Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка. "ангелы" Внеклассные уроки падшего ангела

Бог есть любовь (1 Иоанн,4, 8).

Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость.

Для этого Он создал мир.

Сначала Бог сотворил Ангелов и вселил их в обителях небесных. Небо — духовный, невидимый мир. Потом Он сотворил наш земной мир.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.

Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.

Ангелы изображаются в виде красивых юношей — в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела – Хранителя. Наш Отец небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90, 10-11).


Ангела Бог при крещеньи мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день изо дня
Он от врагов защищает меня!

Ангел Хранитель со мной день и ночь,
Где бы я ни был — спешит мне помочь!
Лучшего в мире не знаю врача я,
Только вот часто его огорчаю…

Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем —
Ангел отходит и плачет затем.
Бесы ко мне подступают тогда.
Ангел, прости, без тебя мне — беда!



Когда вы только учились ходить, мама или папа брали вас за руку, охраняя от опасности. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаемся одни. Кто же поможет нам, когда их нет рядом? Наш Ангел Хранитель. Он всегда и всюду с нами, хотя мы его и не видим.


Ангеле
Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангел – добрый мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Нечего с ним не боюсь.



Ангел-Хранитель тебя охраняет,
Мысли твои он и тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.

Стихи монаха Варнавы, и Евгения Санина.


А вот и раскраска.

Прочла два рассказа им про Ангела-хранителя, слушали затаив дыханияе, вот один из них:

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный
служащий - стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза.
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, - перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение - и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы
останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” - “Я жив, жив”, - весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. (Троицкие листки с луга духовного. С. 84).

МБОУ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г. Протвино

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка внеклассного мероприятия

по курсу «Основы православной культуры» в 1 классе

на тему «Мой Ангел Хранитель».

Учитель:

Тема: Мой Ангел Хранитель

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий: Ангел, святой

покровитель, день Ангела.

Задачи урока:

1. раскрыть перед учащимися значение имени для человека;

2. дать каждому ребёнку знание о святом покровителе, чье имя

он носит;

3. закрепить такие понятия как святой,

Ангел-Хранитель, день Ангела, именины;

4. развивать познавательную активность, коммуникативные

навыки и творческие способности учащихся;

5. на примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей

христианские добродетели и стремление следовать им

Оборудование:

У учителя: 1. компьютер, проектор (компьютерная презентация; запись

фонограммы для исполнения песни«Ангел-Хранитель»);

2. запись на классной доске эпиграфа;

3. Репродукции с икон с изображениями святых покровителей:

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их

София», «Святой Сергий Радонежский», «Святая блаженная

Ксения Петербургская».

У учащихся: 1. Подарки для гостей: ангелочки

2. У каждого ученика карточка с его именем

Ход мероприятия

Слайд 1

1. (звучит легкая музыка) Притча об Ангеле (выходит учитель в образе Бога и ребёнок)

Притча об Ангеле...

К человеку обратился ангел:

Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?

Хочу, - сказал человек.

Ангел поднял его над землей и человек увидел всю свою жизнь и две пары следов, идущих рядом...


Кто это рядом со мной?

Это я, - говорит ангел. - Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.

А почему иногда видна только одна пара следов?

Это самые трудные периоды твоей жизни... - говорит ангел.

И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты? - возмущенно спросил человек.

Нет, я нес тебя на руках... - тихо ответил ангел.

Пуcть твой ангел всегда будет рядом!

2. Танец ангелов под презентацию

Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе к концу нашего занятия, потому что сегодня мы будем говорить об одном из самых важных и главных для каждого человека празднике – дне его Ангела, его именинах.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему мероприятию хотелось бы взять следующие слова:
«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Евангелие от Луки (X, 20)

Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Ребята, а как вы относитесь к этому дню, празднуете ли День Ангела?

Как показал наш опрос, не все до конца понимают важность и традиции праздника. Давайте сегодня, выясним важность этого дня в жизни человека

(дети читают стихи)

Ангел чудный, ангел ясный,

Житель горней стороны,

Ты слети ко мне прекрасный,

В час вечерней тишины.

