Церковь святой елизаветы венгерской. Русский православный храм святой праведной елисаветы в висбадене Храм св елизаветы

Можно встретить две версии того, как была заложена церковь - первая гласит, что она основана графиней Сапари, а согласно второй, ее строительство начал сам император Франц Иосиф в память о погибшей супруге Елизавете. Но истина, как всегда, где-то посредине. Костел действительно был построен при содействии графини Сапари, которая имела большое влияние в обществе. Изначально на месте церкви Святой Елизаветы существовала небольшая часовня для учащихся Королевской гимназии, но она не могла вместить в себя всех желающих. И тогда было принято решение возвести храм, который стал бы доступен не только для учеников, но и для других жителей.

В августе 1909 года был заложен фундамент Голубой церкви, а уже в ноябре император одобрил ее проект и пообещал свою помощь в этом деле. Строительство было окончено в 1913 году. Главным архитектором нового костела стал Эдён Лехнер, а известный в скульптор Алоис Ригель создал для него мраморную статую супруги Франца Иосифа, которая сегодня находится в приходском доме.

Сегодня церковь Святой Елизаветы составляет единый архитектурный ансамбль с находящейся рядом Католической гимназией. Оба здания, а также домик священника, были спроектированы Эдёном Лехнером в одном стиле.

Как добраться

До Голубого костела можно доехать следующим транспортом:

  • Трамваями - маршруты № 4, 11, 12, 13, 14;
  • Автобусами - маршруты № 50, 95, 128.

Несмотря на то, что храм находится в спальном районе, к нему легко дойти пешком от исторического центра города.

Адрес: Bezrucova 2, Братислава 811 09.

Церковь Святой Елизаветы на карте

На что обратить внимание

К церкви Святой Елизаветы стоит прогуляться даже в те дни, когда она не работает, ведь оригинальный вид этого здания и его отделка стоят того, чтобы на них полюбоваться. Стены здания выложены голубой майоликой, благодаря чему он и приобрел свое второе имя. Все архитектурные элементы сделаны плавными и округлыми, словно перетекающими друг в друга, что создает интересный дизайн «пряничного домика».

Обратите внимание на мозаику над входом - она отображает известную историю из жизни святой. Будучи женой ландграфа Людвига, Елизавета много времени посвящала благотворительности, но, согласно легенде, знатный супруг был против раздачи щедрой милостыни. И вот однажды, когда она несла хлеб для бедных в подоле фартука, муж потребовал показать, что там спрятано. Отдернув же подол, Людвиг увидел, что вместо хлеба там оказались розы. Справедливости ради стоит отметить, что у историков другое мнение - считается, что на самом деле ландграф поддерживал свою супругу.

Экскурсии

Поскольку Голубая церковь является действующим католическим храмом, сюда можно бесплатно войти в любой день в рабочее время.

Часы работы:

  • С понедельника по субботу - с 07:00 до 07:30 и с 17:30 до 19:00;
  • В воскресенье и в дни католических праздников - с 07:30 до 12:00 и с 17:30 до 19:00.

Каких-либо экскурсий здесь не проводится, но осмотр храма входит в программу многих экскурсионных туров по , предлагаемых туристическими бюро.

Когда лучше посетить

Оптимальное время для прогулок по Братиславе - конечно же, лето. Если вы хотите осмотреть костел внутри, выбирайте будни, поскольку в выходные здесь часто проводятся венчания. Внутреннее убранство храма не отличается особой роскошью, но здесь есть несколько фресок и красивый алтарь с изображением святой.

Замечательное классическое здание церкви св. Елизаветы Венгерской (L’église Sainte-Élisabeth-de-Hongrie) в парижском квартале Марэ интересно не только изысканным убранством интерьеров, но и как концертный зал классической музыки под сводами которого звучат произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Д. Каччини и А. Вивальди.

