Собор во имя воскресения христова. Краснобор: церковь во Имя Воскресения Христова или Храм Божий в Красноборе Церковь во имя Воскресения Христова

Церковь во имя Воскресения Христова

(святого Михаила Архангела) в Малой Коломне

Утраченный памятник

пл. Кулибина, 1х

1847-1859 - арх. акад. Ефимов Н. Е., Швецов А. И., Небольсин В. Ф.

В 1832 г. жители Малой Коломны ходатайствовали перед епархиальным начальством о разрешении построить храм во имя Архистратига Михаила на площади, которая тогда называлась Козье болото. Церковь предполагали строить в благодарность по случаю прекращения эпидемии холеры и рождения младшего сына императора - великого князя Михаила Николаевича. Разрешения не последовало, и было составлено новое прошение на имя военного губернатора фон Эссена. Дозволение было дано условно. Сбор денег шел медленно, прошло почти десять лет. В 1840 г. по духовному завещанию вдовы прапорщика Лебедевой Анны Дмитриевны было пожертвовано на строительство церкви 25 тысяч рублей.

На месте строительства 16 декабря 1845 г начали строить деревянную часовню для сбора пожертвований. 8 марта 1846 г. состоялось освящение часовни на Козьем болоте.

12 октября 1847 г. состоялась закладка каменной церкви. В 1848 г. была построена и 22 февраля освящена временная деревянная церковь во имя Рождества Христова.

Каменная церковь строилась рядом с деревянной по проекту академика архитектуры. Н. Е. Ефимова. Строителем был избран служивший в Главном управлении путей сообщения архитектор А. И. Швецов, его помощником архитектор В. Ф. Небольсин. В связи с ограниченностью средств, строительство затянулось. В 1857 г. приступили к отделке интерьеров, установке иконостасов

Это был двухэтажный пятикупольный храм в русско-византийском стиле. Фасады были украшены колоннами и лепниной. На алтарной стене в нише помещалась под стеклом писанная на холсте икона «Воскресения Христова» в дубовой раме.

28 февраля 1859 г. церковь была освящена. 4 октября того же года был освящен боковой придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а 8 ноября 1861 г. боковой придел во имя Архангела Михаила. В феврале 1861 г. разобрали временную деревянную церковь.
Главный и боковые приделы располагались во втором этаже храма.

Нижняя церковь представляла собой копию церкви Рождества Христова в Вифлееме, ее интерьер в 1870-х гг. был выполнен архитектором С. В. Садовниковым. Иконостас придела был изготовлен из белого мрамора. Во внутренней части храма была устроена часовня, представляющая собой воспроизведение Вифлеемского вертепа - к стене были приделаны мраморные ясли с младенцем Иисусом. Вертеп был освящен 22 декабря 1887 г.
Внизу также были устроены приделы во имя Иоанна Предтечи и св. Николая Чудотворца. Иконостас приделов также был сделан из белого мрамора.

Сосновый иконостас главного придела был выполнен охтинским резчиком П. М. Алексеевым, иконы написаны К. С. Осокиным, им же расписан купол. Лепка сделана С. И. Муратовым.

Звонница имела восемь колоколов. Самый большой с изображением Рождества Христова и Воскресения Христова был изготовлен на заводе Стуколкина на средства князя Долгорукова.

Спустя восемь лет после освящения церкви в главном куполе обнаружилась течь, началось исправление всего здания. Работы проводились в 1867-1869 гг. под наблюдением архитектора К. Я. Маевского

Часовня "Вифлиемский вертеп"

Часовня с Вифлиемской звездой, иконами Двенадцати Апостолов и вертепом была построена по проекту арх. С. В. Садовникова в 1887 г. и тогда же освящена. Снесена вместе с храмом. (. С.164)

На капитал, завещанный бывшим церковным старостой купцом В. Ф. Фоминым при церкви на площади, напротив Торговой (ныне Союза Печатников) улицы была построена небольшая каменная часовня с помещением для сторожа. Часовня освящена в 1897 г.

Храм был закрыт в 1932 г. и в том же году снесен. На его месте разбит сквер, носящий имя площади Кулибина.

(по материалам [ 44 ], [ 69 ])

Поклонный крест установлен в Санкт-Петербурге на месте взорванного храма Воскресения Христова на площади Кулибина. Второе, исторически сложившееся название храма - Малоколоменский Михаила Архангела (он находился в Малой Коломне в нынешнем Адмиралтейском районе). Чин его освящения был совершен 21 июня 2009 г. Церемонию возглавил епископ Петергофский Маркелл, викарий Санкт-Петербургской епархии, которому сослужили 12 священников, в том числе благочинный Адмиралтейского округа архимандрит Сергий (Стуров), секретарь епархии игумен Мстислав (Дячина) и другие клирики петербургских храмов. Несколько сотен человек пришли поклониться кресту и помолиться на месте утраченной святыни. Среди них были и пожилые петербуржцы, помнящие уникальный храм, в подвальном помещении которого располагалась церковь-вертеп - точная копия храма Рождества Христова в Вифлееме.