Научи меня учиться,

Праведно на свете жить,

Научи меня трудиться,

А в душе честнее быть.

Научи любить и верить,

Научи не осуждать,

Научи не лицемерить

И в бедах не унывать.

2. Актуализация базисных знаний.

Вопрос: Кто такие ангелы? (ответы детей)

Слайд 2

Ангел-Хранитель в христианстве - ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.
Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.
Ангелы изображаются в виде красивых юношей - в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Слайд 3

Каждому православному христианину Бог дает при Крещении своего особого доброго Ангела – Ангела Хранителя. Он наш первый заступник и помощник. Ангел-хранитель невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни, не оставляет нас и после смерти.

Вопрос: В чем заключается роль Ангела-Хранителя?

Слайд 4

Ангел-Хранитель помогает делать человеку добро и молится за него пред Богом. Ангел-Хранитель оберегает нас от всякой беды и, в случае опасности, закрывает нас своими крыльями. Человек должен любить своего Ангела Хранителя и стараться не огорчать его.

Слайд 5

Моя мама мне сказала,

Что Хранитель Ангел мой,

Где бы я ни находился,

Всегда рядышком со мной.


Осмотрелся я: «Где Ангел?

Ведь его не вижу я.

Если Ангел невидимка,

Как же он хранит меня? »

А мне мама отвечает:

«Да. Невидим Ангел твой,

Но ты помни, мой сыночек,

Ангел рядышком с тобой.

Будто шапкой – невидимкой

Он решил себя накрыть.

Он сияет таким светом,

Что нас может ослепить.

Хоть невидим Ангел светлый,

Уж, поверь ты маме,

Укрывает он тебя

Нежными крылами.

Ангел твой переживает,

Если плохо ты ведешь,

Если друга, обижаешь,

Иль чужое ты берешь.

Ну, а если ты послушен,

И прилежен, и учтив,

Если ты со всеми дружишь,

Если в меру ты игрив.

Слабых смело защищаешь,

Маме дома помогаешь,

Ты для Ангела - отрада.

Он всегда с тобою рядом»

И сказал я: «Ангел мой,

Ты почаще прилетай.

И меня, мой друг небесный,

Вместе: Никогда не покидай».

Вопрос : Чем отличается Ангел Хранитель от святого покровителя?

Слайд 6

У каждого христианина, кроме Ангела-Хранителя, есть ещё один святой покровитель : это святой человек, имя которого христианин носит. При крещении человека нарекают именем в честь одного из святых христианской церкви.

Вопрос: А что такое именины?

Именины – праздник особый. Это день памяти того святого, в честь которого крещен человек. И праздник этот можно назвать днем духовного рождения – ведь связан он прежде всего с таинством Крещения и с нашими соименными небесными покровителями. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях они практически совпадали.

На доске прикреплены сердечки с вашими именами . (сердечки с именами)

Сколько же различных имен у ребят нашего класса.

Вот столько святых ежеминутно находится рядом с нами. Они помогают нам, предостерегают от плохих мыслей и поступков.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.

СЛАЙД 13

Обо всём ли можно просить своего Ангела-хранителя и святого покровителя?

На какие просьбы он не откликнется? Почему?

Вопрос. Можно ли надеяться на помощь святого, если просишь, что-то плохое для других?
Ответ. Нет.

Давайте поиграем в игру «Помощь Ангела ». Я вам буду называть поступки и просьбы, если вы считаете, что в них можно рассчитывать на помощь Ангела, то хлопните в ладоши, если нет, качайте головой.

1. Не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и святого покровителя?

2. Просить помощи для того, чтобы отомстить товарищу.

3. Хорошо учиться.

4. Помогать взрослым.

5. Уважать старших.

6. Ябедничать.

7. Злиться.

8. Просить прощения за плохие поступки.

Теперь вы знаете, у кого из одноклассников, в какой день именины. У нас есть прекрасная возможность доставить друг другу приятное, поздравив с днём именин. Не забывайте, что ваше внимание очень порадует вашего друга, особенно в такой день.

Заключительное слово учителя

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день рождения. Давайте же отмечать именины, и красным днем в календаре мы можем сделать этот день сами.

