот день читают последнюю часть Второзакония и первую книги Бытие.

По субботам и праздникам, а также в посты и на дневной службе в День Искупления чтение Торы дополняется чтением книг Пророков.

Во время службы в синагоге, когда дверцы ковчега открываются и оттуда торжественно вынимают свиток Торы, процессия несет свиток к площадке. Собравшиеся при этом наклоняются вперед, чтобы коснуться свитка кистями своих молитвенных покрывал.

Надо заметить, что делается это с благоговением. Все, что связано со свитком Торы, воспринимается торжественно и с глубоким чувством любви.

Свиток Торы представляет собой пергаментный свиток с текстом Пятикнижия. На пергамент текст копируют от руки, особыми чернилами. Как и в древности, выполняют эту работу профессиональные писцы.

Свитки Торы сворачивают в рулон, ролики (два) соединяют вместе. Свитки заворачивают в бархатную мантию.

Свитки не только тщательно берегут, но и украшают. К серебряным украшениям крепятся колокольчики, которые звенят, когда свиток несут на площадку и обратно. После чтения процессия направляется вокруг верующих. На самой площадке свиток устанавливают так, чтобы все могли его видеть. Свиток располагают горизонтально, читающий не касается текста Торы рукой, помогает себе серебряной или медной указкой.

Тора (и Пророки) в синагоге читается речитативом на иврите. Читает специально обученный человек, по особому случаю (суббота перед свадьбой или завершение оплакивания близкого родственника) читать может кто-то из верующих.

В ортодоксальной синагоге служба длится долго, на площадку по очереди выходят верующие, чтобы читать, возносить молитву, свидетельствовать. В реформистской синагоге свиток читает один человек, причем не речитативом, а просто читает. После текста на иврите следует перевод на родной язык. В реформистских синагогах читают на родном языке, и только одно благословение произносится на иврите.

Как сказано в Библии (Паралипоменон, 25), в Храме Соломона были певцы, музыканты и музыкальные инструменты. После разрушения Храма ситуация изменилась, пришлось вводить ограничения.

Работу в синагоге ведет хазан – платный наемный работник. Он проходит курс обучения, изучает Библию, Талмуд и молитвенник. Хазан участвует в пасторской работе и осуществляет религиозное руководство в синагоге. Именно на него чаще всего возлагается обязанность руководить общиной.

А главным религиозным руководителем в иудаизме и вторым платным работником синагоги является раввин. Различие между тем и другим следующее: если хазан должен быть экспертом во всем, что

касается Торы, то раввин должен быть экспертом во всех вопросах, с ней связанных. Так что центральное место Торы делает центральной фигуру раввина. Титул «рабби» (учитель) принадлежал учителям Мишны.

Уважение и власть, которой традиционно облечен раввин, проистекали из его знания Торы и умения принимать практические решения. В иудаизме духовное лидерство основывается на глубоком знании Торы, ибо без Торы иудаизм не существует.

Раввин – не толкователь Библии, он подготовлен, чтобы руководить общиной, в которой Тору читают и изучают, он помогает иудеям жить по ней.

В иудаизме есть разные взгляды на проповедь. Применительно к раввину можно сказать, что если кто и способен вести откровенные беседы с верующими, так это он.

Многие реформистские раввины проходят курсы психотерапии и других наук, способствующих установлению контакта с человеком и оказания ему помощи. В решении этических и ритуальных задач раввин считается тонким специалистом.

Работа в совете синагоги также входит в обязанности раввина, правда, это практикуется в реформистской синагоге. Ортодоксальный раввин от выполнения этих обязанностей, как правило, освобождается.

Рукоположение раввина, благодаря чему он обретает власть и авторитет, происходит в колледже после окончания учебы.

Над раввином нет централизованного контроля, он сам решает, какая часть службы должна исполняться на иврите, он же принимает решения по вопросам применения тех или иных обычаев.

Что такое синагога?

  1. Синаго#769;га (от греч. #963;#965;#957;#945;#947;#969;#947;#942;, собрание; ивр. #1489;#1461;#1468;#1497;#1514; #1499;#1456;#1468;#1504;#1462;#1505;#1462;#1514;#8206;, бейт кнессет дом собрания) , после разрушения Иерусалимского храма основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
  2. СИНАГОГА, еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule "школа").

    Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н. э.) . Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н. э. 70 н. э.) . Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей.

    Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи.

    Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. См. также ХРАМ; КОВЧЕГ.

    Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н. э. , в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание.

