Презентация "Истина. Критерии истины". Презентация по обществознанию "Познание. Истина и ее критерии" (10 класс) Вставьте пропущенное слово
- 1. Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности – это:
- Гносеология
- Онтология
- Агностицизм
- Конвенциализм
- 2. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:
- Гносеология
- Онтология
- Агностицизм
- Конвенциализм
- 3. Верны ли суждения:
- А.) АГНОСТИЦИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ
- СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ
- Б.) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - (ОТ ГРЕЧ.
- НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ
- ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ
- ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ.
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Не верны оба суждения
- 4. Познание – это:
- Результат особого познавательного процесса людей.
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является трудовая деятельность, отражающая объективную реальность в его сознании.
- Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
- 5. Форма познавательной
- деятельности:
- Психологическое
- Этическое
- Социальное
- Личное.
- 6. Виды познавательной
- деятельности:
- Реальное и не реальное.
- Рациональное и чувственное
- Социальное и религиозное
- Пессимистическое и оптимистическое.
- 7. Установить соответствие: Мыслители прошлого о сущности бытия
- Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
- «истина есть тождество вещи и представления»
- Фома Аквинский
- «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
- Р. Декарт
- важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
- Позиция Аристотеля
- «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
- Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
- Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- критика
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
- «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
- Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
- При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
- ИСТИНА
- КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
- 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
- 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
- Критерий истины – практика:
- практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
- материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
- Критерий истинности - теория
- Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
- Отказ от идеи
- развития знания
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
- Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность –
- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
- http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
- http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
- http://www.eurosmi.ru/science/41.html
- http://his.1september.ru/2002/01/5.html
- http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
- http://activerain.com/blogs/sashadear
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
- http://www.rkm.kz/node/672
- http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс
- Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока
3 слайд
Описание слайда:
1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.
4 слайд
Описание слайда:
Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.
5 слайд
Описание слайда:
2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).
6 слайд
Описание слайда:
Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.
7 слайд
Описание слайда:
3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.
8 слайд
Описание слайда:
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).
9 слайд
Описание слайда:
Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.
Философы об истине Аристотель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Беркли, Э.Мах, Авенариус Рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства Платон, Гегель Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Р.Декарт Важнейший признак истинного знания - ясность
Критерии истины Эмпирики – источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт Сенсуализм – ощущения являются единственным источником и обоснованием знания Рационалисты – критерием является разум Конвенционалисты – истина является результатом соглашения Прагматики – истина – знание, которое способствует решению практических задач
ВИДЫ ИСТИНЫ Абсолютная истина- это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Не может быть опровергнута. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание. Мир бесконечно изменчив, возможности познания зависят от условий своего времени и определяется уровнем развития духовной культуры
Истоки заблуждений 1. Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф.Бекон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир. 2. Э.Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.
Истина и заблуждение 3. Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям. 4. Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения. 5. Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.
Слайд 2
Какими способами достигается?
Слайд 3
«истина есть тождество вещи и представления»
Фома Аквинский
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Р. Декарт
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Позиция Аристотеля
Слайд 4
«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)
«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Слайд 5
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Критерии истины.
Слайд 6
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
Слайд 7
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
Слайд 8
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Слайд 9
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Слайд 10
Критерии истины
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Слайд 11
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Критерий истинности - теория
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи развития знания
Слайд 12
Формы истины
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
Слайд 13
Виды истины
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Слайд 14
Свойства истины
- Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Слайд 15
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
Слайд 16
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
Посмотреть все слайды
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
- Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
- Павлова Анеля Васильевна
- учитель истории МОУ СОШ№ 12
- г. Вышнего Волочка Тверской обл.
- «истина есть тождество вещи и представления»
- Фома Аквинский
- «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
- Р. Декарт
- важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
- Позиция Аристотеля
- «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
- Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
- Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- критика
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
- «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
- Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
- При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
- ИСТИНА
- КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
- 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
- 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
- Критерий истины – практика:
- практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
- материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
- Критерий истинности - теория
- Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
- Отказ от идеи
- развития знания
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
- Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность –
- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
- http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
- http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
- http://www.eurosmi.ru/science/41.html
- http://his.1september.ru/2002/01/5.html
- http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
- http://activerain.com/blogs/sashadear
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
- http://www.rkm.kz/node/672
- http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
- Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.