СЛАЙД 14

(В исполнении детей звучит песня «Ангел-Хранитель»)

1. C милою улыбкой, сильный и большой

2 .Если я страдаю, плачу и больной,

Знаю, что страдает ангел мой со мной.

Перед ним не скрою в жизни ничего,

Он видит всё и знает всё

Да, ангел мой со мной(2р.)

3. C милою улыбкой, сильный и большой

Ангел мой хранитель, он всегда со мной,

И когда иду я в школу и домой,

Я не боюсь иду спокойно, Ангел мой со мной. (2 р)

- В память о нашем празднике мы вам дарим подарки: вот таких ангелочков. Пусть они всегда будут рядом с вами!

(Подарки для гостей)

Рефлексия: презентация «Молитва»

Литература, использованная при подготовке урока:

1. Сурова. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. Клин. 2004.

2. Шевченко пособие для учителя. 1-й год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва. 2006.

3. Шевченко культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006.

чтобы в игровой, познавательной форме дать знания или закрепить имеющиеся знания по теме.

Цели и задачи:

Познавательные: на примере старших или более образованных детей, в коллективной игре ознакомится с миром Ангелов, небесной иерархией.

Воспитательные: развить в детях желание изучать и познавать Ангельский мир. Учить детей работать коллективно, заботиться о ближних, помогать в игре (и в жизни) сопернику.

Образовательные: развивать и практические навыки: декламация, рисование, память, развивать умение творчески подходить к решению поставленной задачи, искать наиболее выразительные способы подачи решения.

Используемые материалы:

  • карточки с вопросами (разноцветный картон);
  • лепестки со стихотворными строчками (цветная бумага);
  • контуры – заготовки «Ангел» (картон белый);
  • рисунки детей (собираются в течении учебного года или смены в летнем лагере);
  • карандаши, фломастеры, бумага для рисования;
  • красиво оформленная корзина или блюдо с конфетами (конкурс «Приз на проверку»).

Литература:

  • «Мой Ангел» стихи, Дрофа, Москва, 2001 г.;
  • «Воскресная школа», материалы разных лет;
  • «Закон Божий»;
  • «Православный календарь для новоначальных», Ковчег, Москва, 2000 г.;
  • Журнал «Купель».

Подготовительный этап:

  • Проведение уроков на тему;
  • Проведение уроков рисования на тему;
  • Раздача для индивидуального разучивания стихотворений на тему;
  • Разучивание песен на тему.

Сценарий проведения «Дня Ангелов», посвященного всем чинам небесным.

В празднично украшенном классе собираются дети. На стенах детские рисунки на тему «Ангелы». Учитель предлагает всем вместе пропеть молитву на начало всякого дела. Дети с учителем поют «Царю Небесный…».

Учитель:

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Господь открывает свою волю высшим Ангелам, а они просвещают остальных.

Ведущий (из старших школьников или вожатая лагеря):

А каждому христианину при крещении Господь дает Ангела – хранителя. «Ангела – хранителя вам» – обычно напутствуют любящие вас люди.

Ангел – хранитель помогает вам в жизни, оберегает от бед и несчастий, хранит от дурных мыслей и поступков, заботится о вас и радуется вместе с вами. Ангел – хранитель очень любит вас и остается всегда самым преданным вашим другом.

Вот мы сегодня с вами и будем говорить и вспомнить о наших самых преданных друзьях и о посланниках Божиих – об Ангелах.

Ведущая помогает ребятам разделиться на две команды (равносильные) и выбрать капитанов.

1 задание: «Название команды»

После короткого совещания команды оформляют и показывают таблички с названием:

«Белый голубь».

НЕБЕСНЫЙ

ПОКРОВИТЕЛЬ

2 задание : «Стихотворения».

Какая команда больше расскажет стихов на заданную тему, дети говорят по очереди из каждой команды.

Ведущий отмечает очки на большом листе, соответственно под названием каждой команды.

Затем из лепестков – строчек команды собирают стихотворение рис.1 и рис.2 (на скорость и чтение с выражением).

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там меж сосен изумрудных,

Блещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных

Звон церковный льется вдаль .

