История восточной преднауки. Восточная преднаука: общая характеристика Преднаука специфика архаического знания


Древняя преднаука (или пранаука).

Зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока (Вавилон, шумеры, Древний Египет): астрология, доевклидовагеометрия, грамоты, нумерологии.

Особенности древней преднауки: непосредственная связь с практикой; рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый, догматический характер знания.

Процесс вызревания научно-теоретического сознания связывается нами с серией концептуальных революций, обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу, от логоса к преднауке и от преднауки к науке.

Зарождение научных знаний на Древнем Востоке и их особенности

Существует гипотеза, согласно которой из Древнего Египта пришли основные знания и тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов, откуда заимствовали свои знания и Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим. Уже в 6-4-м тысячелетии до н. э. цивилизация Древнего Египта располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и др. Почти одновременно возникшие в Древнем Египте многообразные области человеческого знания – геометрия, анатомия, акустика, музыка, магия и философия – имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем.

В 4-м тысячелетии до н. э. Древний Египет переживал активное развитие. Основой древнеегипетского хозяйства было ирригационное земледелие. Природно-климатические условия страны, в частности, происходившие с точной периодичностью разливы Нила, обусловили ритмичность и цикличность мировосприятия древних египтян, стабильный ритм жизнедеятельности страны. Развитие земледелия повлекло за собой развитие землемерия, как раньше называлась геометрия. Возникли и географические карты, отвечающие потребностям землемерия, т.е. геометрии. Однако это традиционное, исходящее из социальной природы познания объяснение возникновения той или иной области знания. В контексте же египтологии существует версия, согласно которой основные знания точных наук египтянам были переданы от более древней цивилизации; иногда упоминают об атлантах и Атлантиде, впрочем, подобные исторические свидетельства упираются в тупик, имя которому – легенда.

Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6-4-м тысячелетием до н. э., представлена интереснейшей и во многом необычной концепцией освоения мира. Вряд ли ее, как и древнегреческую цивилизацию, можно назвать «детством человечества». Напротив, мощь и и знаковость древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о логике преемственности в культурном развитии человечества. Ведь греки, обязанные своему «древнегреческому чуду» (как именовалась греческая цивилизаиия), знаниям, вывезенным из Древнего Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве.

Известно, что даже знаменитый Пифагор изучал священную математику – науку чисел или всемирных принципов в храмах египетских жрецов. Он даже носил египетскую одежду и пурпурную повязку на лбу. И правильнее было бы говорить о священном знании Древнего Египта, удочерившего Элладу.

По мнению египтолога И. Шмелева, в настоящее время можно определенно сказать, что не греки были первооткрывателями фундаментальных законов, на которых держится связь миров. За тысячи лет до талантливых мужей Эллады жрецы Древнего Египта в совершенстве изучили и овладели секретами, которые заново открывали впоследствии. Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру (то самое «пи», равное 3,4), производили исчисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными. Если следовать утверждению, что наука началась тогда, когда начали мерить, то этот критерий приемлем и к науке древнеегипетской цивилизации. Вклад египетской математики в мировую сокровищницу бесценен, несмотря на существующее представление, что потребности в математике не выходили за пределы элементарных, связанных с обыденной деятельностью. В Древнем Вавилоне математика достигла даже несколько большего развития, чем в Египте. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему исчисления, именно от них идёт традиция делить градус на 60 минут и минуту на 60 секунд. Для умножения и деления они составили обширные таблицы, в том числе таблицы степеней некоторых чисел до десятой степени включительно, пригодные одновременно и для отыскания корней. В Древнем Вавилоне умели решать линейные и квадратные уравнения, правильно вычислять площади прямоугольников, треугольников, трапеций, объёмы куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды.

При этом мы не найдём у древневосточных математиков самого привычного нам элемента математики – доказательства. Правила вычисления заучивались как догма и передавались от одного поколения писцов к другому. Порукой верности служила вековая практика. При этом точные и приближённые формулы не разделялись, если только приближённая формула удовлетворяла практическим требованиям. Так, на практике формула прямоугольника, весьма приближённая, применялась в Египте для расчёта земельных участков, форма которых обычно бывала близка к прямоугольнику, и в этом случае давала достаточную точность. И в Индии, и в Китае того времени мы обнаруживаем большой арсенал практических знаний, умение проводить громоздкие операции с большими числами, но не находим основного звена математики как науки – доказательства.

Ответ на вопрос, чем же так оригинальна, кроме своего бесспорно древнейшего возраста, древнеегипетская преднаука, найти непросто из-за отсутствия полных и систематических источников.

Его можно лишь реконструировать, опираясь на оставшиеся памятники мудрости древних: «Книга мёртвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и т.д.