Историческая миниатюра

Первый камень в основании церкви Св. Елизаветы был заложен в 1628 году При начале строительства под руководством каменщика и архитектора Луи Нобле присутствовала королева Мария Медичи.

Возведение храма растянулось на несколько десятилетий и было завершено Мишелем Видо только в 1646 году. При состоявшемся 14 июля освещении церкви во имя св. Елизаветы и Богоматери Милосердия присутствовала ещё одна французская королева, Анна Австрийская и будущий кардинал Реца Жана-Франсуа де Гонди.

Первоначально церковь принадлежала женскому монастырю францисканского ордена, сестры которого опекали пожилых прихожан и занимались образованием юных девушек. Среди воспитанниц монастыря была и дочь Мольера Эспри-Мадлен Поклен.

С 1938 года храм стал собственностью Суверенного Мальтийского ордена. В годы Второй мировой войны каноник церкви св. Елизаветы Альбер Меркаде предоставил в ней тайное убежище для десятков еврейских семей. В память о его гражданском подвиге в 2015 году на фасаде храма установлена мемориальная доска с именем священника.

Архитектурные арабески

По оригинальному проекту церковь св. Елизаветы имела лишь один неф к которому примыкали четыре часовни. В начале XIX в. храм стал приходской церковью. Для его реконструкции был приглашен архитектор Этьен-Ипполит Годде. По его проекту был перестроен хор, возведены амбулаторий и ещё две часовни с левой стороны.

Обновленный фасад церкви св. Елизаветы возведён в барочном стиле. В его тимпане размещена пьетта, выполненная скульптором Жозефом-Мишелем Полеттом. В годы Второй империи в нишах были установлены четыре статуи. В верхнем ряду по сторонам центрального окна с часами находятся скульптуры св. Елизаветы Венгерской и св. Франциска Ассизского. Ниже их расположены фигуры св. Луи и св. Евгении.

Кладезь искусства

Интерьеры церкви св. Елизаветы отличаются большим разнообразием декора. Вдоль всего центрального нефа проходит фриз с изображениями литургическим символов и орудий Страстей Господних. Деревянная кафедра священника украшена резными фигурами херувимов.

В 1845 году каноник Илайя Жюселин для украшения интерьеров амбулатория на собственные средства приобрел 100 деревянных панелей со сценами из Ветхого и Нового заветов из аббатства св. Варвары в Аррасе. Здесь же находится триптих с изображениями распятия Иисуса Христа, Богородицы и св. Иоанна. На стенах амбулатория художниками Германом фон Боном, Адольфом Рожером, Полем Жюрди и Жаном-Луи Безаром в середине XIX в. написаны фрески «Благовещение», «Семь таинств», «Страшный суд», «Милосердие».

Перед хорами храма установлены 4 дорические колонны, а в полукуполе над ним Жаном Ало написана фреска «Прославление св. Елизаветы Венгерской ангелами на небесах». В алтарной зоне установлены бронзовый барельеф со сценой Воскресения, деревянная статуя Девы Марии и витражи работы Лабина «Чудо роз» и «Канонизация св. Елизаветы Папой Григорием».

Большой вклад в оформлении интерьеров церкви св. Елизаветы внёс возглавлявший приход в 1923-1947 годах внёс священник и коллекционер произведений искусства Альбер Меркаде. При нём были возведены новая колокольня взамен разрушенной во время революции, ризница и обновлен орган.


Замечательные витражи с образами Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, св. Иосифа выполнены мастерами Севрской мануфактуры по эскизам Абеля де Пуйоля. В часовнях храма размещены несколько пьет XVI в, гипсовая скульптура св. Елизаветы работы Луи-Дени Кэльуетта, картины Мерри-Жозефа Блоделя, Абеля Пуйоля и анонимных авторов.

В 1985 году при поддержке мэрии Парижа была проведена всесторонняя реставрация церкви. В начале XXI в. она была центром религиозных торжеств в честь столетия канонизации Елизаветы Венгерской и годовщины со дня рождения св. Мартена. Благодаря превосходным акустическим характеристикам церковного зала и новому органу церковь св. Елизаветы постоянно используется как концертный зал классической музыки и место выступления вокальных коллективов.