Колокола.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

3 задание: «Рисунок».

Каждая команда получает картонный контур – заготовку и, после сигнала ведущего начинает рисовать.

Необходимое условие: рисует вся команда (одновременно или по очереди) коллективно. Учитывается и время исполнения и форма выражения.

Ведущий подводит итог данного конкурса.

4 задание: «Музыкальное».

Ведущий :

«Ребята, а какие песни вы знаете или церковные песнопения, где упоминается об ангелах. Давайте споем».

Дети вспоминают сами, или ведущий помогает:

  • «Рождество Христово, ангел прилетел»;
  • «Ангелы в небе песнь воспевают»;
  • «Ангелы в небе высоко живут»;
  • «Ангел вопияше Благодатней»;
  • и другие, чем больше вспомнят дети, тем лучше.

Ведущий:

А сейчас попросим наших гостей (если присутствуют родители, или старшие школьники, певчие церковного хора) участвовать в нашем празднике.

Старшие девочки исполняют песню «Благовещение»

«Ты была единая от нас

Днем Твоей мечтой служила пряжа»

из сценария праздника «Богоизбранная Отроковица» газета «Воскресная школа».

Мальчик исполняет на пианино музыкальную пьесу.

5 задание: «Викторина»

Ведущий :

Давайте ребята, поверим наши знания, проведем викторину «Мой Ангел дорогой». Вот у меня двенадцать цветных квадратиков, а на них вопросы (рис.6). Я буду задавать вопрос, а вы отвечаете. Очко за каждый правильный и полный ответ! Вопросы разные, и простые и сложные.

1.

В каких событиях священной истории были посланы

Ангелы – благовестники?

2.

Имя Ангела, который благовестил Деве Марии?

3.

Какой цветок он держал в руках?

4.

Назовите иерархию небесных чинов с высшего до низшего

5.

Кто такие Архангелы?

Сколько их?

6.

Назовите имена Архангелов

7.

Кто такие Ангелы?

8.

Как на иконах изображается Ангел – хранитель?

9.

Какой день называют именинами?

10.

Назовите свой день Ангела. Кто ваш небесный покровитель?

11.

Расскажите житие своего небесного покровителя

12.

Назовите день Ангела ваших родителей

Ведущий:

Молодцы ребята, с вами интересно! Я тоже могу вам кое-что рассказать.

Ведущий с выражением рассказывает наизусть детям какой-либо рассказ, где упоминается о помощи Ангелов. (например, «Подарок ангела» журнал «Купель»).

Учитель:

Спасибо, во все приняли участие в нашем празднике, и пока наш ведущий подсчитывает очки и баллы каждой команды, мы с вами получше рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали.

Просмотр и оценка работ совместно всей группой детей. Учитель подчеркивает достоинства работ светлых, нежных, добрых, отражающих наиболее полно тему. Детям предлагается выбрать изображение «Самого доброго Ангела», «Самого пламенного Ангела», «Самого быстрого…». В зависимости от характера, выразительности рисунков можно подыскать и другие определения.

Ведущий:

Итак, мы может подвести итоги: команда «Небесный покровитель» получила 12 баллов, а команда «Белый голубь» … 12 баллов (такое совпадение оказалось случайным, но в любом случае равных и неравных баллов ведущий проводит последний конкурс).

6 задание: «Приз на проверку».

Ведущий:

На это самое ответственное задание вызываются два капитана. Вот вам приз – корзина с конфетами, что с ней делать?

Ученики:

Съесть. Отдать победителю. Разделить.

Ответы не принимаются ведущим. Наводящими вопросами и рассказами из Евангелия ведущий подводит к правильному ответу: «Отдать все другому, другой команде например».

Ведущий в заключении читает стихотворение «Молитва Ангелу — хранителю» П. Вяземского:

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи:

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Учитель:

Многие из поэтов, чьи стихи мы сегодня слышали, кто лирой стремился достичь горных вершин, верили, что рядом с каждым из них – Ангел – хранитель. И я от всего сердца хочу пожелать Ангела – хранителя вам! На этом праздник завершается. Все читают молитву «Достойно есть».