Поскольку исследование древней науки не является самоцелью, - нам важнопонять корни, динамику структуры, называемой наукой, постольку задачей предпринимаемого анализа является выяснение реальных возможностей древневосточной культуры генерировать науку.

Соотнесение фигурирующего на Древнем Востоке знания с эталоном научного знания показываетследующее.

1. Наиболее развитая по тем временам (до VIв. до н.э.)в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточнаяцивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определённыезнания.

Разливы рек, необходимость количественных оценок затопляемых площадей стимулировали развитие геометрии: активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловили разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправление культов способствовали становлению «звездной науки» и т.д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, хранились, передавались отпоколенийк поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятельность. Однако факт наличия знания сам по себе не конструирует науку. Науку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке?

Знания в самом точном смысле вырабатывались здесь путем популярных индуктивных обобщений, непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма:

а) передача знаний внутри семьи в ходе усвоения ребенком деятельностных навыков старших;

б) передача знаний, которые квалифицируются как идущие от бога - покровителя профессии, в рамках профессионального объединения людей (цех, каста), в ходе их саморасширения.

Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке генезиса знаний - принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путем «насильственного» включения человека в социальную деятельность по профессиональному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критическое обновление наличного знания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологического характера.

2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет собой не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточную активность по анализу, разработке теоретических вопросов – «познание ради познания». Древневосточная же наука была ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое занятие, в Вавилоне функционировала как прикладное искусство, обслуживавшее либо культовую (времена жертвоприношений привязаны к периодичности небесных явлений - фазы Луны и т.п.), либо астрологическую (выявление благоприятных и неблагоприятных условий для отправления текущей политики и т.д.) деятельность. В то же время вДревней Греции, астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

3. Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной. Причины этого во многом определялись характером социально- политического устройства древневосточных стран. В Китае, например, жесткая стратификация общества, отсутствие демократии, равенства всех перед единым гражданским законом приводили к «естественной иерархии» людей (наместники неба - правители), совершенные мужи - «благородные» - родовая аристократия и государственная бюрократия, родовые общинники - простолюдины). В странах же Ближнего Востока формами государственности были либо откровенная деспотия, либо иерократия, означавшие отсутствие демократических институтов.

Антидемократизм в общественной жизни отражался на жизни интеллектуальной. Право решающего голоса, предпочтение отдавались не рациональной аргументации, а общественному авторитету. В соответствии с этим правым оказывался не свободный гражданин, отстаивающий истину с позиций наличия оснований, а наследственный аристократ, власть имущий. Отсутствие предпосылок общезначимого обоснования, доказательства знания, с одной стороны, и принятые в древневосточном обществе механизмы аккумуляции, трансляции знания, - с другой, в конечном счете приводили к с фетишизации. Субъектами знания, или людьми, которые в силу своего социального статуса репрезентировали «ученость», были жрецы, высвобожденные из материального производства и имевшие достаточный образовательный ценз для интеллектуальных занятий. Знание, даже имеющее эмпирико-практическое происхождение, оставалось рационально необоснованным, пребывало в лоне жреческой науки, освященной божественным именем, и превращалось в предмет поклонения, таинство. Так отсутствие демократии, обусловленная им жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке её нерациональный, догматический характер, превратив науку в разновидность полумистического, сакрального занятия, священнодейство.

Решающим условием перехода от преднауки к науке, объективно способствовавшим образованию зачатков структур, приведших к последующему расцвету рациональной мысли, был отказ от особой «логики» мифа, препятствующей оформлению столь фундаментальных принципов научной идеологии, как непротиворечивость, универсальность, инвариантность и т. п. В уме носителя мифологического сознания, которое на ранних стадиях развития также наличествует у ребенка, все сливается в единое целое, все трансформируется во все, в нём не проводится границы между реальным и нереальным, объективным и субъективным, подлинным и мнимым.



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный технический университет – УПИ» имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина

Филиал «УГТУ-УПИ» в г. Чусовом

Контрольная работа

По «Истории науки и технике»

Тема: “Наука и техника Древнего Востока”

Выполнил: студент 3 курса

Заочного факультета

Группы МТЗ – 36081Чу

Наймушина Екатерина

Александровна

Проверил:

Палькина О.В.

г. Чусовой

1.Введение……………………...………………………………………………………..3

2.Месопотамия. Наука и техника………………………………………………………5

3.Древний Египет. Наука и техника……………………………………………………8

4.Древний Китай. Наука и техника……………………………………………………10

5.Древняя Индия. Наука и техника…………………………………………………….11

6. Заключение……………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………...15

1. Введение

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н.э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - рас­пад родового строя, возникновение классов и древних рабо­владельческих обществ, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сель­ского хозяйства и выделение из него ремесел, возникнове­ние металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избы­точный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собст­венников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Можно выделить шесть главных признаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

    создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

    создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

    появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

    появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

    возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

    создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности - это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В сущности, говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

2.Месопотамия. Наука и техника.