Как добраться

Адрес: 195 Rue du Temple, Paris 75003
Телефон: +33 1 49 96 49 10
Сайт: www.sainteelisabethdehongrie.com
Метро: République, Arts et Métiers
Обновлено: 04.07.2018
Последние года три усиленно реставрировалась, камнем вымостили вокруг, купола позолотили и крест восстановили (с восточной стороны на малом куполе был повреждён), что радует более всего. Сейчас она во всей красе. Мне нравится фотография. Когда всё расцветёт, то из-за зелёной листвы всей красоты уже не увидишь. Её вообще очень трудно сфотографировать.

восточный фасад 2005 год

южный фасад (этот фасад смотрит на Висбаден, церковь находится на горе Neroberg), апрель 2012

западный фасад, вход, апрель 2012

Церковь Святой Праведной Елизаветы. ..расскажу...
Russische Orthodoxe Kirche in Wiesbaden.(Griechische Kapelle)
Храм из светлого песчаника в русско-византийском стиле. В качестве образца архитектор Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) взял постройки К. А. Тона. Константин Тон (1794 —1881) русский архитектор немецкого происхождения, разработавший русско-византийский стиль храмового зодчества. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Архитектор церкви в Висбадене Филипп Гофман (Philipp Hoffmann 1806-1889) специально ездил в Россию (1846-47г.г.) для изучения особенностей русской храмовой архитектуры. Ему очень понравился Храм Христа Спасителя в Москве.

Заглянула в Вики: "Храм рассчитан на 400 человек". Очень сильно сказано.
На мой взгляд, 15-20 посетителей уже заполняют всё внутреннее пространство, если речь не идёт о том, чтобы они стояли плотными рядами, плечом к плечу.

Золочёные купола, центральный имеет высоту 9 м...??? может быть, имеется ввиду высота купола внутри помещения, высота здания существенно выше, не найти данных в сети.

Алтарь.
Высокий трехъярусный иконостас воспроизведён по рисункам Гофмана (Philipp Hoffmann 1806-1889) из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом. Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной (мать Елизаветы, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, русская великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича).
Алтарная преграда-иконостас и золотые (царские) ворота расположены на восточной стороне, за ними находится святилище. Ворота открываются только во время богослужений. Слева от царских врат: Архангел Гавриил, Дева Мария. Справа от царских врат: Иисус Христос и Архангел Михаил, побеждающий дракона.
Над вратами изображена сцена Тайной вечери, рядом с которой можно видеть изображения, справа: Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, Св. Великого князя Владимира (который крестил русский народ) и св. Императрицы Александры Федоровны (? речь о супруге императора Николая I или об Александре Фёдоровне, супруге Николая II, именно она была канонизирована, её портрета на фотографии алтаря, представленной ниже, уже не видно, алтарь показан не полностью) ....слева: Св. Василия Великого, Св.Анны, Св. Императора Константина и Св. Великомученика Георгия.

Третий ряд иконостаса украшен изображениями святых: справа-апостол Пётр, слева-апостол Павел и в середине евангелисты Иоанн, Марк, Лука и Матфей.
Все иконы иконостаса работы Тимофея Андреевича Неффа (при рождении Тимолеон Карл фон Нефф, нем. Karl Timoleon von Neff 1805-1877). В 1839 году он исполнил живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе образ «Тайной Вечери». За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Преподавал в Академии Художеств; состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа. С 1865 года — член Совета Академии Художеств.
почтовая открытка

почтовая открытка

Свод
Фрески, украшающие свод- работы придворного художника Jakobi, О. Р. Якоби. роспись купола — Август Хопфгартен. Купол: можно видеть двенадцать фигур ангелов в центре купола -"Всевидящее око", что является необычным для традиционных канонов православной иконописи.
Всевидящее Око появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным.