Из исследовательской работы учащихся 6 кл.

Бессоновой К.М.,Сметанина М.В.

«Краснобор: церковь во Имя Воскресения

Христова или Храм Божий в Красноборе».

Научный рук.:Рочева Любовь Леонидовна, с. Краснобор, 2010 г.

В 1830 году первосвященник Аарон побывал в Ижемском краю. К нему обратились крестьяне из Краснобора и Вертепа с просьбой дозволить им построить в деревне Краснобор деревянную церковь во имя Воскресения Христова. Для будущего причта они согласились отвести потребное количество земли и на содержание его пожертвовали 2000 рублей. Первосвященник Аарон назначил место для будущего храма и 18 марта 1830 года водрузил на том месте крест.

Но грунт на том месте оказался слабым. Первосвященник Георгий, посетивший деревню Краснобор в марте 1832 года, избрал новое место для постройки храма. В том же году были начаты работы по строительству церкви окончены в 1833 году. В церемонии освящения приняли участие два архимандрита, местный благочинный и первый приходский священник Сергей Иоивлев.

Так как берег, на котором стояла церковь, каждогодно подмывался водою, то по просьбе прихожан была построена новая церковь во имя Воскресения Христова, оснащенная в июле 1878 года. Из разобранного здания бывшей церкви в 1880 году построили трехъярусную колокольню 17 саженей вышины /без шпиля/. Крестьяне села Дибож /так раньше называлась д. Большое Галово/ Матвей и Иван Каневы купили на свои средства колокол весом 51 пуд и 30 фунт. Крестьянин из Краснобора Федор Терентьев на собранные им от односельчан деньги купил другой колокол весом 30 пудов и 23 фунта. Иконы были нарисованы крестьянином Яренского уезда Е.Я. Поповым. Но потом иконостас обновлялся.

В 1862 году в селе Краснобор открыто сельское училище, в котором в 1894-1895 учебном году обучались 52 мальчика и 5 девочек.

В клировой ведомости за 1917 год отмечено, что здание церкви во имя Вознесения Христова, освященная в 1878 году и колокольня на каменном фундаменте, покрыты железом. У церкви имелось пахотной земли 2 десятины и 1800 сажен, сенокосной – 22 десятины, усадебной земли З десятины. Священником в тот год был Владимир Алексеевич Колмаков. До назначения на эту должность он четыре года работал учителем в Диюрской сельской школе. Работая священником он несколько лет был законоучителем в Красборском высшем начальном училище и одновременно – учителем в Красноборском одноклассном приходском училище. В 1925 году в год своего 70-летия он был лишен избирательных прав.

Службу псаломщика выполнял Владимир Никифорович Канев, родом из Ласты. В указанном звании был утвержден в 1912 году. В 1914 году был мобилизован в армию, где и вступил в партию большевиков. В январе 1918 года В.Н. Канев с помощью других 6ывших фронтовиков организовал партийную ячейку в с.Краснобор.

Красноборская церковь была довольно богатой. На трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из них весил 69 пудов и 38 фунтов. В церкви имелось три больших серебряных креста с позолотою 84 пробы, одно большое евангелие с позолоченной медной обложкой, два больших евангелия с посеребренной медной обложкой, дарохранительницы, различные блюда, кадила, подсвечники и многое другое из чистого серебра. Немало было позолоченных изделий. Высоко ценились иконы Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Святого великомученика Георгия, Саваофа.

Очень интересна история сохранения икон, которые имеются в церкви.

Рассказывает Александра Григорьевна Мишарина, жительница села:

«Мы с сестрой Парасковьей были еще маленькими, где-то 8-10 лет, но заходили в церковь. Дети есть дети. Тогда в этом здании размещался склад, но он часто пустовал.

Как-то мы забрались на чердак по узкой лестнице и увидели там несколько икон. Лежали они ликами вниз, видно, просто их сюда забросили.

Рассказали об этом матери, Марине Савельевне Семяшкиной. Мать наша была очень набожной. Всем нам приговаривала, что без божьего ведома у человека ни один волос не упадет.

Она попросила нас принести эти святые вещи домой, чтобы сохранить их.

Мы с сестрой принесли иконы, мать их почистила, вымыла и поставила в безопасное место.

Прошли годы, мы стали взрослыми, завели свои семьи и уехали из родного села.

Дом свой пришлось продать, а иконы мы передали знакомым на хранение. Мы твердо верили, как и мать, что они еще будут востребованы, что будут еще перед ними молиться верующие.