Затем общение гостей, детей можно продолжить за чаем (дети с большим интересом обсуждают праздник, конкурсы и задания).

Екатерина Ивачева

План-конспект занятия

«»

Цель : обучить технологии изготовления подарочного сувенира «Рождественский ангел » из ткани.

Задачи :

Образовательная :

1. Познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с технологией изготовления рождественских ангелов .

Воспитательная :

1. Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

2. Создание условий для развития духовных качеств воспитанников.

3. Воспитание аккуратности, терпения

Развивающая :

1. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Форма занятия : групповая, индивидуальная.

Оборудование : мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение : инструкционные карты по теме «Изготовление Рождественского ангела » .

Инструменты и приспособления : игла, кисточка, ножницы

Материалы : ткань (подклад на синтепоне) 10 х 20, нитки белые, тесьма 15 см, фольга.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, наглядный.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Приветствие педагога, проверка готовности.

2. Теоретическая часть.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумаете и ответите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии

БОЖИЙ ДАР

Крошку-ангела в сочельник

Бог на землю посылал :

“Как пойдешь ты через ельник,

Он с улыбкою сказал, -

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне”.

И смутился ангел-крошка :

“Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать?”

“Сам увидишь”, - Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет…

Вскинув елочку на плечи,

Ангел с радостью идет…

Загляните в окна сами, -

Там большое торжество!

Елки светятся огнями,

Как бывает в Рождество .

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить ,

Чтоб узнать, кому он должен

Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных

Много видел он детей. –

Все при виде божьей елки,

Все забыв, тянулись к ней.

Кто кричит : “Я елки стою!”

Кто корит за то его :

“Не сравнишься ты со мною,

Я добрее твоего!”

“Нет, я елочки достойна

И достойнее других!”

Ангел слушает спокойно ,

Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,

Каждый хвалит сам себя,

На соперника с испугом

Или с завистью глядя.

И на улицу, понурясь,

Ангел вышел… “Боже мой !

Научи, кому бы мог я

Дар отдать бесценный Твой!”

И на улице встречает

Ангел крошку , - он стоит,

Елку Божью озирает, -

И восторгом взор горит.

Елка! Елочка! – захлопал

Он в ладоши. – Жаль, что я

Этой елки не достоин

И она не для меня…

Но снеси ее сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость, -

Стоит елочки она!

Пусть не плачется напрасно!”

Мальчик ангелу шепнул .

И с улыбкой ангел ясный

Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом

С неба звезды сорвались

И, сверкая изумрудом,

В ветви елочки впились.

Елка искрится и блещет, -

Ей небесный символ дан;

И восторженно трепещет

Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,

Ангел , тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар, принес.

Ф. М. Достоевский

Рождественский ангел - это символ приближающегося праздника. Тема нашего занятия «Изготовление куклы Рождественского ангела » . В религиозном представлении ангел - сверхъестественное существо, изображаемое в виде прекрасного крылатого отрока, считающееся вестником Бога. Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит.

Вопросы :1. Как вы себе представляете ангела ? Как он может выглядеть в вашем представлении? (Ответы)

2. Скажите, пожалуйста, что это у ангела над головой жёлтого или золотого цвета? (Ответы) Сияние в виде светлого кружка вокруг головы символ святости называют – нимбом.

Никто из людей никогда не видел ангелов , поэтому в представлении людей они выглядят по разному : одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей, другие в виде женщины в белом одеянии, многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель . Чтобы это чистое, светлое и хорошее было всегда рядом люди, используя своё воображение, пытаются сделать ангелов в виде игрушек , кукол.

Ангела принесшего всем людям земли благую весть о рождении Иисуса называют Рождественским . Праздник Рождества – один из самых красивых зимних христианских праздников.

Давняя традиция праздника Рождества – украшать свой дом и рождественскую елку фигурками Ангелов . Кукла «Рождественский ангел » дарилась на Пасху или в Рождество . Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов , а на Рождество – белых и голубых . Она использовалась как елочное украшение, а так же вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Во всяком случае, я в это верю!

Народная кукла всегда изготавливалась с любовью особой тщательностью и по правилам. При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо.