В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

Иконы Спасителя и Божией Матери, икона Св.Великого князя Александра Невского и другие.
Царские врата- золото по дереву.
На северной стороне находится полукруглая глубокая ниша, в которой расположен саркофаг из каррарского мрамора, мраморные фигуры Великой княгини Елизаветы в окружении двенадцати святых апостолов, по углам женские фигуры, символизирующие Веру, Надежду, Любовь и Бессмертие.

вход
Здание имеет два входа, с запада и с юга (закрыт). Над главным входом с западной стороны находится медальон с изображением Св.Елены (мать римского императора Константина), медальон с южной стороны с изображением Св. Елизаветы, медальон с восточной стороны- Архангел Михаил. Для набожных людей и туристов служит вход с западной стороны, расположенный напротив алтаря. Южный вход использовался только членами фамилии герцога и представителями дворянства, закрыт с 1917 года.

В 1844 году состоялось бракосочетание герцога Адольфа-Вильгельма Нассауского и великой княжны Елизаветы Михайловны . Великая княжна Елизавета Михайловна (26 мая 1826, Москва—28 января 1845, Висбаден) — дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; внучка Павла I. Михаил Павлович (1798—1849)-четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны, самый младший ребёнок, единственный порфироносный из детей Павла I, т.е. родившийся в период его правления, младший брат императоров Александра I и Николая I.

В 1843 году Лили стала невестой герцога Адольфа-Вильгельма. Этот брак едва не стал причиной разрыва с семьей Николая I. Елена Павловна давно лелеяла мечту о том, чтобы выдать старшую дочь Марию Михайловну за наследного принца Баденского, а младшую Елизавету, сделать женой герцога Адольфа. В это же время Николай I и Александра Федоровна остановили на нём выбор в качестве жениха для великой княжны Ольги. Император, заботясь о мире в императорском доме, принял решение, что принц волен сам сделать выбор между двумя двоюродными сёстрами. Но великая княгиня боялась, что принц Адольф отдаст предпочтение царской дочери в ущерб её дорогой Лили.

Герцог Адольф, неожиданно для Николая I, попросил у него руки его племянницы. Свадьба Великой Княжны Елизаветы Михайловны с 27-летним правящим герцогом Нассау Вильгельмом Августом Карлом Фридрихом (1817-1905), ставшим позднее первым в истории Великим герцогом Люксембург Адольфом I, державные потомки которого и теперь занимают престол Великого герцогства, состоялась 19 января (1 февраля) 1844 года в Петербурге в Михайловском дворце.

Трагическую роль сыграла долгая изнурительная дорога Елизаветы Михайловны в Германию зимой 1844 года, в дороге она простудилась и заболела, болезнь приняла хроническую форму и существенно ослабила силы беременной Лили. Елизавета Михайловна скончалась в Висбадене 16 (28)января 1845 года в результате тяжелых родов вместе с новорождённой дочерью. Ей не было и 19 лет...
В соответствии с законом об императорской фамилии великая княгиня Елизавета Михайловна, внучка царя Павла I, получила от государства Российского приданое в 1 миллион рублей серебром. Ей предоставлялось право пожизненного пользования доходами с этого капитала из расчёта 4% годовых, то есть 40 тысяч рублей в год. Она задумала создать детскую больницу - первую в городе - и назначила ежегодную сумму на её содержание из своих доходов. (Впоследствии открытая в 1845 году больница была названа в память её основательницы «Елисаветинской» (Elisabeth-Heilanstalt), а врачом при ней состоял А. Вейзенталь, личный доктор Елизаветы, приехавший с ней из Петербурга.