Вначале я жила в Троицко-Печорске, а потом мы переехали в Нарьян-Мар. Муж был речником, плавал на Печоре. Но потом болезни стали одолевать, и решила вернуться в свое родное село. Когда узнала, что церковь в селе стали восстанавливать, сразу же сообщила, что сохранилось несколько икон. И вот они оберегали свое настоящее место».

Вот так, благодаря простым коми женщинам, удалось сохранить эти православные святыни.

Сохранились не только они. Чудесным образом сохранился и крест, который был на куполе в те времена, когда этот храм был в числе действующих.

История сохранения этого креста тоже необычна и интересна.

Когда снимали его с купола, а вернее, просто сбросили, он даже погнулся и некоторое время лежал возле церкви. Ночью мужики из семьи Терентьевых (Чумак рӧд) принесли его домой, выпрямили и спрятали в хлеву, сверху набросали дрова.

И крест тоже занял свое место»

А вот как рассказывает про лиственницы, посаженные около церкви, Зинаида Терентьева, уроженка села Краснобор, ныне живущая в с. Помоздино Усть-Куломского района. Приводим выдержки из статьи «Гажӧй бырӧ» из газеты «Коми му»: «При входе в село в глаза бросаются огромные лиственницы. Они были посажены в 1905 году. До гражданской войны в Красноборе проживала купеческая семья Терентьевых: трое сыновей и три дочери. Дольше всех прожил у купца сын Иван. Осенью 1905 года Иван просил привезти с истоков Печоры маленькие лиственницы. Деревья привезли и посадили вокруг своего дома, возле сельской церкви, а в центре села был посажен целый парк. Вместе с лиственницами был привезен и один кедр. Он растет до сих пор, но вековые лиственницы своими огромными ветками закрывают его. Слуги Ивана ухаживали за деревьями, поливали, заботились о них. Три лиственницы высохли, не успев вырасти, а остальные тянутся ввысь, к небу. Весной, особенно после дождя, веет от них душистый аромат. В 60-х годах возле лиственниц построили детский сад. В жаркие дни ветви лиственниц дают прохладу и под ними, в тени ветвей, хорошо играть маленьким детям. На лиственницах строят свои гнезда птицы, даже в дуплах живут белки, как будто по-своему бросают шишки, словно играют с детьми.

Когда еще могла приезжать в свое село, всегда восклицала: «Здравствуй, Краснобор! Здравствуйте, лиственницы, радующие глаза и дающие силы!»

На одной из встреч с журналистами «районки» генеральный директор ПО «Изьва» О.М. Терентьев рассказал сотрудникам редакции о реставрационных работах, которые провели работники этого предприятия в бывшей церкви в Красноборе. Причем, не как подрядчики, а как меценаты.

Здание церкви с внешней стороны покрашено, построена новая паперть (кстати, такая, как посоветовал отец Гермоген, служивший тогда в Щельяюре).

Большие работы проведены и внутри церкви. Разобран верхний этаж, который ранее был приспособлен под библиотеку (на первом располагался Дом культуры). Внутри все покрашено, оборудован алтарь, установлено электропитание.

Каждое воскресенье стараются в церкви верующие помолиться Богу, есть в храме и иконостас, хотя икон пока мало. Уже с утра храм к их услугам. Церковь и сельский Дом культуры находятся рядом. В этом тоже есть целесообразность - ведь, по сути, они во многом выполняют одну и ту же роль по духовно-нравственному воспитанию и взрослых, и подрастающего поколения. Наверное, поэтому и курирует православный храм работник культуры Татьяна Прокопьевна Терентьева.

Как говорит Татьяна Прокопьевна, в 1997 году она регистрирует приход. Главные службы церкви - это воскресные службы. Главный престольный, светлый праздник церкви и села - Пасха. По благословению епископа Питирима настоятелем церкви Воскресения Христова в с. Краснобор является отец Сергий из Сосногорска. В клиросе поют: Татьяна Александровна, Анна Валерьевна, Ольга Николаевна Ларионова. Праздничные службы ведут: Терентьева Ольга Николаевна, Анна Степановна, Алексей Григорьевич, Александра Григорьевна, Алексей Григорьевич, Маргарита Николаевна, Валерия Генриховна, Ангелина Васильевна.

В дальнейших планах провести небольшой ремонт церкви, сделать летний и зимний варианты. В зимнем варианте церкви будет построены печки, чтобы зимой было тепло. В данное время собираются средства прихожанами для приобретения кирпича. Раз в месяц приезжает отец Сергий ведет службы, крещения.