Смастерить ангелочков можно из различных материалов. Я предлагаю вам посмотреть и сравнить ангелов , которые были изготовлены разными людьми .

Демонстрируются слайды с образами ангелов .

Наш ангелочек изготавливается из ткани . Это подкладочная ткань на синтепоне. Важно при работе над ангелочком , думать о хорошем, представлять какую радость мы доставим тем, кому подарим нашу игрушку.

Внимательно рассмотрим нашу поделку :

Из скольких частей она состоит? (голова, крылья, туловище, нимб) .

Пожалуйста, посмотрите на слайды, здесь представлена технологическая последовательность изготовления ангела (комментарий педагога по каждому слайду) .

3. Практическая часть.

Приступая к работе, повторим правила Т/Б при работе с ножницами, Т/Б при работе с иглой.

Педагог демонстрирует приёмы изготовления ангелочка .

Выкраиваем две детали из ткани на синтепоне (круги диаметров 7-8 см) ;

В центр одного круга кладём немного ваты и обвязываем ниткой, формирую голову ангела ;

Расправляем крылышки;

Второй круг складываем пополам, формируем конус и приклеиваем его вокруг зубочистки;

Затем приклеиваем к конусу крылышки

Теперь, пожалуйста, повторите последовательность изготовления ангела , используя инструкционную карту.

Сейчас, я предлагаю нам приступить к выполнению работы. Соблюдайте технологическую последовательность изготовления ангела , используйте инструкционные карты.

Практическая работа воспитанников. Когда задание выполнено, организуется выставка работ учащихся.

4. Заключительная часть.

Педагог : Сегодня, Вы научились изготавливать Рождественского ангела . Полученные знания вам пригодятся : вы можете научить делать ангелов своих родных , сестрёнку, братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Давайте вспомним, какие традиции существовали в России при изготовлении народных кукол (При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо)

Хотелось бы отметить, Вы работали быстро, дружно, успешно и аккуратно справились со всеми пунктами технологической карты.

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.

Желаю вам, чтобы сделанные вами ангелы вас всегда охраняли , защищали, давали советы. На этом наше занятие закончено .

Урок 10. Учение об ангелах. АнгелХранитель человека, семьи, страны

Задачи:

· ребёнок узнает, что по православному вероучению, ангелы - духовные существа, сотворенные Богом прежде сотворения видимого мира, которые исполняют Божии повеления и возвещают людям Его волю;

· заинтересуется образом Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах;

· задумается о том, что человек, творящий зло, согласно православному вероучению, остаётся без защиты перед силами зла.

№ м-ф

Названия медиафайлов

Ангел Хранитель

«Ангел»

03/видео

Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с

04 видео

Ангел- вестник: 1 мин 22 с

Благовещение

Рождество Христово

07/ видео

Херувимы и Серафимы: 1 мин 36 с

Ангел Хранитель

09/видео

Падение Денницы: 1 мин 45 с

10 /видео

Ангел Хранитель: 1 мин

Святитель Василий Великий

Ангел Хранитель

Звёздное небо

Венчание

Макарий Египетский Великий

Явление Ангела пастухам

Рефлексия

Ребята, я всё смотрю на рисунок Святой Руси, который у нас получается, и не могу глаз оторвать! Как хорошо, что у Святой Руси так много тех, кто её оберегает. Это и Сам Господь Иисус Христос, и Богородица, и чудотворные иконы, и святые, и люди, хранящие веру Православную, и даже колокольный звон охраняет и оберегает Святую Русь!

· Ребята, как вы думаете, может ли у государства быть Ангел

Хранитель? (Предположения детей)

По православному вероучению, Ангел Хранитель даётся не только человеку, но и государству. Так при крещении Русь получила своего Ангела Хранителя.

На уроках мы уже не раз говорили об ангелах. Но что это за существа? Много ли их? Что делают? Как живут?