Подавленный горем герцог Нассау Адольф I шесть лет носил траур по Августейшей супруге. Приданое, 1 млн.рублей серебром, герцог Адольф-Вильгельм использовал на строительство православного храма в Висбадене. Для постройки храма герцогом было выбрано место, возвышающееся над городом, называемое Нероберг. С этого места храм с пятью золотыми куполами и золотыми крестами на фоне зеленого леса виден не только из разных концов Висбадена, но и со стороны находящегося в Бибрихе (Schloß Biebrich) герцогского дворца (предместье Висбадена на берегу Рейна), в котором герцог Адольф и молодая герцогиня Елизавета провели год своего супружества.

Освящение храма в честь Св. Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, имя которой носила Елизавета Михаиловна, состоялось 25 мая 1855 года.

6(18) октября 1896 года, во время своего пребывания в Висбадене, государь император Николай II в сопровождении своей супруги императрицы Александры Федоровны посетил храм Св. Праведной Елизаветы. Чтобы сохранить этот храм в русских владениях, Император Николай II приобрел на свои личные средства не только сам храм, но и большой участок леса примыкающего непосредственно к храму. Теперь всё это владение принадлежит Русской Православной Церкви Зарубежом.

Здание храма 2 раза было запечатлено на марках государственной почты Германии 1991 и 1993 г. Марки одинаковые, отличия лишь в цене: 4 June 1991-170 pfennig, 12 August 1993- 41 pfennig

Grand Duchess Elizabeth Mikhailovna of Russia,
Duchess of Nassau
Portrait by Vladimir Hau

Elizaveta Mikhailovna print after Daffinger

княжна Елизавета Михайловна

Herzog Adolph von Nassau

Романтичный Синий костел святой Елизаветы расположен за пределами исторического центра Братиславы, но до него можно добраться пешком минут за 20. Этот католический храм местные жители нежно называют «костеликом». Его часто используют для венчаний, поэтому субботы сюда приходить не стоит, чтобы не помешать чужому торжеству.

Костел в стиле Сецессиона был построен по настоянию графини Г. М. Сапари недалеко от Старого моста в 1909-1913 годах. Но городская легенда утверждает иное. Поговаривают, будто этот костел заложил император Франц Иосиф, скорбя о своей нелепо погибшей от рук убийцы супруге Сиси.

Как бы там ни было, для строительства костела воспользовались услугами знаменитого архитектора Эдена Лехнера. Поначалу церквушку с одним овальным нефом использовали в качестве школьного храма, потому что костел считался частью гимназии, возведенной в той же архитектурной манере. Здание учебного заведения располагается рядом с костелом. В таком же стиле построен и домик для священника.

Над костелом на высоту 36,8 м возносится башня овальной формы с циферблатом и колоколами. Она увенчана крестом. Рассматривать детали оформления костела можно бесконечно. Над центральным входом в храм расположена мозаика с изображением святой Елизаветы, которая была венгерской принцессой и родилась в местном замке. Церковь имеет необычный интерьер, выполненный в бело-синих тонах.

Интересно, что именно церкви святой Елизаветы выпала честь представлять архитектуру Словакии в брюссельском парке миниатюр.

Захотелось все же подробней расказать о так называемой тюремной Елизаветинской церкви и о святой Праведной Елизавете. Церковь очень красива и празднична - каменные причудливо украшенные наличники, декорированные закомары, характерные колонны, поддерживающие купол колокольни - все напоминает о русском узорочье XVII века, в переработанном, переосмысленном зодчими XIX столетия варианте. Лучшие виды этой церкви проявляются только с земляных валов Дмитровского кремля. Вот мы и рассмотрим все детально и с удовольствием.

Тюремная Елизаветинская церковь с шатровой колокольней построена на средства жены владельца фабрики «Покровская мануфактура» Елизаветы Семеновны Ляминой. Храм был построен в 1897-1898 годах году в псевдорусском стиле для уездной тюрьмы для «духовного окормления заключенных» по проекту зодчего С.К. Родионова кто был ярким выдающимся представителем неорусского стиля и неоклассицизма. По его проектам были созданы многие сооружения в Дмитровском районе: Покровская церковь в Жестылево, Троицкий собор в Яхроме, Троицкая церковь в Сысоево, гимназия в Дмитрове, Колокольня Тихвинской церкви в Глухово. А также Родионов был автором перестройки знаменитой Спасской церкви в Ведерницах.
02.