«Можно также отметить, что держим хорошие, дружеские отношения между приходами Щельяюра и Сизябска» — отметила Татьяна Прокопьевна. Очень тесная связь церкви со школой. Больше половины учительского коллектива посещают церковь и ведут вместе с отцом Сергием службы. Когда отец Сергий приезжает на службу в церковь, то в первую очередь поднимается в школу, с детьми, с коллективом ведет беседы о духовности, нравственности, патриотизме, дети и учителя с удовольствием слушают их.

Строительство церкви в Малой Коломне было посвящено двум событиям: избавление в 1832 году от эпидемии холеры и в честь рождения великого князя Михаила (младшего сына императора Николая I).

Главным инициатором строительства стал сенатор И. С. Горголи, он руководил созданием Строительного комитета, в который вошли видные государственные деятели и именитые купцы. В конце 1843 Император разрешил возведение церкви и вначале была сооружена деревянная часовня, освященная 10 марта 1846 года. Затем появилась временная деревянная Рождественская церковь, вмещавшая 1000 человек. Она была освящена 22 февраля 1846 года и была разобрана в 1861 году.

Постоянная церковь представляла собой двухэтажное каменное здание, возведеное в русско-византийском стиле, вмещавшее 1500 человек.

Первоначальный проект храма был выполнен архитектором А. И. Шевцовым, однако Николай I потребовал изменить вид церкви, что и было сделано Н. Е. Ефимовым.

Церковь была заложена 12 октября 1847 года. Строительство вынуждены были вести на сваях, поскольку грунты на бывшем Козьем Болоте были достаточно сложными. Руководили строительством А. И. Шевцов, В. Ф. Небольсин и, с 1850 года, — Ф. И. Руска.

В 1851 году здание было готово, но отделка, которой занимался ученик Тона К. Я. Маевский, — затянулась.

Главный придел верхнего храма был освящён митрополитом Санкт-Петербургским Григорием 28 февраля 1859 года, Тихвинский (правый) — 4 октября 1859 года и Михайловский (левый) — 8 ноября 1861 года. Собственно по Михайловскому приделу церковь и получила своё неофициальное название.

Резные сосновые иконостасы верхнего храма были выполнены охтинским резчиком П. М. Алексеевым, иконы главного придела — В. Н. Бовиным и К. С. Осокиным, роспись купола — также К. С. Осокиным, лепка — С. И. Муратовым.

Главным почитаемым местом храма являлась устроенная в крипте церковь во имя Рождества Христова, которая являлась точной копией Вифлеемской церкви Храма Гроба Господня. Она была закончена архитектором С. В. Садовниковым в 1870 году. Часовня в точности воспроизводила Вифлеемский Вертеп в Святой Земле, как формой, так и размерами. К её стене были приделаны мраморные ясли с Младенцем Иисусом. Каждую пятницу здесь совершался акафист Рождеству Христову.

В 1895—1897 годах створе Торговой улицы на средства вдовы купца Фомина П. А. Фоминой была выстроена каменная часовня, сменившая первоначальную деревянную (архитектор И. М. Гольмдорф).

Приход активно занимался благотворительной деятельностью: «Женская богадельня Александры Калитиной» и «Общество вспоможения бедным» были на церковном попечении. Казначеем Общества был Александр Андреевич Сомов - брат известного художника Константина Сомова.

Церковь была снесена в 1932 году; на площади был разбит сквер.

Существуют предположения, что нижняя церковь в 1932 году была засыпана и, возможно, сохранилась до наших дней. Планируется провести исследования и раскопки. На месте разрушенного храма Воскресения Христова 21 июня 2009 года прошла церемония установления Поклонного креста

В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова.

Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.

Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А. В. Ступина.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: "Воскресение Христа" (восточный фронтон), "Явление св. Троицы Аврааму" (южный), "Собор всех святых" (западный), "Покров Пр.Богородицы" (северный).

По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова.

Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери.

Это описание достопримечательности Собор во имя Воскресения Христова в Арзамасе, Нижегородской области (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №903 – Воскресения Христова, собор

Храмы России №12869 – Собор Воскресения Христова в Арзамасе (Воскресенский собор, сер. XVI в.)

Грандиозный собор, один из лучших образцов стиля классицизма. Сооружён как храм-памятник победе в Отечественной войне 1812 вместо прежнего каменного собора 1742. Заложен в 1814, освящён 15.09.1840. Четырёхстолпный пятикупольный храм, кубический объём которого усложнён симметричными прямоугольными притворами и алтарём, украшенными двенадцатиколонными портиками. По бокам от главного алтаря приделы Иоанна Воина и Серафима Саровского (справа) и Александра Невского и Митрофана Воронежского (слева), в боковых притворах Покровско-Иоанно-Богословский (справа) и Всехсвятско-Никольский (слева). Закрыт в 1932, занят под антирелигиозный музей. В 1944 возвращён верующим при личном участии патр. Сергия (Страгородского), уроженца Арзамаса. Более не закрывался.