    Согласно традиции, члены Великого собрания (в которое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

Синагога — это не просто помещение, где иудеи молятся или совершают религиозные ритуалы. Зачастую это еще и красивейшее архитектурное творение с непростой историей. Наряду с другими памятниками и мемориалами синагогы нередко становятся одними из главных достопримечательностей городов. Предлагаем вам убедиться в этом, посмотрев подборку 10 самых красивых иудейских храмов со всего мира — от Мьянмы до Германии и от Иерусалима до Буэнос-Айреса.

Синагога Мусмеах Ешуа


Синагога Мусмеах Ешуа Mona Mizi

Синагога Мусмеах Ешуа — сохранившееся свидетельство того, что в свое время еврейская община в Мьянме была на подъеме. На сегодняшний день это единственная синагога в этой стране. Здание было возведено в 1893-1896 гг. иракскими евреями на месте небольшой синагоги, построенной в 1854 году, и в нем до сих пор ведутся богослужения, хотя в стране осталось всего 20 евреев. Смотритель синагоги господин Сэмюэлс (чей сын организовывает туры по еврейским памятным местам страны), показывает посетителям два оставшихся свитка Торы и отводит их на верхний этаж к маленькому окошку, через которое можно фактически с высоты птичьего полета оценить красоту высоких сводов, канделябров и уникальной внутренней отделки из дерева. К сожалению, учитывая малочисленность еврейской общины в Янгоне, будущее синагоги сейчас неопределенно, поэтому если вы вдруг окажетесь в Мьянме, обязательно зайдите в Мусмеах.

Большая хоральная синагога


Большая хоральная синагога Dennis Jarvis/Flickr

Роскошная Большая хоральная синагога была открыта в Санкт-Петербурге в 1893 году — и совсем недавно ее отреставрировали, вернув ей прежнее величие. Эта синагога по-настоящему огромна — ее называют второй по величине в Европе.

Высота этого здания (от центрального купола до фундамента) составляет 47 метров. Синагога, созданная в теплом мавританском стиле, может принять под своими сводами до 1200 людей — туристы также часто заходят и в уютный внутренний двор. На территории синагоги расположен кошерный ресторан и магазин кошерной продукции, где можно купить и пару сувениров — например, матрешку-раввина.

Синагога Хасидут Белз

Синагога Хасидут Белз Mona Mizi

Синагога Хасидут Белз — самая большая в Израиле. Она спроектирована по образу и подобию синагоги, которая стояла в украинском городе Белзе (Львовская область) и была разрушена во время Холокоста. Поэтому сегодня израильская синагога одновременно служит и местом религиозного служения, и символом победы над нацистским смерчем. На строительство Хасидут Белз — как и в свое время на возведение синагоги в Белзе — ушло 15 лет. В стенах здания одновременно может расположиться до 10 тысяч человек. В ее Синагогальном ковчеге высотой 12 метров может храниться до 70 свитков Торы — за это Хасидут Белз даже внесена в Книгу рекордов Гиннесса, ведь обычно в синагогах хранится не больше шести свитков. Под сводами синагоги висит 9 роскошных канделябров, в каждом из которых более 200 тысяч элементов из чешского хрусталя — благодаря этому интерьер выглядит торжественно и нарядно, словно бальный зал.

Синагога Пардеси


Синагога Пардеси Dennis Jarvis/Flickr

Синагога Пардеси — старейшая действующая синагога Индии. Она была построена в 1568 году общиной сефардских евреев, которые жили на этих землях. Слово Paradesi в некоторых наречиях этого региона означает «чужеземец, чужой», что красноречиво объясняет, насколько «своим» было это строение для местных жителей. Все простые посетители и молящиеся, которые заходят в синагогу, должны снять обувь и босыми пройтись по керамической плитке пола, расписанной вручную. Внутри синагоги собраны уникальные антикварные предметы — там есть и восточный ковер, и золотые короны, и Ковчег, в котором хранится 4 свитка Торы.

Синагога Охель Яков


Синагога Охель Яков digital cat/Flickr

Синагога Охель Яков — ивр. «Шатер Якова» — была спроектирована архитекторами Реной Вандель-Хоефер и Вольфгангом Лорхом (именно их проект победил в соответствующем конкурсе в 2001 году). Здание построено в модернистском стиле — оно представляет из себя «затянутый» в металлическую сетку куб из стекла, который стоит на каменном фундаменте. Проект символизирует один из множества шатров, в которых евреи жили во времена Исхода. Интерьер синагоги также выдержан в современном стиле — стены обшиты гладким, отполированным деревом и украшены золотыми надписями. История синагоги интересна настолько же, насколько и ее архитектура — первая Охель Яков стояла в паре кварталов от нынешней и была разрушена в 1938 году в период нацистской оккупации. Нынешняя синагога расположена на территории нового Еврейского центра, в котором также находятся Еврейский музей и, собственно, сам Общинный центр. Синагога и здание Центра соединены Коридором памяти, который посвящен 5 тысячам жителей Мюнхена, уничтоженных нацистами.