С 1840-х гг. на Дмитровском валу стал формироваться ансамбль присутственных мест - дом полицейского управления, здание уездной тюрьмы и помещения для размещения стражников и "обслуги" тюрьмы. Таким образом, в течение пятидесяти лет сформировался "довольно удобный для охранных целей" почти замкнутый квадрат с внутренним двором, который и выбрал для постройки нового храма архитектор.
03.

Архитектура Елизаветинской церкви представляет интерпретацию форм XVII в. и резко контрастирует с официальностью соседних построек. Специфика заказа определила ряд своеобразных черт постройки. Металлические узорные оконные рамы заменяют решетки. В интерьере вдоль стен, на уровне второго яруса помещался балкон для конвоя и хора с входом через паперть. Новый храм был освящен 26 сентября 1898 года митрополитом Московским Владимиром в честь небесной покровительницы Елизаветы Семеновны святой праведной Елисаветы, матери святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.


Святая Елизавета Праведная

Праведная Елисавета (ивр. ‏«почитающая Бога», «заклинающая Богом», греч.) была матерью Иоанна Крестителя, супругой священника Захарии. Согласно апостолу Луке, она являлась двоюродной сестрой девы Марии - происходила из рода Ааронова. Елисавета жила в Вифлееме и была старшей сестрой святой Анны - матери Девы Марии. Елизавета Праведная традиционно изображается пожилой женщиной так как чудесным образом зачала Иоанна Креастителя в преклонных годах. Основным эпизодом евангельской истории этой героини является Встреча Марии и Елисаветы. Мария приходит навестить свою беременную кузину и Елисавета первой рассказывает ей о грядущей судьбе.
04.

Встреча Марии и Елисаветы

"...Елизавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию: «Благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего!» Заслуживающее восхищения смирение - мать великого пророка стоит перед матерью Господа, пожилая - перед юной, и её не терзают ни ревность, ни зависть, но с трепетным благоговением она воздаёт ей должное почтение. Так Елизавета, женщина, которая из-за своей бездетности много лет страдала от людского презрения, была помазана Духом Святым и стала пророчицей... Три месяца обе женщины, обе знаменитых матери, сыгравшие величайшую роль в истории человечества как на земле, так и для вечности, находились вместе. Многие искренне радовались, принимая живейшее участие в этом событии...".


Во время "избиения младенцев" Иродом Елисавета скрывалась с сыном в пустыне, где скала чудесным образом укрыла их от преследования царских воинов. Её супруг Захария отказался отвечать, где они и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном Иоанном продолжала жить в пустыне где и умерла.
05.


Святая Елисавета и пророк Иоанн Предтеча

Греческие синаксари сообщают, что Елисавета умерла через 40 дней после бегства в пустыню, а Иоанна питал ангел до времени его выхода на проповедь. В коптских синаксарях однако сообщается, что Елисавета бежав в Синайскую пустыню умерла там только через 7 лет. Память праведной Елисаветы совершается в Православной церкви 5 сентября и 30 декабря (по юлианскому календарю).
06.

Тюремная церковь просуществовала до 1925 года, тогда же была закрыта и приспособлена под клуб. Позднее в помещении храма размещался склад торга, что привело к полной утрате интерьера.
07.

Одна из специфических черт этой церкви - забранные коваными решетками окна.
08.


09.

Основана церковь на высокообъемном четверике, перекрытым кирпичным шатром с люкарнами на низкообъемном восьмерике с коническими тромпами в основании и завершена высоким резным барабаном и луковичной главой с высоким шпилем креста. Фасады храма разделены пряслами и завершаются развитым карнизом с ярусом кокошников над ним. Высоко расположенные окна церкви имитируют высокообъемный подклет цоколя здания.