· Ребята, как бы вы изобразили ангела? (Прекрасный юноша, в белоснежной одежде, со светлым ясным лицом, с белыми крыльями…)

· А какие чувства вызывает у васимя - Ангел? (Радостные, светлые, нежные…)

· Что вы знаете Ангеле Хранителе? (Ответыдетей)

Сейчас вы, познакомившись с высказываниями людей об ангельском мире, заполните первую часть таблицы «Точка зрения»:

· Поставь плюс (+), если согласен с высказыванием или минус (-), если не согласен

№ пп

Высказывания людей

В начале урока

В конце урока

Ангелы сотворены одновременно с сотворением Земли

Живут на небе

Все ангелы равны

У ангелов нет имён

Ангелы были созданы со свободной волей (т.е могут выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом).

Ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить

У нас с ангелами общая твердь

Ангелы являются людям с вестью отБога.

Сопровождают человека с момента рождения

10. А что думаешь ты об ангельском мире?

В начале урока:_________________________________________

_______________________________________________________

В конце урока: __________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

У подавляющего большинства людей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном, о чём-то таком, к чему невольно тянется душа. (м-ф 01. Ангел Хранитель. Икона).

Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела (м-ф 02. Ангел ). Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», « ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение - «Ангельское пение!»

· А как скажут про семью, члены которой живут во взаимном согласии, взаимной любви, где всё проникнуто тихостью, кротостью, необыкновенным миром? (Живут, как ангелы).

Кроме нашего внутреннего чувства, об ангельском мире говорити Священное Писание.

Библия точно не говорит о времени сотворения ангелов, но там сказано, что когда сотворены были звёзды, а это какой день творения? (4-й), ангелы восхвалили Господа великим гласом . Эти слова показывают, что ангелы сотворены прежде видимого нами мира и человека (м-ф 03/видео. Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с).

По учению Святой Церкви, ангелы сотворены из ничего, внезапно увидев себя сотворёнными в чудном изяществе и блаженстве. Они сразу ощутили благодарность, благоговение и любовь к своему Творцу .

· Где находится ангельский мир?

Как мы помним, в начале Бог сотворил небо, т. е. ангельский мир и землю, т. е. первичную материю из которой впоследствии был сотворён наш видимый мир. Во второй день творения Господь создал твердь, т. е. некую перегородку, которая отделяет небо, т.е ангельский невидимый мир от земли, т. е. от нашего видимого мира. У нас с ангелами общая твердь - небо: ангелы наднебесные - над небом, а мы поднебесные -под небом. Небо второго дня(твердь) - это духовный горизонт, за которым иной мир.

Слово Ангел обозначает«посланник», «вестник» (м-ф 04/видео. Ангел-вестник: 1 мин 22 с ).

· Как вы думаете,Кто, куда и зачем посылает ангелов? (Ответы детей).

Ангелы - служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной.

Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью отБога.

· Вы уже знакомы с двумя важнейшими событиями, о которыхлюдям возвестили Ангелы. Вспомнили? (Благовещение: м-ф 05, Рождество Христово: м-ф 06).

В ангельском мире царит порядок и дивная гармония. Ангелы различаются по чинам.

· Как вы понимаете слово «чин»? (Достоинство, звание, сан)

Высшие чины - это херувимы и серафимы, самые приближённые к Богу ангелы (м-ф 07/видео. Херувимы. Серафимы: 1 мин 36 с ) и низшие чины: наши ангелы - хранители (м-ф 08. Ангел Хранитель) , самые приближенные к человеку Ангелы.Низшие чины ангелов не завидуют высшим чинам.

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён был и человек .

· Что общего у нас с ангелами? (Предположения детей)

Люди, как и ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить, любить, творить добро. Человек, как и ангелы, обладает свободой выбора, свободой последнего решения: быть с Богом или вне Бога.

Ангелы сокрыты от наших взоров, во-первых, потому что состояние человека после грехопадения сделало нас неспособными видеть Ангелов, а во-вторых, чтобы не устрашить, не смутить нас их явлением.

Но иногда ангелы всё же являлись людям воочию, чаще святым. Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий (м-ф 15), суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т. е. все его члены . Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом (м-ф 16. Явление ангела пастухам).

Рефлексия (см. урок 1)

«Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Творение иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския . 4 изд. Сергиев Посад 1900г. с. 16