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Си­рийской степью на западе и горными районами Ирана на вос­токе (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Техника:

Пле­мена Месопотамии дали миру первую соху и плуг, оросительную систему. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончар­ном деле. Первый гончарный круг на планете появился в Ме­сопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь же впервые стали производится глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появилась в VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в V-IV тыс. до н. э. производство бронзовых изделий и, наконец, во II тыс. до н. э. железных изделий способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструк­ционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой раз­вития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для из­готовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростнико­вые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные раз­ливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требо­вали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строитель­ства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов произво­дились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сего­дня сокровищами крупнейших музеев мира.

В технологии производства ювелирных изделий применя­лись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет на­зад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовлен­ной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого из­делие обжигали.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, уп­ряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали осно­вой зарождения текстильного производства. Ткани производи­лись не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоя­тельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов. С древнейших времен для строи­тельства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжи­гаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты). Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. При строительстве впервые стали использовать фаянсовые изразцы, которые служили для украшения орнамента наружных стен зданий. Кладка стен укреплялась веществом, изготовлен­ным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отде­лывались мозаикой. Для украшения помещений использовались скульптуры, рельефы. Архитектура Месопо­тамии оказала влияние на зодчество всего Ближнего Востока.

Наука:

Росту производительных сил страны способствовали развитие наук, образования. Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н.э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отобра­жали конкретные предметы, поня­тия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта система письма распростра­нилась по всему Ближнему Восто­ку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского (еврейский, араб­ский), греческого (латинский, сла­вяно-кирилловский, грузинский, армянский).

Хозяйственные потребности дали толчок к развитию наук, в первую очередь, астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала шестидесятеричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадрат­ных и кубических корней, принцип арифметической и геомет­рической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умноже­ния, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инстру­менты - наподобие счетов.

Необходимость определения нахождения человека на мест­ности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. Жрецы вели наблюдения за светилами и звездами. Эти наблюдения сначала накапливались и передавались устно из поколения в поколение, затем после появления письменно­сти стали записываться в виде научных знаний. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех странах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Ими была основана астрология, предсказывающая судьбы людей.

Один из подходов разработан В. С. Степиным: две стадии (где 1- характеризует зарождающуюся науку (преднаука) и 2 - наука в собственном смысле слова.), которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.

Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука) , где зарождаются элементы (предпосылки) науки - это зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а средние века до 16-17 вв, явл исходным пунктом естествознания. Преднаука же изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Деятель-ность мышления - идеализированная схема практических действий

Причины возникновения науки в 16-17 вв .:

Общественно-экономические (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил),

Социальные (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии) условий,

Необходим был опр уровень развития самого знания.

В общественной жизни стал формир-ся новый образ мира и стиль мышления, разрушивший предшествующую картину мироздания и приведший к оформлению к ориентацией на механистичность и количественные методы. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания - мысленный эксперимент.

Характерные черты нового стиля мышления : отношение к природе как самодостаточному естественному, объекту; становление принципа строгой количественной оценки.

В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками.

Процесс дифференциации знания идет по трем основным направлениям :

1. отделение науки от философии.

2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.
Классификация этапов развития науки:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Имеет парадигму механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.) Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
3. Постнеклассичесая наука (вторая половина XX- начало XXI в.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы

Наука в античный период.

Предпосылкой возн н знаний многие исслед истории науки считают миф. Миф -это особый тип мышления. В мифе совмещены два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом, о первопредках, о первопредметах в «начальном» сакрально-священном времени) и синхронический (объяснение настоящего, а иногда и будущего).
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Формир зачатков н знаний и методов античности и средневековья связывают с тем культурным переворотом, который произошел в древней Греции при «великой колонизации». Древние греки пытаются описать и объяснить возн, развитие и строение мира в целом. Эти их представления получили название натурфилософских. Основная деятель-ность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.
Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм . Решение космогонической проблемы, поставленной Парменидом, далее развитая. Левкиппом и Демокритом. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества, утверждая, что четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире. Для объяснения процессов движения, изменения развития вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.
Осн чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью соц-полит ситуации, невозм для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью правителя и бюрократии. Это отразилось как на основных ф системах эллинизма - стоицизме (Зенон), скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.
Т.О., в античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теор модели . Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теор естествознания и науки в целом.

Знания и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях

Логика и философия

Знания и познание преднаука в архаических культурах и ранних цивилизациях Науке как таковой предшествует преднаука доклассический этап где зарождаются элементы предпосылки науки. Именно этот период чаще всего считают началом исходным пунктом естествознания и науки в целом как систематического исследования реальной действительности. Знания существовали в религиозномистической форме и поэтому были доступны только жрецам которые могут читать священные книги и как носители практических знаний иметь власть над людьми. Жрецы накапливают...