Большая синагога в Сиднее


Большая синагога в Сиднее BobMeade/Flickr

Несведущий путешественник может спутать Большую синагогу в Сиднее с католическим собором — настолько сильно она напоминает готические французские или немецкие церкви. Она по праву считается одним из самых красивых зданий религиозной направленности в Австралии. Этот иудейский храм, строительство которого завершилось в 1878 году, расположен в самом центре Сиднея, и в нем сочетаются влияния готического и византийского стилей. Эта синагога прекрасна как внутри, так и снаружи — окно-розетка во фронтоне и мощные колонны придают величественности фасаду, а голубые своды с золотыми звездами — создают торжественную атмосферу внутри здания. В синагоге регулярно проводятся экскурсии — в полдень, по вторникам и четвергам. В синагоге часто проходят культурные мероприятия — она находится в списке объектов города, которые принимают у себя Сиднейский фестиваль искусств. В частности, там проходят музыкальные представления — благодаря великолепной акустике эта синагога идеально для них походит.

Тепмло Либертад


Тепмло Либертад Sandra Cohen-Rose and Colin Rose/Flickr

В Аргентине находится самая большая еврейская община в Южной Америке, и там же стоит самая крупная синагога в этой части мира. Этот иудейский храм — Тепмло Либертад (Храм Свободы) — расположен в самом центре Буэнос-Айреса. На фронтальной стене синагоги, как раз под каменной аркой в римском стиле находится огромная Звезда Давида. Внутри синагоги — роскошные канделябры под высокими сводами, ряды красивых деревянных лавок и красный ковер. Еврейская община Аргентины сегодня довольно неоднородна — и это отражается на служениях в синагоге. Там проводят две шаббатние службы — одну традиционную, а другую более либеральную, для молодежи.

Синагога в Сохо


Синагога в Сохо John Hall, fastcodesign.com

Если вы хипстер и хотите сходить на иудейскую религиозную службу, отправляйтесь в синагогу Сохо. Как и большинство других помещений в этом районе, это место снаружи выглядит не тем, чем является на самом деле. Посетителям нужно попасть внутрь, чтобы понять, что это не очередной магазин (как можно было бы подумать снаружи, глядя на вход-витрину), а место, где молятся. Синагога в Сохо радикально отличается от обычных иудейских храмов — там еврейские религиозные практики вполне естественно сочетаются с урбанистической эстетикой. Внутри на стене этой маленькой синагоги можно увидеть нарисованную менору, а у входа — модернистский Маген Давид.

Будапештская Большая синагога


Будапештская Большая синагога Hershil Shah/Flickr

Большая синагога — это настоящее сокровище Будапешта. Построенное в мавританском стиле кирпичное здание украшено двумя высокими башнями с куполами-луковками и огромным окном-розеткой над главным входом. Интерьер синагоги настолько же величествен, как и вид снаружи — внутри расположены фрески с геометрическими узорами и механический орган. У этого здания интересная история — в небольшом доме, который стоял рядом местом, где сейчас находится синагога, родился основоположник сионизма Теодор Герцль (сейчас на этом месте находится Еврейский музей). К синагогальному комплексу также относятся Мемориальный парк Рауля Валленберга, в котором стоит памятник жертвам Холокоста — металлическая плакучая ива, — созданный по проекту скульптора Имре Варга.

Новая синагога


Новая синагога François Philipp/Flickr

Новая синагога в Берлине была построена в 1866 году под влиянием архитектурного стиля, использованного в проекте укрепленной резиденции Альгамбра в испанской Гранаде. Внушительный купол на высоте 50 метров над землей украшен роскошным золотым плетением и прочими декоративными элементами в восточном стиле. По бокам от главного купола расположены два поменьше — один на левом, а другой на правом крыле. В ходе бомбардировок Берлина союзными войсками синагога (которая была переоборудована нацистами под складские помещения) очень сильно пострадала — значительная часть здания была разрушена. После падения Берлинской стены в 1989 году она стала единственной синагогой, которую отстроили буквально с фундамента — от старого здания остались лишь фронтон и восстановленный купол. В течение весны и лета (с апреля по сентябрь) все желающие могут подняться на на самый верх синагоги, на ее купол.