1. Знания и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практических знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возникает необходимость систематического наблюдения за явлениями природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, открытию циклически повторяющихся затмений Солнца и т.д. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана иридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий - одним из важнейших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде (для справки: современное значение - 365 дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me, содержащая мудрость шумерской цивилизации, большая часть текстов которой не расшифрована.

Специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выделения "существенных" признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний.

Существенные черты древневосточной преднауки .

Наиболее развитая в период дл 6 в. до н.э. в аграрном, реме с ленном, военном, торговом отнош е нии восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определе н ные знания. Эти знания накапливались, хранились и передав а лись от поколения к поколению, что позволяло им оптимально организовать деятельность. Однако н а личие некоторого знания само по себе не создает науку. Ее определяет целенаправле н ная деятельность по в ы работке нового знания.

1. На Др.Востоке знания вырабатывались путем обобщений практического опыта и циркулировали в обществе по принципу наследственного профессионализма. Процессы изменения знаний происходили стихийно, отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке знаний. Знания принимались на бездоказательной основе, знание функционировало как набор готовых рецептов, что вытекало из его практического характера.

2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточную деятельность по анализу, разработке теоретических вопросов – «познание ради познания». Древневосточная же наука ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое занятие, в Вавилоне функционировала как прикладное искусство, обслуживавшее либо культовую (времена жертвоприношений привязаны к периодичности небесных явлений – фазы Луны и т. п.), либо астрологическую (выявление благоприятных и неблагоприятных условий для текущей политики и т. д.) деятельность. В сравнение: в то время в Др.Греции астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

3. Древневост. наука не была рациональной, что было обусловлено характером социально - политического устройства древневосточных стран. Антидемократизм в социально-политической жизни этих стран (страны Ближнего Востока – откровенная деспотия) отражался на их интеллектуальной жизни. Предпочтение отдавалось не рациональной аргументации и доказательству, а авторитету. Отсутствие предпосылок к обоснованию знания и принятые механизмы аккумулирования и трансляции знания приводили его к фетишизации (религиозному слепому поклонению). Отсутствие демократии, обусловленная этим жреческая монополия на науку определили ее нерациональный, догматический характер, превратив ее в разновидность полумистического, сакрального (священного, относящегося к религиозному) знания.

4. Решение случайных задач, носящих частный нетеоретический характер, лишало древневост. науку систематичности. Поскольку поиск был ориентирован на нахождение практических рецептов, не проводилось универсальных доказательств. А отсутствие доказательного рассмотрения предмета в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию.

Следовательно, если исходить из того, что такие признаки как фундаментальность, доказательность, рациональность необходимы для спецификации науки как элемента надстройки, особого типа рациональности, то наука в этом понимании не сложилась на Др. Востоке. А исторический тип познавательной деятельности, который сложился на Др.Востоке соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62085. Урок по легкой атлетике 17.67 KB
Стойка ноги врозь правая рука вверх 1-2 наклон туловища влево 3-4 наклон туловища вправо 3 И. стойка ноги врозь 1 наклон вперед 2 И. 3 наклон вперед 4 И. ноги врозь наклоны туловища 1 наклон влево 2 И.
62087. Food and Health 32.19 KB
Today we are going to speak about food and our health. So we must decide what should we eat in order to be fit and healthy. (слайд)Today we have an unusual lesson, because we have quests “I know you perfectly well, but our quests don’t.
62088. Звуки (р) (р), обозначение их буквой «Р» 67.48 KB
Задачи урока: образовательные: познакомить с буквой Р р; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами. развивающие: развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей звук слог слово...
62089. Основы конституционного строя Российской Федерации 25.53 KB
Цели урока: образовательные: организация совместной исследовательской деятельности учащихся для самостоятельного изучения ими основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ...
62090. Art/Painting 24.43 KB
Цели урока: Практические: обобщить и систематизировать знания по теме Аrt Pаinting закрепление умений в говорении по теме Аrt Pаinting развитие умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух Развивающие: развитие коммуникативных навыков...
62091. Твои игрушки придумал художник 549.61 KB
Цель урока: Углубление знаний о работе с пластилином через лепку животного Задачи урока: Образовательные Воспитательные Развивающие формирование навыка работы с пластилином передача пропорций и конструкций тела лепка...
62092. Отрасли экономики. Классификация профессий 212.75 KB
Цели урока: Воспитательная: Воспитывать толерантность по отношению друг к другу; Воспитывать уважительное отношение к труду людей; Образовательная: Ознакомить учащихся с отраслями экономики и классификаций профессий...